varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Галич. Часть 2: церковь Святого Пантелеймона



В прошлой части мы осмотрели центр Галича, что в Ивано-Франковской области Украины. Там же и рассказ об истории этого города, и его устройстве. Вкратце напомню: Галич - древняя столица Галицко-Волынского княжества, пережившая расцвет в 1140-1240 годах. В древнем городе, слободы которого были разбросаны на несколько километров, археологам известно 14 каменных храмов. Но только один из них уцелел до наших дней - церковь Святого Пантелеймона, что стоит в двух километрах от города в селе Шевченково. Единственный в своём роде памятник галицкой архитектурной школы и старейшее здание Западной Украины.

От Галича в Шевченково я решил идти пешком, тем более других способов и не было (разве что на такси). Погода располагала - солнечно и не жарко. А многое из увиденного по дороге в итоге попало в пост о сельской Галиции. Так как церковь Пантелеймона хорошо видна из города, путь к ней в общем понятен интуитивно. Я свернул близ этой стелы:



Оказавшись на мосту через Лукву - вот это по меркам Западной Украины довольно неплохая река:



У моста спросил шедшую навстречу селянку, как пройти. Женщина оказалась не по-сельски интеллигентной и хорошо говорящей по-русски - вероятно, учительница. Как оказалось, в маршруте есть одна хитрость, знание которой сильно упростило мой путь.
За Луквой - собственно, Залуква. Село это или часть Галича, я так и не понял, да и разницы никакой бы не было:



Очень красивая Дева Мария:



Колодец:



Булыжная труба не менее колоритна, чем срубы колодцев на Севере:



Новодельная церковь:



Вышеупомянутая женщина объяснила мне, что надо поворачивать направо близ памятника Богдану Хмельницкому, в неприметную с виду сельскую улочку. Если пойти прямо - то выйдет довольно большой крюк через поля, а здесь прямая дорога:



После Залуквы - примерно километр полей, в которых кипела работа:



А дальше - село Шевченково, встречающее часовней:



Там я еще километр шёл по узким улочкам села, причём за ближними домами и деревьями церковь была не видна. Ориентир я нашёл опять же интуитивно - вот эта площадка:



Около которой надо повернуть направо - и до церкви остаётся метров сто:



Но я уткнулся в запертые ворота под звонницей. Никаких признаков жизни на церковном дворе не было, и я решился на то, на что решаюсь вообще-то крайне редко - перелез через забор. Больше всего я боялся собак - забор был низким, но колючим, и быстро перелезть через него назад я бы не успел, а "имитация камня" бы вряд ли подействовала на собаку в её вотчине. С людьми, как мне казалось, я без труда смогу договориться.
Но собаки не случилось, и вскоре я спокойно осматривал церковь:



Церковь Святого Пантелеймона известна с 1194 года, но скорее всего несколько старше, однако точно не древнее 1140-х годов. В общем, это возраст наших владимиро-суздальских храмов.. Собственно, Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества были соперниками, и не враждовали разве что потому, что находились друг от друга очень далеко. В 1367-1427 годах храм использовался как костёл Святого Станислава, а в 1598-1611 годах церковь занимал монастырь францисканцев, от которого сохранилась звонница. Верхняя часть церкви перестроена (кстати, впервые вижу 12-скатную кровлю), но в целом сохранила первоначальный облик.



Хорошо видна главная особенность церкви - она построена не из плинфы (как киевские, новгородские, смоленские храмы), а из каменных блоков. Эту технологию впервые на Руси воплотили еще при строительстве церкви в Перемышле (не сохранилась, ныне Пшемысль в Польше), позаимствовав её из романского зодчества. После чего, вероятно, именно галицкие мастера занесли её во Владимирскую Русь -  подобным образом строилось большинство среднерусских храмов 12-16 веков (включая соборы Московского кремля).
Какого времени порталы, я не знаю, но может быть и 12 век:





Все четыре фасада церкви украшают вот такие изображения святых. Возраст их также мне не известен, больше всего похоже на начало ХХ века:



И в общем, можно подумать, что церковь не так уж интересна - не шедевр в архитектурном плане, да еще и наполовину переделанная. Но подойдите ближе, вглядитесь в её стены:



Это граффити - один из самых ярких элементов древнерусского наследия. Просто некий безымянный прихожанин пришёл в церковь лет этак 800 назад, помолился Богу, и зачем-то нарисовал на стене.... не то, что рисуют в наше время, а крест. Граффити можно увидеть и в Новгородской Софии, особенно богата на них София Киевская (так как в ней лучше всего сохранилось внутреннее убранство), а вот во владимиро-суздальских храмах граффити уже почти не встречаются.



Но, кажется, только в церкви Пантелеймона так хорошо сохранились граффити на внешних стенах - тянутся сплошной полосой на той высоте, до которой могла дотянуться рука. Учитывая, что в 1367 году церковь переделали в костёл, этим граффити не менее 650 лет.



Кем они были, авторы этих рисунков? Крестьяне, священники, воины? О чём думали, когда вырезали на стене крест, коня или какую-то непонятную картину? Надписей на церкви очень мало, и только в районе апсиды - вероятно, большинство авторов этих граффити были неграмотными. Догадывались ли они, что этот рисунок на церковной стене будет единственным, что от них останется через века?



Латинская надпись на апсиде снабжена датой - это уже работа францисканцев:



Где-то на этой церкви есть и изображения трезубца (того, что на гербе Украины) - но я его не нашёл, или нашёл, но не признал:



А за оградой двое крестьян пахали на лошади огород перед своим домом. Хотелось остаться тут на подольше, но надо было возвращаться в Галич:



...У моста через Лукву я вновь встретил ту же самую интеллигентную селянку, только на этот раз мы еще поговорили минут 10-15. Весь путь от площади до церкви - около получаса неспешной ходьбы.



Дальше мой путь лежал в Крилос - туда, где некогда был детинец княжьего Галича, а ныне музей.

ГАЛИЦИЯ-2010.
Вступление.
Галиция. Исторический обзор.
ЛЬВОВ.
От вокзала к центру.
Площадь Рынок.
Коридорами Ратуши.
Виды с Ратушной башни.
Старый город
Средняя часть (Латинский собор, монастыри Иезуитов и Доминиканцев).
Северная часть (Армянский квартал и окрестности).
Южная часть (Успенская церковь, Бернардинский монастырь) и непарадные виды.
Австрийский город
Проспект Свободы.
Городская среда.
Отдельные здания.
Другие районы
Подзамчье и Старый Рынок.
Лычаков и его кладбище.
Высокий замок.
Про жизнь.
ГАЛИЦКАЯ ГЛУБИНКА
Жолква.
Галиция сельская.
"Золотая подкова"
Олеско.
Подгорцы и дорога к ним.
Золочев.
Прикарпатье.
Дрогобыч. Рынок и окрестности.
Дрогобыч. Предместья и деревянные церкви.
Борислав и Сходница.
Трускавец.
Ополье.
Галич. Город.
Галич. Шевченково.
Галич. Крылос.
Ивано-Франковск.
Tags: "Другая сторона", Западная Украина, дорожное, древнерусское
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments