varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Гродно. Часть 4: разное и вечернее.



В заключительной части - во-первых, о том, что не влезло в предыдущие три: железнодорожности и деревянное зодчество.
А во-вторых - прогулка по вечернему Гродно, который очень хорошо освещен и местами неплохо подсвечен.

Еще в первой части мы остановились у монастыря Бригиток, который апсидой глядит на овраг с железной дорогой. Это граница исторического центра, и снаружи въезд в Старый город выглядит так:



Слева - главный в Гродно торговый квартал с неожиданно масштабным для Белоруссии рынком, а справа - автовокзал:



Как мне показалось, здание польской постройки - по крайней мере в межвоенных вокзалах Западной Беларуси необарочный детали поляки очень любили. А может - сталинка с местными элементами. Как бы то ни было, здание в своём жанре нетипичное. Ныне это пригородный автовокзал, а междугородний сотней метров дальше от улицы. Надо заметить, что опрятные снаружи автовокзалы изнутри грязные и облезлые.
Дальняя часть улицы застроена вот такими сталинками, которые в темноте еще и очень красиво подсвечены двумя цветами - но заснять я почему-то забыл (хотя ведь мог!). Это парадный въезд в Гродно с востока, в том числе со стороны Минска.



Теперь поднимемся на мост, с которого в сторону Немана открывается вот такой вид:



Обратите внимание на четыре рельса - дорога ведёт в Польшу, поэтому здесь совмещенная колея: "русская" (1524мм) и "стефенсонкая" (1435мм). До польской границы от Гродно всего 15 километров, а Белосток ближе, чем Минск.
Я зачем-то направился вдоль железной дороги, надеясь выйти к берегу Немана. Мимо парных водонапорок начала ХХ века:



По крутому берегу оврага, за которым раскинулся рынок, огромные размеры которого и стихийная торговля за пределами официальной территории заставили вспомнить Украину:



Впереди - железнодорожный мост через Неман:



Но адекватных спусков не нашлось, ехать с горы на пятой точке не хотелось, да еще и бродили какие-то очень стрёмные мужики невыясненного назначения - поэтому я пошёл назад, сделав пару кадров с края обрыва. Редкие в Гродно новостройки по разные стороны Немана:



И огромное католическое кладбище с часовней:



На обратном пути я вдруг вспомнил, что хотел сходить на вокзал посмотреть на польскую электричку EN-57, курсирующиую между Гродно и Белостоком - она отправлялась в 11:25. Глянул на часы - было 11:28. "Обидно" - подумал я, и вдруг услышал в овраге стук колёс. Э, так вот же она!



Кстати, обратите внимание, как именно совмещены две колеи - электричка идёт только по "стефенской", по внешнему левому и внутреннему правому рельсам. Ну а мораль для любителей железных дорог такова - через несколько минут после отправления эту электричку можно заснять с путепровода в районе автовокзала. Кстати говоря, единственная электрифицированная линия подходит к Гродно именно из Белостока, в то время как по Беларуси - только дизели.

Другой интереснейший пласт - деревянный Гродно. Вообще, я кажется всего второй раз сталкиваюсь с не-российским деревянным зодчеством (первый - деревянная Финляндия в Выборге и Сортавале). В Гродно целый район деревянных домов сосредоточен между Городницей и Коложей, и заслуживает отдельного осмотра. Но из-за короткого дня я здесь ходил только в темноте. Типичные деревянные дома в Гродно выглядят так:





Но самое потрясающее здесь - это деревянный конструктивизм. Такой вот оксюморон - в России хоть отбавляй и конструктивизма, и деревянного зодчества, но почти нигде не увидеть их сочетания:







Да и есть ли такое где-то еще в бывшем СССР, кроме Гродно? Не уверен. Вообще же, по духу этот город очень северный, и дремучие хвойные леса, покрывающие большую часть Гродненской области, усиливают это впечатление.

Ну а в завершение просто погуляем по вечернему городу. Все места уже знакомы по прошлым постам, но в темноте выглядят несколько иначе. Вообще, я не стал бы делать выводов, что здесь так светло потому, что это не Россия. В Пскове темно и подсветки почти нет, в Мурманске при хорошей освещенности вообще нет подсветки, в Тюмени и то, и другое на порядок круче, а больше нигде в России я не делал капитальных прогулок в тёмное время суток. Как бы то ни было, город может быть хорошо освещен и без Хорошего Человека у Власти.



Купидончк на Советской уже был на заключительном кадре поста про Городницу. На заднем плане - Горком, так и не попавший ни в один кадр с площади Ленина.



Вот так пешеходная Советская выглядит рано утром: подсветка выключена, но ярко горят фонари и новогодние гирлянды:



А вот так - вечером:



С подсветкой белорусы почему-то не проявили свойственного им порядка, и в единую картину подсвеченные дома здесь не складываются. Но отдельные здания вечером разглядывать лучше, чем днём:





Витражи торгового центра в начале Советской:



Но особенно величественен в темноте костел Франциска Ксаверия:



На фасаде - Рождество:



Фара и фары, Баториевка и хрущовка:



Иллюминация на площади:



Лирика у драмтеатра:



Спуск к Неману. А вот оба замка и Коложа почему-то не подсвечены. Да и театр должен по идее светиться разными цветами, но в этот раз его освещали лишь фонари.



Теперь пройдемся по улочкам Старого города. Утром, без подсветки, они выглядят так:



А в вечерней подсветке - уже так:



Монастырь бригиток - чёрный призрак над белой оградой:



Но самое сильное зрелище - сияющий костел Франциска Ксаверия над Старым городом:



Впрочем, самая яркая подсветка оказалась почему-то у экс-Базилианского монастыря, при том что Новый замок (за моей спиной на этом кадре) в потёмках:





Неплохо освещена и Городница из-за своего соседства с административными зданиями:







В общем, таким я увидел Гродно - Королевский город. На мой взгляд, по своему историческому наследию это третий город Западной Руси после Львова и Каменца-Подольского, и пожалуй из этой тройки он лучше всего сохранил дух Речи Посполитой. Но всё же не могу отделаться от ощущения "хорошо-но-мало". Здесь хочется остаться на несколько дней - но чтобы исходить вдоль и поперёк исторический центр, мне чуть-чуть не хватило самого коротко дня в году.

В следующих частях отправимся в глубинку Чёрной Руси, и начнём с Мира и Несвижа - крупнейших и красивейших замков всей Западной Руси, принадлежавших самому влиятельному польско-литовскому роду - Радзивиллам, что были богаче королей.

Но это уже в 2011 году, с наступлением которого всех и поздравляю!




ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010
Вступление. Обзор поездки.
Новогрудок. Сердце Чёрной Руси.
Гродно.
Старый город.
Вдоль Немана.
Городница Тизенгауза.
Разное.
Замки Радзивиллов.
Мир.
Несвиж.
Города и веси.
Лида. После Дожинок.
Ивье. Столица литовских татар.
Слоним. Беларусь эталонная.
Сынковичи. Церковь-крепость.
Жировичи. Православный центр Беларуси.
Барановичи. Город.
Барановичи. Железнодорожный музей.
Tags: "Другая сторона", Белоруссия, ВКЛ, деревянное, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments