varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Мезенский тракт. Часть 1: Архангельск - Белогорский



Далеко-далеко, на границе Архангельской области и респпублики Коми, у края Арктики раскинулась земля Мезень. Это название реки, города в её устье и исторической области в её бассейне. Мезень - неотъемлемая часть Русского Севера, поморы начали осваивать её еще в 15 веке, и вдоль реки осталось множество старинных селений. Но главное не это.
До начала 2000-х на Мезень можно было только долететь. Затем был построен зимник - то есть дорога, обустроенная на утрамбованном и отсыпанном снегу. Летом - опять же, только по воздуху. Наконец, в 2008 году был открыт Мезенский тракт, который строили в совокупности более 300 лет - начиная с эпохи Петра Великого. После этого бывалые путешественники в Мезени дружно разочаровались, а я, будучи не очень бывалым, решил туда доехать.

На самом деле всё оказалось очень просто. Герметичность Мезени действительно разрушена. Но 8-часовой путь из Архангельска в Мезень на маршрутке, по грунтовым дорогам в тайге, без единого города, через глухие таёжные сёла, бескрайние болота и красивейшие места - это настоящая эпопея. Так что впереди долгий рассказ о Мезенском тракте и его красотах. 

В наше время доехать на Мезень несложно: официальных автобусов нет, но перевозками туда занимается несколько контор, с которыми надо договариваться заранее. Машины обычно выходят с утра (у каждой конторы фиксированное время) и собирают людей по городу и деревням. Удобно - могут заехать за вами прямо в гостиницу или на вокзал, или специально ради вас отклониться от трассы до нужной деревни. Правда, расценки пугающие: 1200р. в один конец.
Я ездил через контору "Автолайн" - сайта у них (как и у других) нет, но могу свидетельствовать, что это не кидалово. Машина - "Газель", телефоны: 8(8182)44-56-00 или 8-911-554-56-00. Я общался через мобильный.

Однако из-за опоздания поезда (виновата не РЖД, а смерч) первый отрезок пути я ехал не с ними и не до Мезени. Тут стоит сказать, что "Газель" - на самом деле довольно редкая машина на северных дорогах. Куда более распространённый транспорт тут - "буханка":



Об этой милой машинке в мегаполисе знают далеко не все. "Буханка" - это микроавтобус УАЗ, с повышенной проходимостью и пониженным комфортом. Буханка пройдёт там, где "Газель" увязнет - но зато будет трясти и подбрасывать там, где "Газель" бы шла почти ровно. Места, показанные в этом посте, я проезжал дважды: "туда" - на заднем сидении "буханки", обратно - рядом с водителем на "Газели". Поэтому большинство удачных кадров сняты в направлении Архангельска.

Итак, в путь!
Начало Мезенской дороги видели многие - ведь она проходит мимо Малых Корел. Уже на окраинах Архангельска по дороге много интересного: церковь Адвентистов Седьмого Дня, хорошо дополняющая немецкую кирху в Городе и англиканскую в Соломбале.


(фото 2009)

Третий Лесозавод - кажется, крупнейший в Архангельске. Всего их около 30, нумерация возрастает вниз по течению Двины. В сентябре, по пути в Новодвинскую крепость, я добирался до 24-го.



Оба кадра сняты в сторону Города. Третий ЛПЗ мне запомнился еще и гигантский козловым краном - ведь длиной эта штуковина метров двести, не меньше:



Элеватор (вид назад):



И вот мы покидаем Архангельск. Но интересности только начинаются! Дорога идёт сквозь сёла у берега Северной Двины, а за Двиной дымят заводы Новодвинска - промышленного пригорода Архангельска с гигантским ЦБК. А самое потрясающее - ширина Двины:


Два с половиной километра - и это в естественном русле! Более того, из-за такой ширины сложно отличить взгляд перпендикулярно руслу и наискось, и фактически от места, с которого снят кадр, до тех заводов - около 5км. Хотя по расходу воды Двина в 4 раза уступает Волге, по ширине она превосходит Обь.



А Новодвинская промзона сама по себе чрезвычайно эффектна!



В основном же Северная Двина вот такая:





Следующая достопримечательность - Малые Корелы (вид назад):



Малые Корелы - старейший (основан в 1964) и один из крупнейших музеев деревянной архитектуры в России, создававшийся, впрочем, почти одновременно с музеями Кижи (Карелия), Витославлицы (Новгород) и Тальцы (Иркутск). Собраны Каргопольско-Онежский (около половины музея), Двинский, Пинежский и Мезенский сектора. В музее можно спокойно провести целый день, там приятно и просто гулять. С трассы видны кое-какие памятники - скажем, старейшая в России деревянная колокольня из села Кулига-Дракованово (16 век):



Или Мезенский сектор, особенно актуальный в нашем контексте:



Настоящие мезенские сёла намного красивее!
Еще в 8км дальше - "куст деревень" Зачапино с новодельным монастырём (вид назад):



И полудеревянным погостом в деревне Лявля (деревянная Никольская церковь, 1582, и каменная Успенская, 1805):



О Лявле подробнее можно прочесть по ссылке на мой пост о Малых Корелах - туда я тоже доехал. Место уникальное и очень красивое.
Есть тут и еще одна заброшенная деревянная церковь в селе Боброво (название и возраст не знаю, а кадр получше снять не смог):



Последний кабак у заставы... В Холмогорском районе кончается асфальт:



С асфальтом (не считая главной улицы посёлка Пинега) теперь придётся попрощаться - до самой Мезени и обратно будут лишь грунтовки да бетонки:



Далее дорога уходит от Двины - впереди два часа монотонного пути через тайгу. На этом участке я почти не снимал, потому что нечего было.
Достойны внимания разве что пути Карпогорской железной дороги:



Линия длиной 217км была построена в 1959-1975 годах, соединив Архангельск с селом Карпогоры за Пинегой. Карпогоры после этого резко рванули вверх, став центром Пинежского района. Зачем понадобилось тянуть железную дорогу в село? Дело в том, что отсюда еще около 200км до станции Усогорск в республике Коми, где заканчивается другая тупиковая ветка из Сыктывкара. Это часть проекта БелКомУр (Беломорье-Коми-Урал, или Архангельск-Сыктыввкар-Пермь) - магистрали не хватает всего двух участков по 200км, но вопрос в том, нужна ли такая дорога (учитывая, что как морской порт Архангельск почти не используется).
...В Карпогоры и расположенный неподалёку (по северным меркам) Веркольский монастырь я тоже собирался заехать, но опять же помешал смерч.



Примерно через два часа пути от Архангельска достигаешь посёлка Белогорский, недалеко от которого находится железнодорожный мост через Пинегу (заснять не сумел, виден только по дороге назад). Мезенские маршрутки в нём останавливаются не всегда, а вот у пинежской "буханки" тут получасовая стоянка (так как это примерно полпути). Так как посёлок маленький, я успел по нему погулять.



Когда и кем был основан Белогорский - точно не знаю, но судя по архитектуре, можно предположить, что этот лесопильный посёлок появился в 1930-е годы (или вырос из совсем маленькой деревни) - и с тех пор практически не изменился.

Центр Белогорска - столовая: ведь он стоит на трассе, а где еще остановиься шофёру, как не у столовой:



Транспорта тут много. В Пинеге ситуация аналогичная - но машин меньше на порядок.
Какие-то здания напротив столовой. В голубом домике - посёлковая администрация, там же офис "Мегафона":



Посмотрев назад, увидим лесопилку - самое распространённое предприятие в Архангельской области:



Около столовки - самое интересное здание посёлка, деревянное пожарное депо (вероятно, сталинского времени):



Домик рядом:



Главная улица - часть трассы. Что за ротонда на переднем плане - опять не знаю:



Бараки - основная застройка:



Холмик левее трассы. Абсолютная высотная доминанта посёлка - водонапорная башня:



Вид с той же горки:



А это уже справа от трассы:



Вид обратно. Грузовик стоит у столовой, а брусовый дом слева, по словам местных, строят уже лет 5. Деревянный долгострой - бывает и такое:



В общем, Белогорский - типичный лесопильный посёлок Русского Севера. Таких десятки вдоль любой железнодорожной магистрали. Для полноты картины не хватает разве что заброшенной узкоколейки - хотя может она тут и есть, просто я не видел. Не успел я сходить и на Пинегу, посмотреть на железнодорожный мост.

Еще пара зарисовок о жизин Севера:





Последний кадр - это трасса дальше. В следующей части поедем вдоль Пинеги до лесного курорта Голубино.

ГЛУБОКИЙ СЕВЕР-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Каргополь.
Север города.
Юг города.
Дом Шевелёвых.
Окрестности Каргополя.
Ошевенский тракт.
Ошевенск.
Плесецкий тракт.
Красная Ляга и Большие Лядины.
Архангельск.
Няндома. Железная дорога и смерч.
Архангельск. То, что не увидел в сентябре-2009.
Мезенский тракт.
Архангельск - Белогорский.
Белогорский - Голубино.
Пинежский карст.
Красная Горка.
Пинега.
Мезень.
.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, деревянное, дорожное, невольничье, транспорт
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments