Главную достопримечательность Чердыни - фантастически красивый пейзаж - я уже показал в первой части. Теперь речь пойдёт об архитектуре - хоть в Чердыни нет шедевров, достойных Соликамска или Усолья, это абсолютно компенсируется цельностью, чистотой и полным отсутствием промышленности - и по общей силе впечатления я бы поставил Чердынь в один ряд с лучшими малыми городами Севера.
К тому же, в этом глухом городке есть целых два великолепных музея.
Как и многие малые орода, Чердынь имеет прямоугольную екатерининскую планировку. Несколько длинных улиц тянутся параллельно Колве, пара десятков - перпендикулярно., и ниже самой нижней улицы - Троицкое и Вятское городища. Граница исторического центра совпадает с границей города - то есть это классический "суздальский тип".
Начнём осмотр города с бывшего кремля - на главную улицу выходит Успенский собор:
Построенный в 1757-84 годах, это по-моему самый красивый из чердынских храмов. В его оформление угадывается уральское барокко, но облик очень суров и лаконичен.
На двух этажах собора разместился Музей истории веры, изначально созданный как Музей Атеизма. В те времена это зачастую был единственный способ спасения церковных древностей, и в музей были свезены иконы, кресты, алтари, утварь и прочее со всего Чердынского района. А церквей тут очень много - добротный каменный храм есть почти в каждом селе. Кроме того, в соборе сохранились фрески, в верхнем храме - иконостас, и в таком убранстве экспонаты смотрятся еще эффектнее.
Рядом с собором - часовня 85 Убиенных над братской могилой воинов, погибших в 1547 году в битве с татарми. По легенде, во время набега на Чердыни ратники были в походе, и навстречу татарам вышли 85 ополченцев, которые дали им бой на дальних подступах к городу на льду Колвы. Все защитники погибли, но сражались так яростно, что татары не рискнули идти на штурм.
Впрочем, более вероятно, что здесь просто похоронены все, кто погиб в тот набег. В 2002 году на этом месте стоял крест, в 2005 шло воссоздание часовни, и ныне часовня воссоздана полностью. Внутри чугунная плита 17в. с именами погибших, долгое время хранившаяся в музее.
Красивый дом справа от часовни, за ним видно Троицкое городище:
С другой стороны - бывший Чердынский кремль:
Большинство храмов Чердыни были построены в 1750-е годы, практически одновременно, и потому очень похожи друг на друга. В кремле рядышком стоят обезглавленная Преображенская (1756) и почти отреставрированная Воскресенская (1754) церкви:
Впрочем, трапезная и колокольня последней были полностью перестроены в конце 19 века. Очень красивый портал:
Прямо на церковном дворике, у апсиды, женщина пасла коз. В церкви пока еще пусто и пыльно, но видимо это ненадолго. За 50р. можно подняться на колокольню, но я этого не знал и пришёл, когда провести наверх меня было уже некому. Сохранилось от кремля и несколько гражданских зданий - например, Воинское присутствие (1796):
Маленький и невзрачный дом коменданта (1750) - старейшее гражданское здание города:
Кирпичный арсенал:
От кремля вдоль Колвы ведёт улица Мамина-Сибиряка:
В отличие от Русского Севера, на Урале очень любят асфальт, и большинство городов тут буквально залиты потрескавшимся асфальтом, который не чинили, наверное, десятилетиями. Чердынь в этом смысле лучше других городов, но большинство её улиц всё-таки асфальтированы. Улица Мамина-Сибиряка же более характерна для город Русского Севера:
Впереди - обезглавленная Богоявленская церковь (1756):
В дальней части улицы Мамина-Сибиряка - церковь Иоанна Богослова, старейшее сохранившееся здание города (1706-12), построенная пленными шведами.
В советское время церковь не закрывалась, и ныне это единственный действующий храм Чердыни. Внутри красивейший резной иконостас конца 18 века. Вокруг - старинное кладбище, где судя по надгробиям хоронили купцов и дворян:
Могила купцов Юргановых - одной из сильнейших купеческих фамилий Чердыни:
Дальше улица упирается в распадок. Из-за распадка на церковь особенно хороший вид - кстати, официально это монастырь:
Улица Мамина-Сибиряка - самая красивая в городе, в том числе из-за роскошных видов, показанных уже в прошлой части. Её облик не купеческий, здесь намного лучше ощущается прошлое столицы Великомпермского княжества - пусть и вассала Руси, но нерусского государства.
Купеческий центр симпатичен, но гораздо тривиальнее. При этом бросается в глаза ухоженность большинства зданий, чистота и дореволюционные названия улиц. Вот просто пара домов и перспектив:
Торговые ряды (справа) и дом купца Оссовского с лавками (слева):
Но в целом, все эти купеческие городки похожи друг на друга. Не считая иной растительности, почти такие же пейзажи есть и в Средней России, и в Нижнем Поволжье, и в Сибири.
На площади у деревянной автостанции появилось несколько небольших новоделов - впрочем, они вполне вписываются в пейзаж. Рядом рынок, поэтому место несколько более замусоренное (на фотографии этого не видно):
И в 2002, и в 2005, и сейчас я видел на этой площади одного и того же пьяницу (бомжа?) с окладистой русской бородой. В 2002 он зачем-то оттаскал за шкварник собачонку, а в этот раз у меня с ним был такой диалог:
-Закурить не будет?
-Извини, не курю.
-Спасибо! - таким голосом, будто я ему подарил блок хороших сигарет и мощную зажигалку.
Купеческие дома на другой стороне площади - в ближнем выставочный зал и касса музея:
Между ними - чрезвычайно красивая дверь:
В доме наискось от выставочного зала - краеведческий музей, созданный аж до Революции! Нечастый случай в уездах, тем более в такой глуши. Вход в музей - 50р., фотосъёмка - 150р., но я об этом не жалею. На первом этаже музея - довольно унылый отдел природы, а на втором....
Древние (6-11вв.) пермяцкие амулеты - так называемый "звериный стиль". Действительно, подобную графику в современном исполнении я встречал не раз. А происходит она именно от этих амулетов - языческих атрибутов древних пермяков. В Чердынском музее их несколько десятков.
А вот уфологам на заметку (к вопросу о Пермской аномалии):
В дорусское время в Перми Великой существовало если не государство, то относительно высокоорганизованный племенной союз. Великопермское княжество было вассалом Новгорода, а с 1472 года стало удельным княжеством Московского государства. Тем не менее, в дорусское время здесь уже существовали города: Чердынь как межплеменной центр и фактическая столица, Искор (религиозный центр, где было огромное святилище), Редикор, Пымпол, Урос, Покча, Вильгорт, Б
При всей своей аморфности, Пермь Великая имела довольно развитые торговые связи:
Это блюдо, найденное недалеко из посёлка Вильгорт, было сделано в Иране времён Сасанидов. И таких находок в окрестностях Чердыни было сделано немало. Впрочем, более вероятно, что сюда эти вещи попали через Волжскую Булгарию или Золотую Орду, вряд ли пермяки торговали с Ираном напрямую:
Был у пермяков и свой героический эпос (вроде карельской "Калевалы") - "Кудым". Собственно, столица бывшего Коми-Пермяцкого автономного округа Кудымкар так и переводится - Кудым-град.
Русские проникали в Пермь Великую с 11 века - сначала новгородские ушкуйники (речные пираты), затем купцы, основавшие еще в 1430 году Соликамск. В 1455 году здесь был убит язычниками епископ Питирим, пытавшийся повторить подвиг Стефана Пермского, крестившего в 1380-е годы Малую Пермь (то есть коми-зырян), но уже в 1462 году пермяков крестил епископ Иона. Наконец, в 1472 году Пермь Великая была присоединена к России военным путём, однако до 1505 года сохраняла вассалитет - Чердынь оставалась пермяцкой столицей, а русское воеводство находилось в соседней Покче.
Есть в музее и много другого - иконы, деревянные скульптуры (если кто не знает, уникальная часть наследия именно Пермской земли), кости мамонтов и прочей ледниковой фауны, крестьянский инвентарь, но отдельно я остановлюсь вот на этом макете:
Это утраченная в ХХ веке часовня в посёлке Керчевский на Каме.
Вот что пишет о ней af1461 : После христианизации остатки языческих культур сохранились только в обрядовых праздниках вроде масленицы. В более материальных вещах они были стерты напрочь - городища срывались, идолы бросались в реки. Обрядовые камни клались в виде каменных ступеней некоторых церквей - в назидание. И только в небольшой керчевской часовне языческое святилище в виде культового дерева было неразрывно связано с православной храмовой постройкой.
Там же, по ссылке, история о гибели этого памятника - омерзительная настолько, что я не хочу даже писать её здесь.
Но вернёмся в Чердынь. Все визуально доступные памятники её Великопермского периода в музее. Снаружи - только очень милый купеческий городок:
На самой верхней Прокопьевской улице - пара больших кирпичных зданий:
В этом доме, ныне занятом больницей, в 1934 году был в ссылке Осип Мандельштам. Впрочем, провёл он тут всего две недели, а дальше попытался покончить с собой, выбросившись из окна... В общем, почти невредимым его после этого отправили в Воронеж:
Вид на центр с северной окраины:
На опушке мрачноватой тайги, у огромного кладбища, стоит последняя церковь - Всех Святых (1817), ныне законсервированная, но внешне опрятная:
Дальше - дорога в Ныроб, через древние города (ныне сёла) Покча, Вильгорт, Искор...
Я в Чердыни был третий раз, но иррациональная любовь к этому городку не прошла. Здесь, действительно не скажешь иначе, частичка моей души. Приезжая сюда, я ощущал воссоединение с чем-то очень родным. Чердынь - это просто город, в котором мне хорошо.
А вот в Ныробе я побывал первый раз. Ехал я туда обычным автобусом, но заснял у чердынской автостанции и вот что - в Ныроб едут в тюрьму на работу:
УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
Первая часть (апрель-2010).
Вступление.
Пермское Прикамье.
Хохловка.
Ильинский.
Пермь. О разном.
Пермь Великая.
Усолье.
Березники.
Соликамск. Соборная площадь.
Соликамск. По центру.
Соликамск. Усть-Боровский сользавод.
Чердынь. Пейзажи.
Чердынь. Архитектура и музеи.
Ныроб.
Моя "малая родина".
Свердловская область.
.