varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Подкамень.



По легенде, в незапамятные времена черти принесли с Карпат огромный камень, чтобы бросить его на Почаевскую Лавру. Но Господь то ли ослепил их, то ли вовремя отбил удар, и камень приземлился в 15 километрах от Почаева. Местечко близ него, в 30 километрах от города Броды на востоке Львовской области Украины, так и называется - Подкамень.
Более достоверные сведения говорят, что здесь было крупное святилище еще в дохристианские времена, когда Червонную Русь населял загадочный народ белых хорватов, оставивший несколько камней-святилищ. Возможно, капище тут было и при русичах до Крещения Руси, а до Монгольского нашествия на камне стояла деревянная часовня-крепость (!). С точки зрения физической географии же это северная оконечность Подольских Толтр - гряды скалистых холмов, рифов доисторического моря, что тянется через всю Подолию через Каменец и дальше в Молдавию.

Словом, место во всех отношениях таинственное. А осматривал я его в густом непроглядном тумане. Расположенный на полпути из Бродов в Тернополь, Подкамень стал первым пунктом моей поездки по Подолии и Буковине.

В этот раз я забрасывался на Западенщину через станцию Броды. Еще из окон поезда я понял, что будет пасмурно и дождливо, но всерьёз я забеспокоился, когда увидел, что верхушки вышек сотовой связи скрываются в облаках, которые висели на высоте полусотни метров. Я хорошо помнил с прошлой поездки, как устроена Галиция - равнина с тянущимися по ней бесконечными грядами холмов. И конечно, верхушки холмов тоже были в тумане.
Расписание автобусов Броды-Подкамень (точнее, Броды-Тернополь) не слишком удобное - несколько рейсов подряд утром, несколько вечером, а с 10 до 17 - ничего. К моменту моего прибытия оставалось всего два утренних автобуса - первым я должен был заехать в Подкамень, а вторым отправиться дальше в Тернополь. От Бродов до Подкамня - около получаса езды.

У автостанции  - типичная для Западенщины церковь-новодел с очертаниями тризуба и грушевидным куполом:



И здание польских времен:



Как видите, у земли видимость вполне нормальная. Но дорога к Камню и Доминиканскому монастырю вела наверх - прямо в тучу:



От автостанции до монастыря и Камня - минут 20 ходьбы. Если вкратце: выйдя из дверей автостанции, идите налево, а в конце улицы еще раз налево (справа трасса) - и далее вверх и вверх. По пути будут указатели, а также пара часовен, типичных для Галиции:



В какой-то момент из тумана выплывает бастионная стена, также типичная для Галиции:



А за бастионами вырисовывается силуэт Доминиканского монастыря:



По легенде, монастырь основали еще в 13 веке беглые монахи разоренной Батыем Киево-Печерской Лавры - впрочем, о Почаеве легенда та же. Достоверно монастырь известен с 1464 года, а в 1519 году сожжен татарами. Но на рубеже 16-17 веков в монастыре обретается чудотворная Подкаменская икона, и начинается каменное строительство (которое в конце 17 века спонсировал Ян III Собесский).



В 1950-1997 годах монастырь занимала психбольница, а затем часть территории с храмами была передана греко-католикам. Монастырь одновременно был и мощной крепостью с двумя линиями обороны - бастионы 18 века и стена с башнями 17-го. В круглой угловой башне, по легенде, был в заточении казацкий полковник Семен Палий - предводитель казацкого восстания 1702-1704 годов против Речи Посполитой, противник Ивана Мазепы, в 1709-10 годах, перед смертью, занявший его место на службе Петра Первого.



Двор монастыря. Справа Вознесенский собор (1612-1695), слева часовня и скульптура Богоматери (1719). 



В часовне некогда хранилась Подкаменская икона Богоматери, коронованная в 1727 году. При наступлении Красной Армии икона была вывезена в Польшу и ныне хранится во Вроцлаве, в костеле Святого Войцеха.



Вообще, монастырь как обитель одной из самых почитаемых галицких святынь, был оодним из главных в Галиции. Однако в ХХ веке последовала череда утрат: в Первую Мировую сгорели монастырские архив и библиотека, во Вторую Мировую войну в монастыре долгое время укрывались поляки (старики, дети и женщины), убитые нацистами в марте 1944 года; в 1950 году монастырь был передан психоневрологическому интернату. Когда именно были утрачены роскошные интерьеры и пришли в запустение храмы, точно сказать не могу. Как бы то ни было, огромный монастырь и поныне в весьма запущенном виде, а восстанавливается понемногу силами братии.



Помимо храмов и укреплений, интересен осадный колодец глубиной около 100 метров, но опознать его мне не удалось. Говорят, шпиль Вознесенского собора хорошо виден из Почаевской Лавры, а Лавра хорошо видна с колокольни (закрытой для посторонних).
Древний камень в одном из контрфорсов:



Через монастырь ходили люди отнюдь не христианского вида, бегали какие-то собаки. Я прошел на соседний дворик, к длинному келейному корпусу. В дверях стоял парень моих лет с кривым лицом и жестом просил закурить. Из здания доносились вопли. Дойдя до ворот и выйдя наружу, я увидел табличку - оказалось, дурка всё еще занимает половину монастыря. Правда, что делал там парень (явно душевнобольной), не знаю - психоневрологический интернат тут женский.

И в общем, из-за тумана толком осмотреть монастырь мне не удалось. Дам ссылку на "Замки и храмы Украины", тем более о монастыре там есть рассказ на русском языке. А также солнечные фотографии и виды с холмов.

Мой же путь лежал к Чертову камню на соседнем холме, в паре сотен метров от монастыря:



У подножья - часовня Параскевы Пятницы (1739-41, итальянские архитекторы):



А Камень по мере приближения медленно выплывал из тумана, окруженный древними крестами:



Высота Камня - 16 метров, и вблизи он кажется пугающе огромным. В нём есть расселины и даже небольшие гроты:



На скалах - граффити самых разных эпох. Вот сдеся побывал какой-то Стефан в 1886 году!



Но самое интересное - вот эти углубления. Это ни что иное, как пазы, к которым крепились конструкции деревянной церкви-крепости. Вообще, скальный крепости - уникальный феномен Червонной Руси: "висячие замки", встроенные в естественные скалы. Крупнейшая из таких крепостей - Тустань в Карпатах (куда я так же не добрался из-за тумана), а на Чёртовом камне стояла не крепость, а всего лишь укрепленный храм. Но остались лишь пазы - своего рода памятник домонгольской архитектуры:



Кресты вокруг Камня - как спутники вокруг большой планеты. По легенде, это могилы казаков то ли Богдана Хмельницкого, то ли Семена Палия, но на самом деле "козацкими" такие кресты называют условно - на кладбищах Западенщины их ставили до конца 19 века:



Но как ни крути, а хочется верить, что под такими крестами покоятся казаки, полегшие в боях с крымскими татарами и польской шляхтой:







Мне это место напомнило башкирские Чишмы, где на похожем кладбище похоронены вельможи Тамерлана, и сложно понять, какие надгробия древние, а какие 19 века.



И несмотря на то, что от Камня отличные виды на село, монастырь и окрестные поля, я подумал, что туман - скорее удача, чем нет. Слишком таинственное и странное место. Только увидев камень, я подумал, что это могила Святогора - легендарного богатыря-великана из русских былин. По одной из легенд, Святогор пытался поднять сумку Микулы Селяниновича, в которой была заключена вся тяжесть Земли (поэтому поднять её мог только пахарь, но не воин), и вместо этого сам ушёл в землю. Может быть, этот Камень - его голова или торс? Былины о Святогоре, судя по всему, зародились где-то в другом месте, так как если бы её знали здесь - обязательно бы отождествили Чертов камень с могилой богатыря.



Рядом - то ли скала, то ли карьер:



С небольшим гротом, который некогда служил часовней:





Вообще, в Галиции и Подолии сохранилось несколько пещерных храмов, основанных еще язычниками, а позднее ставших христианскими. Самый интересный из них - Монастырёк недалеко от Борщёва (Тернопольская область), куда я так и не добрался.

От Камня я спустился назад в село, другой дорогой:



В общем-то обычное галицкое село. О тумане я не жалею еще и потому, что прекрасно представляю, какие виды открывались бы с холма.



Правда, Подкамень запомнился мне огромными деревянными амбарами, которых я не видел в прошлую поездку. Видимо, дело в том, что здесь Галиция соприкасается с менее европеизированными и более лесистыми Волынью и Подолией.



Из Подкамня я уехал в Тернополь, о котором и будет следующая часть. 

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Восточная Подолия (Винницкая область).
Буковина (Черновицкая область).
Tags: "Другая сторона", Западная Украина, дорожное, древнерусское, этнография
Subscribe
promo varandej november 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments