varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Каргополь. Часть 1: север города



О Каргополе я узнал лет восемь назад, и влюбился в этот городок заочно, только услышав его название, которое сначала произносил как КаргОполь (на самом деле КАргополь, греки не причём). За эти годы я побывал во многих северных городках, а в Каргополь собирался поехать несколько раз, но так и не собрался до этого лета. Мне хотелось поселиться тут дня на три, пожить в тихом уездном городке, поездить по окрестностям с деревянными храмами, вдоволь окунуться в ни с чем не сравнимую атмосферу Севера.
За эти годы Каргополь утратил, наверное, значительную часть своего своеобразия, но всё-таки по-прежнему северного колорита в нём намного больше, чем в других городках Поверховья. Но в отличие от вологодских райцентров, Каргополь в советское время был передан Архангельской области, до 1990-х годов сюда не было асфальтовой дороги, а до крупных городов отсюда по несколько сотен километров. Мне кажется, что по совокупности достопримечательностей и колорита Каргополь - интереснейший малый город Русского Севера.

Прогулка по центру Каргополя будет состоять из двух частей. В первой осмотрим север города, от автовокзала до Нового Торга.

Железной дороги в Каргополе нет, ближайшая станция - город Няндома в 80км восточнее, на линии Москва-Архангельск. Причём хотя путешественниками Няндома воспринимается как "ворота Каргопольщины", она крупнее Каргополя вдвое (в Каргополе 11 тысяч жителей). От вокзала 4 раза в день ходят автобусы (130р.), а такси берут 800-1000р. за машину. Мы ехали вчетвером, и так как рядом стоял автобус, таксист повёз нас по минимальной цене. Автобус в пути 2 часа, такси - меньше часа. Дорога в основном хорошая, но с парой ужасных участков.
Вот так выглядит каргопольская автостанция в северной части города:



Деревянных автостанций я видел немало, но с резными наличниками - первый раз! Около автостанции - Троицкая церковь (1790, нынешний облик 1878) в роще:





Автостанция находится у северного края исторического центра, и севернее - только силикатные двухэтажки и сталинки, хотя есть и пара старинных домиков:



Так что от автостанции, на протяжении двух постов, будем идти на юг. Практически в соседнем квартале, слева по ходу движения, находятся "валушки" - остатки валов деревянного кремля:



Каргополь был основан в 1146 году князем Вячеславом из соседнего Белозерска на границе чудских земель. Собственно, и название его чудское, то есть угрофинское: karhun-puoli, что переводится как "медвежий край". С 15в. город оказывается уже на границе Новгорода и Москвы, входит в состав Московского государства вместе со всей Новгородской республикой, и в 16-17 веках достигает расцвета. В отличие от других северных городов, Каргополь (расположенный на реке Онега чуть ниже её истока из озера Лаче) стоял на пути не в Архангельск, а к Соловецким островам, также бывшим важным центром торговли на Белом море. При Иване Грозном он входил в опричнину, а в Великую Смуту сюда был сослан предводитель крестьянского восстания Иван Болотников, которого тут ослепили, а затем утопили в проруби. 
Упадок Каргополя начался с основанием Петербурга и переносом торговли с Белого моря на Балтику. В общем, типичная история для Русского Севера, и сейчас сложно поверить, что этот маленький патриархальный городок 300-400 лет назад входил в первую десятку городов России по населению и развитию.



Но те века оставили в городе десяток удивительной красоты храмов - мне кажется, по совокупности каргопольская "коллекция" церквей лучшая на всём Русском Севере. А купеческая застройка 18-19 веков тут очень невзрачна, и воспринимается как фон. Однако суровый северный быт с деревянным мостовыми и горами дров во дворах впечатляет не хуже любой архитектуры.



Один из немногих каменных домов 18 века недалеко от гостиницы "Каргополочка" ныне занят центром народных ремёсел "Берегиня" - еще одним наследием расцвета Каргополя стали многочисленные художественные промыслы: глиняная игрушка, плетение из бересты, "птицы счастья". Впрочем, нам в "Берегиню" зайти не удалось (банально не успели).



Над кварталами между автостанцией и Новым Торгом (главной площадью) доминирует Воскресенская церковь (1675-1700) - один из "потомков" московского Успенского собора, что строились в те годы во многих городах:



Но хотя это почти "типовой проект" 16-17 веков, древнерусской архитектурой невозможно не восхищаться!



Пейзажи и улицы в центре Каргополя:



На заднем плане видны купола Нового Торга, а на переднем - немец Алекс из нашей команды:



Неопознанное сооружение у берега Онеги - вероятно, обезглавленная церковь:



На параллельной улице Ленина (на которой, в одном квартале друг от друга, стоят две гостиницы) застройка еще невзрачнее:



И идя по ней от гостиницы, я успел даже испугаться - а вдруг Каргополь нас разочарует?



Деревянное здание с портиком выходит на площадь Ленина:



Которая тут выглядит так:



Обратите внимание - советские здания тут тоже двухэтажные и не выбивающиеся из окружающей застройки. Скудность архитектуры 19-20 веков в Каргополе компенсируется её соразмерностью и гармоничностью, и в городском силуэте безраздельно господствуют храмы. Наискось от площадь Ленина - Новый Торг в роще, на которую глядят фасадами купечески дома:



Новый Торг показывается из-за деревьев постепенно:



Главная площадь на этом месте, близ старейшего городского собора, была учреждена в 1764 году, после пожара, разрушившего деревянный город. Как часто бывало, после этого город начал застраиваться по прямоугольному плану, утверждённому Екатериной Второй.



Ныне Новый Торг - это классическое "дворище" типа устюжского или новгородского. Его ансамбль слагают 4 здания (слева направо): Христорождественский собор (1556-62), соборная колокольня (1771-78), Введенская церковь (1802) и церковь Рождества Иоанна Предтечи (1751):



С каждой точки Новый Торг выглядит по-разному, и бродить вокруг него, любуясь сменой силуэта, можно часами:



Христорождественский собор времён Ивана Грозного - старейшее здание города. Сложное название - местная традиция, в других местах он был бы просто Рождественским. Необычайно тяжеловесная форма - результат повреждений, которые собор получил при пожаре 1764 года.



Тогда же были пристроены контрфорсы (ныне обшиты досками), а вот приделами собор "оброс" еще в 17 веке. Ныне он занят музеем. Как и многие другие храмы Каргополя, собор украшен сложной каменной резьбой:



Введенская церковь (с красной кровлей) также занята музеем, а перед входом установлены якорь и пушка: как и все вологодские городки, Каргополь дал России 18-19вв. великого мореплавателя - каргопол Александр Баранов в 1804-1818 годах был первым управляющим Русской Америки.

Третий храм Нового Торга - церковь Рождества Иоанна Предтечи, отличающаяся совершенно нетривиальной формой, явно заимствованной из деревянного зодчества. К тому же, это самый большой храм Каргополя (высотой 33м) - может быть, он был построен по образцу более старой деревянной церкви?



Но самое эффектное здание на площади - Соборная колокольня высотой 62м, по-прежнему остающаяся доминантой города:



После уже упомянутого пожара Екатерина Вторая не только утвердила план города, но и пожаловала Каргополю большую сумму на восстановление (видимо, у города было хорошие лоббисты), и даже собиралась приехать. Колокольню возвели еще и как триумфальную арку к приезду императрицы, поэтому она поставлена не по канону - сориентирована на юго-восток, в створе главной улицы, с выходом на Онегу. Екатерина так и не приехала, но колокольня стала одним из архитектурных шедевров России 18 века. О её происхождении напоминает вензель Екатерины:



Украшения:





В 2001 году в шпиль колокольни ударила молния. Колокольня горела двое суток, и потушить такой пожар в маленьком городке просто не было средств. Потом была затяжная реставрация, и ныне колокольня восстановлена настолько, что на неё можно подняться.



Наверх ведут винтовые лестницы, причём на первом ярусе - круглая, а на втором - квадратная. Вход - 50р., еще столько же фотосъёмка. Смотрительница просит не звонить в колокол. Мы случайно звякнули, потом извинялись внизу, а смотрительница ответила, что знает все колокола по голосам и поняла, что мы не специально - на верёвку этого колокола налетает почти каждый турист.



За колоколами - Ленинградская улица, переходящая в дорогу на Пудож и далее на Петербург. По ней и должна была приехать императрица.



Англичанка Изобель фотографирует Христорождественский собор:



С колокольни он выглядит интереснее, чем с земли:



Один из приделов:



Декор стен на фоне Онеги:



Введенская церковь с колокольни кажется игрушкой:



Церковь Рождества Иоанна Предтечи напротив отсюда смоторится внушительнее, чем с земли:



Четвёртый храм Нового Торга - мемориал Победы:



Еще пара видов:





Немец и англичанка восхищенно глядят на русский простор:



А вот Старый Торг с колокольни не виден - его закрывают деревья. В следующей части осмотрим окрестности Нового Торга, Старый Торг и далее пройдёмся до южных окраин. Напоследок - колокольня в створе Ленинградской улицы:



ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргопольщина.
Каргополь. Север города.
Каргополь. Юг города.
Каргополь. Дом Шевелёвых.
Ошевенский тракт (Саунино, Поздышевская, Погост-Наволочный).
Ошевенск.
Плесецкий тракт (Архангело, Волосово).
Лёкшмозерский тракт (Красная Ляга, Большие Лядины).
Архангельск.
Пинега.
Мезень.
.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, дорожное
Subscribe
promo varandej september 24, 14:08 58
Buy for 500 tokens
-Так-то мы уже месяц в дороге. По Алтаю путешествуем: российский Алтай, монгольский Алтай, казахстанский Алтай... -Пешком что ли? -Почему пешком? Едем на всём, что едется. Так-то я не автостопщик, но что ещё делать, когда автобус дважды в день, а интересное через каждый десяток километров? В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments