varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Окрестности Каргополя. Часть 2: Ошевенск



Ошевенск - довольно крупное по северным меркам (несколько сотен человек) село, среди полумёртвых деревень выглядящее мегаполисом. Как и многие северные сёла, это "куст деревень", сельская агломерация, вытянутая на несколько километров вдоль речки Чурьега, и состоящая из деревень Погост, Низ, Ширяиха и Большой Халуй. В Ошевенске есть: руины каменного монастыря, две деревянные и каменная часовни, деревянная церковь 18 века, квартал каменных купеческих домов, множество северных изб, а также живой быт северной деревни.

Как уже было сказано в конце прошлой части, последние 9км перед Ошевенском тракт совершенно прямой, и в его перспективе - колокольня Александро-Ошевенского монастыря. В какой-то момент лес расступается, и полуразрушенный монастырь показывается во всей красе:



Деревни Ошевенска стоят на левом берегу Чурьеги, а монастырь - на правом, и вокруг него только луга. Монастырь основал в 1453 году монах Кирилло-Белозерского монастыря Александр, выходец из Каргопольской земли. Строительством первых зданий монастыря и слободы при нём руководил его отец Никифор Ошевень, по которому слобода и получила название. Монастырь был расположен выгодно - в одном суточном переходе от Каргополя по дороге к Белому морю, поэтому стал важным центром не только религии, но и торговли. Впрочем, его ансамбль сложился в 19 веке. В советское время монастырь был разрушен, и ныне представляет собой живописные руины.



Вход через Святые ворота с Никольской церковью (1839) - единственной действующей в монастыре. Здесь живёт несколько монахов, медленно-медленно, по кирпичику, восстанавливающих монастырь. Видно, что обитель не заброшена - стоят машины, жилой корпус отреставрирован, в окнах видна посуда, электрочайники. Но за то время, что мы тут провели, нам не встретился никто.



От монастырского ансамбля 18-19вв. осталась пара корпусов, фрагменты стен, две декоративные башни, а также полуразрушенный Успенский собор (1707):



vanmeetin , разумеется, предложил забраться внутрь. Я сначала отговаривал, а потом провёл краткий инструктаж для иностранцев (в частности, предупредил Изобель, чтобы не заходила в алтарную часть), и мы всё-таки решили осмотреть собор изнутри.



И в общем, полуразрушенный собор стал одним из самых сильных впечатлений этого дня - его архаичная, почти средневековая кладка вызвала у меня ассоциации с фильмами про Индиану Джонса.





Сложно поверить, что это всего лишь 18-й век! Если бы я увидел эти фотографии без пояснения, что это и где - наверняка принял бы за руины чего-то римского или хотя бы византийского.





Алтарь нижнего (зимнего) храма:



Лестница к верхнему храму:





Вид на село сквозь разрушенный алтарь:



Я понимаю, что так говорить нехорошо - но меня не покидает мысль, что многие здания (в том числе храмы) в виде руин намного красивее и удивительнее, чем в целости и сохранности. А на восстановление этого собора нынешним темпом уйдут десятилетия - да и нужен ли он здесь сейчас?



Из монастыря видна Богоявленская церковь за Чурьегой:



Деревянный мост в паре сотен метров от монастыря ведёт в деревни Погост - первую и главную в Ошевенске. Вид на монастырь из-за Чурьеги:



У моста Никольская часовня с кровлей яйцевидной формы, неопределённого возраста:



Дорога мимо часовни ведёт в Архангело - по ней мы поедем в третьей части, а пока наш путь лежит вглубь Ошевенска.



Избы и приземистые бани у самой воды:



Несмотря субтропическую на жару, прекрасно видно, что это Север:





Богоявленская церковь (1787) - храм того же типа, что и в Саунино, но как мне показалось, менее удачных пропорций:



К тому же, церковь обшита досками, да и украшения её намного примитивнее. Самое заметно отличие от Саунинской церкви - огромная колокольня, превосходящая по высоте шатёр храма:



Церковь действующая, внутри аутентичный многоярусный иконостас, но как и большинство сельских церквей, открыта она только в службу, а вокруг было так безлюдно, что нам оказалось даже некого спросить, где живёт батюшка или смотритель:



Замшелая кровля крыльца:



Следующая деревня - Низ, главная в Ошевенске. Между Погостом и Низом - советские постройки сельской больницы:



К какой из деревень (Погост или Низ) относится центр Ошевенска - я не знаю, но центр тут вполне чёткий.
Вот такая почти городская площадь с впечатляющими домами купцов:



Ведь как уже говорилось, Ошевенск стоял в сутках пути от Каргополя, а такое положение всегда очень выгодно, так как это место ночлега и остановки - поэтому здесь были свои успешные купцы. Ныне их особняки заняты сельской администрацией, магазинами, гостевым домом и еще Бог знает чем.



Красивый кованный балкон:



У местных магазинов мы остановились купить воды, а в итоге набрали из колодца. Пока Ваня и иностранцы разбрелись по магазинам, а Саша разговаривал с каким-то знакомым на старом мотоцикле, я остался у машины. Из дверей магазина вывалился здоровенный и слегка пьяный полуголый мужик в камуфляжных штанах, ткнул пальцем в мой фотоаппарат и принялся мне объяснять, что де вот у меня всего лишь камера, а у него ТРАКТОР! Слышал я мало что, так как трактор был заведён и его тарахтение заглушало все прочие звуки на площади, но в общем мужик с чувством выполненного долга сел в кабину у укатил.



Проехали еще несколько сотен метров, уже снова среди изб:



Ребёночек на переднем плане, увидев нас, заплакал и убежал - видимо, решил, что мы его утащим. А мы остановились у Георгиевской часовни (19в.):



Обратите внимание на отсутствие апсиды, что отличает часовню от церкви. Церковь в селе была одна, выполняла ту же роль, что в городе собор, а роль приходских церквей выполняли часовни. Еще одна часовня почти такого же облика есть в деревне Большой Халуй в дальней части Ошевенска, но мы туда не поехали.



У часовни мы устроили привал, отдыхали и обедали, немец Алекс увлечённо фотографировал прохожих, Ваня Митин залез на дерево, а я что-то рассказывал Изобель.



Ошевенск впечатлил меня не только архитектурой, но и просто своим колоритом. Это редкое на Севере живое, и более того - весьма оживлённое село с большим траффиком машин, тракторов и лесовозов, людными улицами, старушками на лавочках, обилием детей. Вот просто несколько зарисовок:







В Ошевенск стоит съездить ради того, чтобы понаблюдать за этой жизнью, которой в других каргопольских селениях удручающе мало.
В следующей части - о селе Архангело и дороге назад в Каргополь по Плесецкому тракту.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Назад по Плесецкому тракту.
Красная Ляга
Большие Лядины.
Архангельск.
Пинега.
Мезень.
.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, деревянное, дорожное, этнография
Subscribe
promo varandej сентябрь 24, 14:08 58
Buy for 500 tokens
-Так-то мы уже месяц в дороге. По Алтаю путешествуем: российский Алтай, монгольский Алтай, казахстанский Алтай... -Пешком что ли? -Почему пешком? Едем на всём, что едется. Так-то я не автостопщик, но что ещё делать, когда автобус дважды в день, а интересное через каждый десяток километров? В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments