varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Меджибож. Часть 2: поселок и еврейский квартал



Как уже говорилось, в поселке Меджибож (1,7 тыс. жителей) Хмельницкой области две достопримечательности - средневековая крепость Белый Лебедь и могила Бааль Шем-Това, основателя хасидизма. И если среди русских и украинских путешественников более известна первая, то за пределами постсоветского пространства - вторая: Меджибож - одна из главных еврейских святынь.

Во второй части осмотрим еврейский квартал и улицы поселка по дороге к нему.

Хотя Меджибож был низведен до ПГТ лишь в 1924 году, фактически он перестал быть городом намного раньше - даже на заштатный не тянет:



Некоторые признаки города попадаются на главной улице, начинающейся у ворот крепости и постепенно растворяющейся в сельской застройке. Вот в этом домике - музей Трипольской культуры (развитая древняя культура, найденная на территории Украины и усилиями чересчур усердных свидомитов вошедшая в анекдоты):



Домики, видимо принадлежавшие еврейским купцам:



Дом Культуры, который я сначала принял за синагогу. Но на стене увидел дату "1987" - один из первых опытов ориентализма, заполонившего ныне постсоветские города (кроме Белоруссии и Прибалтики):



Что это - я не знаю:



Но за этими домами - руины Троицкого костела (1600), своими размерами напоминающего о том, что некогда Меджибож был крупным городом. Вид с другой улицы (то есть улица, с которой снят прошлый кадр - за руинами) Ближе подойти не успел:



Чуть дальше по улице - церковь. Две девочки, офигевше глядящие на меня, слушали не попсу какую-нибудь, а Linkin Park. Хотя после деревенского пацана в Архангельской области, слушавшего System of Down, меня уже ничем не удивишь.



Церковь находится чуть дальше поворота к еврейскому кварталу, куда ведет



А живут на этой улице самые обычные люди в самых обычных хатах. Хаты в этих краях выглядят так - ощутимо беднее, чем даже на юге Хмельницкой области, но ощутимо добротнее, чем в селах Винницкой области.



Итак, мы вошли в Еврейский квартал. Здесь надписи на других языках пропадают - безраздельно господствует иврит:



Центральная часть квартала. Прямо по курсу - синагога и еврейский центр. У входа - будка, в которой сидел суровый охранник в бронежилете, а рядом лежала здоровущая собака. Слева - собственно кладбище со склепом Баал-Шема.



За что стоит уважать евреев - так это за то, что родства они не забывают, и в эту глушь не дожидаясь цивильных условий едут паломники. Несколько лет назад сюда переселилась группа хасидов из Израиля, и началось возведение культурного центра. Вот такой парадокс: евреи вернулись туда, где были когда-то изгоями, но уже совсем в другом качестве. Даже местные жители надеются на ворзрождения поселка через паломников.



Напротив входа на кладбище - вот этот домик. Надпись на нем была на иврите, но если я ничего не путаю, это реплика синагоги, в которой служил Бааль Шем-Тов:



А вот - кладбище, где он похоронен. Над могилой - охель, иудейский аналог склепа-часовни:



Меджибожское кладбище небольшое, но считается красивейшим еврейским кладбищем на Украине.



Вообще, современные представления о хасидстве несколько превратны. Возможно, из-за ортодоксального вида многих его последователей. Как объяснял мне происхождение этого учения знакомый еврей, хасидизм стал реакцией на Хмельничину. Вообще, в еврейской истории Богдан Хмельницкий, прозванный Хмель-Злодей - персонаж немногим лучше Гитлера, так как восстание сопровождалось крупнейшими в истории Европы (на тот момент) еврейскими погромами. Цифры рознятся от 20 до 100 тысяч убитых, было разгромлено и не смогло восстановиться около трети еврейских общин Украины.



Оправившись от погромов, евреи решили, что это предвестие конца света, и стали ждать Мессию. Да и просто после такого удара еврейская цивилизация уже не могла быть такой, как раньше - для выживания были нужны перемены.



В начале 18 века по Западной Украине странствовал реббе Исраэль бен Элиэзер (1698-1760), довольно богатую биографию которого здесь пересказывать долго. Однако в итоге он, как Будда, уединился в горах (Карпатах), и там 7 лет посвятил размышлениям и духовным практикам (до этого изучив ортодоксальное иудейство, каббализм и, разумеется, жизнь). А вернувшись к миру, Исраэль бен Элиэзер быстро прославился как праведник и целитель, вскоре прозванный евреями "Князь Добного Имени" (Баал-Шем-Тов, или Бешт).



Вообще, стереотипное представление о хасидизме диаметрально противоположно его изначальной философии. Опять же, о принципах и истории хасидизма можно прочесть в википедии, но если вкратце, то изначально хасидская философия базировалась на оптимизме и гуманизме. Бешт учил, что у Бога прощение всегда впереди гнева, что зла как самостоятельной силы не существует, что Бог живет и в праведнике, и в грешнике, что нет безвыходных положений и конченных людей, что религия должна быть праздником, а не бременем, что нельзя подменять суть таинств механическими обрядами...



В общем, учение Бешта во многом напоминает учение Христа, хотя много и принципиальных отличий. Но в чем я могу согласиться с моим знакомым евреем, так это в том, что образ мысли, который проповедовал Бешт, действительно спасает после трагедии и помогает вернуться к жизни. И хотя я православный христианин (да-да, Московского патриархата!), многие из этих принципов (по крайней мере в русскоязычных формулировках) мне близки.



Однако была у хасидизма и еще одна особенность - очень высокий авторитет цадика, то есть духовного лидера, "праведника", "пророка"., который считается посредником между Богом и людьми. Это способствовало не только быстрому распространению хасидизма, но и его быстрой трансформации, превращения в множество течений. Может быть, отсюда и все стереотипы. В Восточной Европе вскоре образовалось еще несколько центров хасидизма: Межирич, Умань, Бердичев, Люббавичи (ныне на территории России) и т.д.



Упадок хасидизма начался в начале ХХ века, с развитие капитализма в Российской империи и деградацией еврейских местечек. Способствовала этому и религиозная либерализация - евреям стало легче покидать черту оседлости, и все больше из них уезжали в большие города, порывая связь с общиной. Однако ХХ век изменил все, и возрождение хасидизма в нынешнем виде началось уже после войны, среди еврейских эмигрантов в США и Израиле. Хасиды заняли свою нишу в современной экономике и политике.
И в общем символично, что зарождению и возрождению хасидизма предшествовали схожие обстоятельства - Хмельнитчина и Холокост.



У охели Бешта - могилы его потомков:



Часовня была заперта, а надписи понять не представляется возможным:



Но напротив входа было разбито окно, и мне удалось посмотреть, какая часовня внутри и сфотографировать:



По кладбищу я гулял один, но за мной следил охранник, да и видели, наверное, люди в окнах. Но - никакой подозрительности, никаких вопросов, кто я и что мне тут надо. И даже никаких возмущений по поводу фотосъемки на кладбище - впрочем, не раз сталкивался с утверждением, что в этом смысле иудейство самое "продвинутое" из всех религий.
Однако я не заметил, насколько быстро стемнело...



...И напоследок вынужден написать и о плохом. Вообще, по-моему времена, когда русские путешественники боялись бандеровцев и считали украинцев "хохлами", давно прошли. По крайней мне такие репортажи попадаются очень редко. Гораздо чаще Украину идеализируют - менты цивилизованные, люди радушные, цены низкие, качество хорошее, еда вкусная, и вообще там воздух свободы и цветы, не то что в сраной рашке.
Я в общем не отрицаю, что люди здесь в основном хорошие, а еда вкусная. Всё еще хуже: я считаю, что в России люди ТОЖЕ хорошие. В обеих странах хватает хороших людей, но хватает и быдла; в обеих странах в 99,9% случаев на фотографа реагируют адекватно, а в 0,01% принимают за сволочь (террориста, шпиона, педофила и т.д.). В России я объехал примерно в 10 раз больше мест, чем на Украине, поэтому негативного опыта имею намного больше. И даже один негативный прецедент перевешивает тысячу позитивных.

Короче, к чему я это?
К тому, что идеализация Украины второй раз играет со мной злую шутку. Но если первый раз (в Днепропетровске) я убедился, что украинские менты вовсе не самые адекватные в СНГ, то в этот раз убедился, что гопников на Украине тоже много. Субботним вечером в маленьком поселке мне было по-настоящему страшно. Еще по пути к крепости попались трое пацанов на лавочке, которые вели беседы о том, кто кому и как е*бло раскроил. И когда я проходил мимо - показывали на меня пальцем и совещались, что меня уже "у фортеци бачили". Наверное, если бы на улице в тот момент не было людно - могли и ограбить. А вот на обратном пути было хуже: проходя мимо бара, на пороге которого стоял еще какой-то быдляк (точнее, сначала он мне быдляком не показался - пацан как пацан, была даже мысль спросить, как пройти к трассе), я остановился, чтобы пропустить ехавшую навстречу машину. Пока соображал, куда машина поедет, рядом со мной упал камень: быдляк с крыльца крыл меня матом и шатаясь пошел в мою сторону. Я извинился, быстро (но не бегом!) пошел дальше, а из машины вылез второй быдляк, и они начали совещаться.
Я понимал, что усталый и с тяжелым рюкзаком не сумею от них убежать. Оставалось лишь надеяться, что погони и не будет... Погони и не было - видимо, оба были слишком пьяны, и не делая резких движений я стал для них как бы невидим.
У крепости мне почти сразу попался автобус на Хмельницкий.

Вообще, в России я бы никогда не стал гулять по ПГТ в сумерках субботы. И то, что я попал в такую ситуацию именно на Украине - следствие этой самой идеализации, противопоставления "демократических трудолюбивых евроинтегрировынных украинцев" и "пьяных ленивых ксенофобских русских". Придуманного россиянами, а не украинцами!

И еще заранее оговорюсь о двух вещах:
1. Никаких антипатий к Украине и ее народу этот эпизод у меня не вызвал. Украина замечательная страна, по которой приятно путешествовать.
2. Я не еврей, а к могиле Бешта меня привел историко-этнографический интерес.
Короче, el Nabros получился, уж извините...

ПОДОЛИЯ и БУКОВИНА-2010
Введение. Обзор поездки.
Галиция.
Подкамень.
Тернополь.
Пролог. О Подолии в общем.
Западная Подолия (Тернопольская область).
Бучач. Справа Галиция, слева Подолия.
Чертков. Панорамы, соборы, центр.
Чертков. Замок, деревянные церкви, разное.
Кривче. Село и пещера.
Борщев. Обычный городок.
Средняя Подолия (Хмельницкая область).
Каменец-Подольский. Виды и планы.
Каменец-Подольский. Крепость.
Каменец-Подольский. По каньону.
Каменец-Подольский. Старый город (север).
Каменец-Подольский. Старый город (юг).
Каменец-Подольский. Новый план.
Жванец.
Сутковцы.
Хмельницкий (Проскуров).
Меджибож. Крепость Белый Лебедь.
Меджибож. Поселок и еврейский квартал.
Восточная Подолия, или Брацлавщина (Винницкая область).
Винница. По центру.
Винница. Пирогово.
Шаргород.
Жмеринка.
Буковина (Черновицкая область).
Tags: "Другая сторона", "Черта оседлости", ВКЛ, Западная Украина, дорожное, этнография
Subscribe
promo varandej march 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →