varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Окрестности Каргополя. Часть 3: Плесецкий тракт



Как уже говорилось в посте об Ошевенском тракте, из Каргополя на север ведут две дороги: внутрирайонный грунтовый Ошевенский тракт и федеральный Плесецкий (дорога на Архангельск) с прекрасным новым асфальтом. На обоих трактах много интересного (хотя на Ошевенском гораздо больше), а так как у нас была машина с водителем, по Плесецкому тракту было решено возвращаться.

В этом посте - о дороге между двумя трактами, о сёлах Архангело (оно на вводном кадре) и Волосово, и просто немного пейзажей северной глубинки.

От Ошевенска до Архангело - всего 14км, но здесь сразу вспоминается афоризм "Что в понимании русского дорога? То, по чему он собирается ехать!":



Собственно, это не транспортная, а лесовозная дорога. Мы ехали эти 14км добрых 40 минут, и за всё время пути нам не встретилось ни одной машины - даже лесовозов.



Весной и осенью это дорога не проезжая, да и от нашей машины волны были как от лодки. И тем приятнее было достичь живого села:



Архангело стоит у Плесецкого тракта, в 60км от Каргополя, и уже издалека становятся видны две его церкви: летняя Михаила Архангела (1715) и зимняя Сретенская (19в.), образующие неполный погост-тройник (колокольня утрачена).



Это церкви совершенно другого типа, чем в Саунино и Ошевенске. Сретенская - подражание каменным храмам (характерное для 19в., когда деревянное зодчество впало в стагнацию):



А Архангельская - "кубоватого" типа, более характерного для Поморья и Нижней Онеги (правда, нижнеонежские церкви в основном намного сложнее и изящнее):



На первый взгляд храмы кажутся заброшенными, и даже подойти к ним через высокую траву непросто. Тем не менее, здесь идёт вялотекущая реставрация, а церковь Михаила Архангела еще и действующая.
Решётки в окнах:





Внутрь церкви мне попасть не удалось (а vanmeetin  нашёл окно с повреждённой решёткой и облазил и отснял храм изнутри), но я неплохо осмотрел её через окна.



Признаки затяжной реставрации, иконы-распечатки на месте иконостаса и ящик для пожертвований (в кадр не попал). Только каким способом эти пожертвования туда бросать, если храм заперт?!
Но главное - здесь сохранилось небо:



Деревянные небеса - одна из самых красивых традиций Русского Севера (кроме того, встречаются они и в церквях Норвегии), получившая распространение в 17-18 веках. Подвесные расписные потолки характерной формы многогранной пирамиды сохранились во многих церквях и часовнях, причём в основном к западу от Северной Двины. Однако в Каргополье (особенно в Кенозерском национальном парке) они встречаются чаще всего. Подробнее можно прочесть в Википедии.



Это действительно необычайно красиво. Но так как большинство храмов стоят запертыми, увидеть деревянное небо не так просто:





Между храмами - разрушенное кладбище (и видимо здесь же стояла колокольня):



Ваня побывал и в Сретенской церкви - рассказывает, что там полная разруха и натуральный птичий базар - в советское время в храме хранили зерно.
К церквям примыкают заброшенные постройки совхоза:





По другую сторону дороги, у берега Онеги - жилые дома.





Тут мы как-то разбрелись. На одной из улочек я нашёл Алекса, который фотографировал всё вокруг, совершенно не скрываясь. Я сказал ему:
-Don't photo people! ("Не фотографируй людей!").
На что Алекс ответил:
-Don't worry, they like it! ("Не бойся, им это нравится!").
И ведь не ошибся. Фотографировал он селянку средних лет, половшую грядки, и её сына, который неподалёку колол дрова. Я начал перед селянкой извиняться, объяснять, что мы туристы, а он так и вовсе иностранец, а та в ответ улыбнулась, традиционно и по-доброму расспросила, кто мы и откуда, и разрешила сфотографировать вид на Онегу прямо со своего огорода:



Мост - часть федеральной трассы, но мы по нему уже не поедем. В другую сторону хорошо виден "банный городок" на берегу:



Фотосъёмка, особенно после нескольких неприятных эпизодов - моя головная боль. Интересно, в чём дело - в северном радушии или в нашей улыбке? Конечно, и в том, и в другом - но не могу понять, что тут было важнее.

Отсюда всего 30км до села Конёво, откуда ходят автобусы в Вершинино - "столицу" Кенозерского национального парка (а рядом с Конёво очень красивая кубоватая церковь в селе Бережная Дуброва). Но мы из Архангело поехали на юг, в Каргополь, по асфальту со скоростью 120-140км/ч. Я даже не знал, что в Архангельской области бывают такие дороги! 

Пара сельских зарисовок (снятых, правда, в других местах):





Одним из наших любимых занятий на Севере был набор воды из колодцев - а колодцы тут традиционные, с воротом и ведром на цепочке:





На самом деле это легко, особенно когда появляется навык, а вода в основном очень вкусная и в каждом колодце немного другая.
vanmeetin  и англичанка Изобель.



На полпути из Архангело в Каргополь (по 30км) - село Волосово, родина Александра Ошевенского. Нечто похожее на деревянную градирню - Никольская церковь (1670) с обвалившимся шатром - сзади виден поломанный крест над апсидой:



Уже на подходах к Каргополю мы остановились на берегу Онеги, в деревне, названия которой я не помню:



Саша еще в Архангело озаботился тем, чтобы нас накормить, ездил договариваться со школьной столовой, но школьники отучились и столовая оказалась закрыта. Тогда он повёз нас в блинную в этой деревне, долго расхваливая тамошние блины. Основными посетителями блинной были сами селяне (это к вопросу о том, что в Беларуси кафе в деревнях бывают, а у нас нет), а буфетчица оказалась по-сельски склочной и крикливой и совершенно не готовой к тому, что посетитель может не знать, сколько в порции блинов.
Однако блины оказались действительно очень вкусными...

На берегу Онеги неподалёку стоял крест с чьим-то именем - наверное, не могила, а памятник кому-то утонувшему в реке:



По реке туда-сюда сновали рыбачьи моторные лодки:





И купалась целая компания очень милых сельских девочек (которых я, конечно, не фотографировал). 

Крест в чистом поле - это что-то очень северное. Мне еще предстояло увидеть множество подобных картин на Мезени:



Минут через 20 мы достигли Каргополя, отдохнули (Ваня и иностранцы сходили искупаться), а потом пошли в гости к Саше, где познакомились с его женой, накормившей нас борщём и пообещавшей нам на следующий день пирогов. Еще бы - не каждый день к жителям маленького городка заходят домой иностранцы!
Нам предстоял еще один выезд - по Пудожскому тракту, к красивейшим храмам Каргополья в Больших Лядинах и Красной Ляге.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга
Большие Лядины.
Архангельск.
Пинега.
Мезень.
.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, деревянное, дорожное, этнография
Subscribe
promo varandej september 24, 14:08 58
Buy for 500 tokens
-Так-то мы уже месяц в дороге. По Алтаю путешествуем: российский Алтай, монгольский Алтай, казахстанский Алтай... -Пешком что ли? -Почему пешком? Едем на всём, что едется. Так-то я не автостопщик, но что ещё делать, когда автобус дважды в день, а интересное через каждый десяток километров? В…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments