varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Алапаевск. Старейший из городов-заводов.



Алапаевск - город-завод (42 тыс. жителей) в 160км северо-восточнее Екатеринбурга. Больше всего среди путешественников он известен из-за Алапаевской узкоколейной железной дороги (АУЖД) - крупнейшей узкоколейки России (270км), своеобразной затерянной цивилизации в таёжной глуши. Однако в этот приезд я не посетил вообще ничего, связанного с узкоколейкой - не потому, что не интересуюсь, а потому, что это тема для отдельной поездки.
Зато я неплохо осмотрел сам Алапаевск - почему-то путешественники, будь их целью АУЖД или музей в Нижней Синячихе стабильно обделяют этот городок вниманием. А ведь между тем, Алапаевск - старейший (наряду с Невьянском) город-завод Урала, где среди прочего сохранились старейшие в Свердловской области храм и заводской цех петровской эпохи.

Хотя Алапаевск расположен в 160км от Екатеринбурга, путь до него занимает чуть больше двух часов - во-первых, в Свердловской области очень хорошие (по российским меркам) дороги, во-вторых на Урале и в Сибири вообще транспорт ходит быстрее (видимо, из-за низкой плотности населения), а в-третьих народ из Алапаевска активно ездит в Екатеринбург на работу.
При этом, город стоит несколько в стороне от шоссе, и даже если Вы едете в Синячиху - всё равно проезжаете лишь вдоль окраины. У начала объездной - вот такой знак, стилизованный прокатный стан:



Въездные знаки я фотографирую очень редко (так как не интересуюсь), но тут он замечательный! Свернув в город, долго петляешь по частному сектору, и в общем если не знать, что в Алапаевск есть свои древности - никаких причин заехать в город на автобусе или автомобиле нет.
А вот так выглядит Алапаевский завод, хороший вид на которой открывается у въезда со стороны Нижнего Тагила:



Облик завода чрезвычайно архаичен - судя по всему, этим постройкам не менее 100 лет, даже форма труб характерна для 19в. В общем он мало отличается от Демидовского завода-музея в Тагиле, но только это не музей. Судя по всему, завод заброшен - и по самому Алапаевску это хорошо видно: город производит впечатление одного из самых нищих и мрачных в области.
Въезд в центр по дамбе через пруд:



История Алапаевска началась в 1702 году, когда у деревни Алапаиха (основанной в 1639 году беглыми каторжниками) началось строительство казённого Нейво-Алапаевского завода. Если не ошибаюсь, старше Алапаевска только Невьянск - да и то, всего на год. Первоначально завод стоял на речке Алапаихе выше её впадения в Нейву, но вскоре был перенесён на нынешнее место у берега Нейвы:



Вид вверх по течению на еще какое-то старое предприятие:



У въезда в центр, у края собственно металлургического завода - водонапорная башня:



А далее практически всё интересное в Алапаевске привязано к главной улице, которая ведёт через весь город на автостанцию. Вдоль неё и отправимся:



К заводу прилегает советский центр, судя по виду середины 1950-х годов. Здесь же и нынешняя главная площадь с супермаркетом, такси и уличной торговлей. У края завода мне запомнился вот такой раритетный гидрант:



Но в целом эта часть города довольно унылая, и опять же если не знаешь, что будет дальше - нет никакого желания по ней ехать или идти:



Одно из первых старинных зданий - пожарное депо конца 19в. Однако интересно другое - в нём помещается городская администрация!



Замечательные эклектические ворота, за которыми бродят чиновники:



Понемногу начинается исторический центр, причём дома серьёзнее, чем в большинстве городов-заводов - ведь Алапаевск с 1781 года имел статус города (в 1781-86 даже был центром уезда), в то время как большинство городов-заводов до Революции были посёлкам под управлением заводской администрации:



Впереди виден мост:



В "предмостовой" части самое интересное здание - маленький, но чрезвычайно красивый театр сталинского времени:



Особенно понравились ворота:



Точнее, вот эти скульптуры:



Да и другие детали оформления хороши:



Ну а дальше выходим на мост - и направо открывается вот такой вид:



Руины внизу - на самом деле интереснейший памятник Алапаевска, но о нём позже. Пока посмотрим дальше вдоль железной дороги (обратите внимание на вторую колею - видимо, подъездные пути завода):



Крест на холме - рискну предпположить, в память Новомучеников Российских. Ведь помимо Ганиной Ямы (куда большевики сбросили тела Царской семьи после расстрела, но до захоронения) была еще и Алапаевская шахта, в которой та же участь постигла семерых великих князей. Впрочем, об этом позже - в монастырь у Алапаевской шахте я тоже попал, причём случайно.



За мостом по левую руку возвышается величественный, несмотря на леса Троицкий (Алексеевский) собор, первый каменный храм Свердловской области (1702-1704) - даже знаменитый Троицкий собор в Верхотурье был построен чуть позже (1703-1712). Впрочем, нынешний облик на стыке барокко и классицизма он получил в 1830-м году:



Теперь посмотрим на упомянутое здание у рельсов - ведь это ни что иное, как молотовый цех первого Нейво-Алапаевского завода, построенный в 1704 году!



Кладка и форма окон напоминают о том, что это почти древнерусская палата. 300-летнее промышленное здание - редчайший памятник во всём мире, не говоря уж о России. Более того, это еще и старейшее каменное гражданское здание за Уралом! Сохранился этот цех, скорее всего, только потому, что завод перенесли на новое место, а так как промышленная архитектура эволюционирует быстрее, чем любая другая, на действующем заводе цех бы не простоял и до 19 века. Но не менее важно то, что большая часть старых цехов были деревянными (с каменными печами и полом), как на Усть-Боровских солеварнях.



Как часто бывает у нас, уникальнейший памятник никому не нужен и медленно разрушается... Но при этом стоит иметь в виду, что есть в России и более старая промархитектура - кожевенная фабрика 17в. в Пскове и водяная мельница (1605) в Соловецком монастыре.

Помимо собора и цеха, здесь находится контора Алапаевского горного округа (1837), ныне занятая музеем Чайковского:



Ведь отец композитора был крупным инженером, а потому детство и юность Петра Ильича были связаны с Уралом - родился в 1840-м в Воткинске (Удмуртия), где его отец был начальником завода, а в Алапаевске прожил всего год в 1849-51 годах перед переездом в Петербург. Так как округ был небольшой, контора и дом начальника были одним зданием.
Музей Чайковского - самое ухоженное здание во всём городе. Очень красива советская ограда:



Да и вообще, настоящая усадьба:



Далее центр снова становится более заурядным, но попадаются неплохие дома:



Типовой кинотеатр:



Гигантский металлургический колледж - думаю, во время учебного года его лучше обходить минимум за квартал:



Необычное здание, о происхождении и назначении которого ничего не знаю:



Дальняя часть главной улицы и окрестные улочки в основном деревянные:





На полпути к автостанции - женский монастырь в невзрачных краснокирпичных домиках 19 века. Храма у них пока нет, а кадр получился некрасивым из-за контрового света.
А уже на подходах к автостанции меня потряс деревянный дом:



Резьба достойна Козьмодемьянска или Солигалича:



Широкая круглая площадь перед автостанцией - одно из самых мрачных мест, что я видел: переломанный до щебня асфальт, огромные пустыри, заброшенное общежитие, "скелет" навеса над посадочной платформой, доски которого сгнили. Такие пейзажи были типичны для середины 1990-х годов, сейчас же сделались редкими даже в мелких посёлках... Но если умер завод, Девяностые в уральском городке не закончатся...

Екатерининская церковь (1910) на выезде в сторону Синячихи:



Гораздо больше, чем сам город, известны окрестности Алапаевска - помимо узкоколейки, здесь есть музей деревянного зодчества Нижняя Синячиха, монастырь Новомучеников, очень колоритный заводской посёлок Верхняя Синячиха (куда я не успел), а также главная "фишка" района - подлинные крестьянские избы 17 века. И в общем, помимо осмотра окрестностей, и сам городок заслуживает посещения - благо, осмотреть его можно за пару часов.
В следующей части отправимся в Коптелово - старое село в 15км от города.

УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
Первая часть (апрель-2010).
Вступление.
Пролог №1. Хохловка.
Пермь Великая.
Усолье.
Березники.
Соликамск. Соборная площадь.
Соликамск. По центру.
Соликамск. Усть-Боровский сользавод.
Чердынь. Пейзажи.
Чердынь. Архитектура и музеи.
Ныроб.
Пролог №2Ильинский.
Свердловская область
.
Полевской (Северск). По городу.
Полевской (Северск). Северская домна.
Полевской. По городу.
Алапаевск.
Нижняя Синячиха и монастырь Новомучеников.
Коптелово.
Ирбит.
Малая родина.
.
Tags: "Молох", "Уральская быль", Урал, дорожное
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →