varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Минск. Часть 1: от вокзала до проспекта.



Минск ныне в моде - репортажи о белорусской столице появляются в моей френд-ленте почти каждый день, и почти всегда представляют собой безудержный восторг. Восторгаются как правило реалиями Социального Рая, при этом ужасаясь архитектуре "сталинского города-монстра". У меня всё как всегда наоборот: здешние реалии меня оставили равнодушным, а вот архитектура более чем впечатлила. Мне кажется, именно сталинский Минск, а не польско-литовский Гродно - красивейший город Белоруссии, "Петербург Сталина". Да и не только сталинский, но если центр Минска - действительно, шедевр советского градостроительства, то окраины впечатляют своей аутентичностью: пейзаж мало изменился с 1980-х годов. Минск интересен хотя бы тем, как образцовый советский облик сочетается с 21 веком.

Я был в Минске дважды: в феврале-2008 и декабре-2010. Первый раз я провёл здесь четыре дня, второй - ограничился 5-часовой прогулкой по центру. Но во второй приезд отснял в разы больше, чем в первый. Рассказ о белорусской столице будет состоять из 5 частей: две о сталинском центре, одна о польско-литовской Немиге, две об окраинах. В первой части осмотрим вокзал, познакомимся с городской средой и дойдём до площади Независимости.

Есть ли еще город, где самое впечатляющее здание находится прямо на привокзальной площади? Это Минские ворота, две 11-этажные сталинские башни, построенные в 1946-56 годах по проекту ленинградских архитекторов:


(2008)

"Ворота" - один из любимых приёмов сталинской архитектуры. Такие есть и в Москве на Ленинском проспекте. Мне очень запомнились ворота в Магнитогорске и Запорожье, но с Минскими не сравнить ничего:


(2008)

Обратите внимание, что башни ассиметричны - левую украшают часы, а правую - герб:


(2008)

Крупнейшие в Белоруссии часы - трофей из Германии, их диаметр 3,5 метра:


(2008)

Герб, а за одно детали:





И в целом Минские ворота напомнили мне Главное здание МГУ. Среди всех виденных мной сталинок лишь московские высотки произвели на меня более сильное впечатление:


(2008)

А вот так выглядит привокзальная площадь образцового советского города - ни торговли, ни таксистов, ни разводил. Обычная городская улица, и только количество машин напоминает, что здесь находится что-то важное. Впрочем, с другой стороны вокзала площадь несколько более оживленная, но не сравнить ни то что с нашими столицами, но и с любым крупным транспортным узлом типа Екатеринбурга.


(фото 2008, здание на заднем плане с тех пор успели достроить).

Взгляд назад - вокзал прямо по курсу:



Минский "чыгуначны вакзал" - тоже по-своему интересен. Снаружи впечатляет его минималистический, а точнее просто отсутствующий облик:


(2008)

Изнутри же здесь была воплощена популярная на Западе концепция "торговый центр с транспортной функцией". Большую часть здания занимают всякие кафе, магазины, турфирмы, даже детская площадка - словом, всё то, чего нет на привокзальной площади. Прямо в здании можно затариться едой за разумные деньги. Вот только свет и шум сильно утомляют - трёхчасовое ожидание поезда было невыносимым.



Вообще, на мой взгляд это лучший вокзал в бывшем СССР. А его здание уже четвертое на этом месте: первое было построено в 1872 году (с появлением железной дороги), второе - в 1890, третье - после войны, а строительство нового вокзала началось в 1991 году и по понятным причинам затянулось на 10 лет.


(2008)

Хотя Минск у большинства людей ассоциируется с советской эпохой, город это весьма древний: впервые упоминается под 1067 годом в связи с битвой на Немиге, когда киевские князья братья Ярославичи разбили полоцкого князя Всеслава Чародея и почти полностью уничтожили город. В современной трактовке: "русские вырезали всех белорусов в Минске". Дальнейшая история Минска вполне типична для Белоруссии: вхождение в состав Литвы (1242), Магдебургское право (1499), превращение в центр воеводства (1565), полонизация и окатоличивание после Люблинской и Брестской уний. В 1654-67 годах был под Россией, в Северную войну пострадал и от шведов, и от Петра Первого. В общем-то, именно войны с Россией привели к упадку Минска в 18 веке - и именно под Россией (с 1793 года) Минск резко пошёл в рост, превратившись из просто крупного города (типа Витебска или Могилева, но не Гродно или Вильнюса) в столицу Белоруссии, первый на ее территории 100-тысячный город к началу ХХ века. Но от той истории осталось немного: разрушенный Великой Отечественной войной Минск не стали восстанавливать, а решили строить заново.



И моё антикультурное мнение на этот счёт таково: получился настоящий шедевр, один из красивейших городов постсоветского пространства. Другой вопрос - может, стоило построить его несколькими километрами дальше, восстановив при этом исторический центр на прежнем месте? Как бы то ни было, считаю неправильным судить о том, что построили по тому, что для этого разрушили. То, что раньше здесь были узкие улочки и костёльные башни, не отменяет красоты "Сталинского Петербурга".



Очень колоритные районы находятся между вокзалом и Проспектом.


(2008)

Уникальность минского центра в том, что при абсолютном доминировании сталинских зданий это не соцгород, а настоящий Исторический центр. Что-то подобное можно увидеть в Волгограде и Челябинске, но они существенно меньше и менее цельные.



Здесь нет этой брутальной искусственности, характерной для сталинских ансамблей. Другое дело, что в "искусственности" как раз вся соль - вызов мирозданию, строительство Нового мира, что в Минске ощущается не столь явно. Скорее, здешний сталианс производит впечатление "всегда так было":


(2008)


(2008)

Очень хороши детали - как сталинские:



Так и позднесоветские:



А в строгом советском пейзаже то и дело появляются осколки старого мира. И то, как органично они встроены в "единый фасады", говорит о том, что направления улиц остались почти неизменными:


(2008)

Их очень мало - но хотя бы один есть на почти каждой улице:



А вообще, здесь много интересных зданий. Например, аркада у входа на стадион:


(2008)

Штаб-квартира СНГ - кто-нибудь еще помнит, что это такое?


(2008)

Загадочная ротонда во дворе Министерства Связи (на самом деле часть Почтамта, о котором ниже):



Почти в центре есть даже небольшой аэропорт со сталинский аэровокзалом и социальными авиарейсами в Гомель.

Одна из улиц, перпендикулярных Проспекту. В перспективе - КГБ. Настоящее:


(2008)

А вдалеке высотка на Немиге:


(2008)

И думаю, Вы уже заметили одну из самых впечатляющих фишек Минска - почти полное отсутствие наружной рекламы и малозаметность вывесок. Удивительно, насколько эта казалось бы небольшая деталь меняет всю атмосферу города.

От вокзала минут 5 ходьбы до Площади Независимости - оба пункта обслуживает станция метро "Площадь Ленина" с многочисленными выходами. Практически на прямой линии между вокзалом и площадью из показанного выше - Ворота и сквер с металлической девочкой.



Слева направо: горисполком, управление Минского метрополитена, высотка Белорусского педагогического университета, Дом Правительства и Красный Костёл. Левая сторона площади ближе к вокзалу, а прямо сквозь площадь проходит Проспект. Площадь занимает более 7 гектар, и все ее постройки появились в ХХ веке - от 1905 до 1984 годов. 


(2008)

Сторона площади ближе к вокзалу - более серая и позднесоветская. На кадре выше слева направо расположены горисполком 1960-х годов, управление Минского метрополитена (1984) и главный корпус Белорусского университета, занимающего целый квартал до вокзала. Под площадью - торговый центр типа московского "Охотного ряда", только ассортимент и столпотворение поменьше.

На другой стороне площади - Дом Правительства (1934-37), творение Иосифа Лангбарда - одного из самых самобытных и противоречивых советских архитекторов: хотя он построил всего 15 зданий (из них 6 в Минске), стиль Лангбарда не спутать ни с чем. Дом Правительства непохож на другие образцы советского конструктивизма - скорее, это самый настоящий модернизм, опередивший своё время лет на 30-40:


(2008)

Тем, кто следит за новостями, это здание теперь очень хорошо знакомо - именно на его крыльце был подавлен белорусский Майдан. Сталкивался с утверждениями, что фотографировать Дом Правительства вблизи не стоит - могут быть проблемы с органами.
На той же стороне площади, напротив горкома чудом сохранилась пара модерновых доходных домов:


(2008)

Между ними - памятник Зодчему, колдующий над собирательным образом Минска:


(2008)

А почти в центре площади - костёл Святых Симеона и Елены, более известный как Красный костёл:


(2008)

Храм построил в 1905-10 годах минский магнат Эдуард Войнилович в память о детях - сыне Симеоне и дочери Елене, умерших в 1897 году после долгой болезни. По легенде, 15-летняя Елена, уже будучи тяжело больной, увидела храм во сне и сумела его нарисовать. Облик костёла так сюрреалистичен, что в это несложно поверить.


(2008)

В советское время в костёле был Дом кино с музеем, а ныне проходят службы, причём в день моего посещения (2008) - на латыни. Рядом - редкий в наших краях образец японского деревянного зодчества, "колокол Нагасаки", поставленный в 2000 году в память о жертвах атомных катастроф (ведь Белоруссия сильнее всего пострадала от Чернобыля):


(2008)

И в общем, здорово, что костёл не снесли в советское время, хотя все окружающие его старинные здания погибли (кроме пары домов на углу площади). Безумное красное сооружение оживляет бесцветный и правильный минский пейзаж:


(2008)

На конце площади - роскошный сталинский Почтамт:


(2008)

Вдаль уходит Проспект, за последние 20 лет побывавший проспектом Ленина, Франциска Скорины и Независимости. 


(2008)

В следующей части прогуляемся по этому "Невскому сталинской эпохи".

МИНСК
От вокзала до проспекта.
Проспект.
Немига.
Окраины и музей валунов.
Национальная библиотека.
Строчица. Музей народной архитектуры.
Заславль. Древнерусский пригород.

И еще маленький дисклеймер. Я понимаю, что многие видят эти пейзажи каждый день, так как живут среди них, другие исходили эти улицы вдоль и поперёк, третьим фотографии всего этого уже оскомину набили. Но нет вещей, которые знают ВСЕ. А я пишу здесь в первую очередь потому, что мне самому это интересно.
Tags: "Другая сторона", Белоруссия, ВКЛ, дорожное, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →