varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Заславль. Где Чёрная Русь встречается с Белой.



На вводном кадре - кальвинистский собор в кольце древнерусского вала. Это Заславль, город-спутник Минска (13 тыс. жителей) в получасе езды от вокзала. На прошлом рубеже тысячелетий здесь вершилась судьба Полоцкого княжества - то есть Белой Руси. В литвинскую эпоху город стал одним из центров кальвинизма - неотъемлемая черта Чёрной Руси. Здесь проходит граница двух исторических областей, на стыке которых стоит и сам Минск.

В Заславль из Минска можно доехать и маршруткой, и электричкой. И то, и другое в пути 30-40 минут, стартует на одном вокзале и прибывает на другой. Так как в 2008 году я еще не выработал привычки фотографировать всё, новенький вокзальчик я не заснял. Скажем прямо, кроме трех достопримечательностей, смотреть в Заславе нечего. Две из них прекрасно видны от вокзала.

Левее Спасо-Преображенская церковь - бывший кальвинистский собор (1577):



Правее - костел Рождества Девы Марии (1774-99) на главной площади:



Третья достопримечательность по дороге к этим двум, сразу за железной дорогой - этнографический музей "Млын":



Млын - это мельница. В данном случае не ветряная или водяная, а паровая. То есть фактически завод-музей, да еще и деревянный. В день моего посещения он почему-то был закрыт - может, работает только в тёплое время. Первая постройка - дом завозников (то есть, как я понимаю, контора и ведомственная гостиница на один экипаж):



Рядом - собственно паровая мельница, причём двигатель выставлен отдельно.



Интерьер мельницы хорошо виден через окно - так даже и не скажешь, что паровая:



Последнее здание - амбар с красивым резным балконом:



В общем, довольно интересное место, и пожалуй единственный в Белоруссии завод-музей.



Отсюда недалеко до облепленного частным сектором Вала - так здесь называют это городище. Оно же Замок, который сначала показался мне похожим на земляной кремль, но например здесь можно убедиться, что это был типичный для Речи Посполитой бастионный замок типа украинского Золочева:



...Как-то в 970-е голы (без единицы в начале) новгородский князь Владимир посватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволда. Кем они были, эти полоцкие князья, историки спорят до сих пор - вероятно, потомки варягов, не связанных с Рюриком. Красавица Рогнеда была к тому времени невестой Ярополка, а Владимиру презрительно ответила: "Не буду рабычича розувати" - то есть, "не буду за сыном раба ухаживать" - ведь Владимир был сыном княжеской служанки Малуши. Не учла Рогнеда только того, что в итоге "рабычич" Владимир свергнет княжича Ярополка и станет правителем Киевской Руси, Великим и даже равноапостольным. Впрочем, когда Владимир вернулся в 978 году в Полоцк, он был еще язычником и поступил как истинный варвар: изнасиловал Рогнеду на глазах Рогволда, затем убил Рогволда, а Рогнеду увёз в Киев и на ней женился. Судя по всему - правда любил, просто в тёмном средневековье такие были нравы...



Вместе Владимир и Рогнеда прожили восемь лет, и Владимир с ней наверное был счастлив, а она с ним - как-то не очень. Настолько, что даже попыталась в 987 году его убить. Разумеется, ей это не удалось, и убивать её начал уже Владимир. Легенда гласит, что на крики прибежал их сын малолетний Изяслав, притащив с собой отцовский меч. Тут у будущего крестителя Руси видимо сдали нервы, и Рогнеда с сыном были отправлены в ссылку в дальнюю крепость, которую князь заложил несколькими годами ранее как будущую вотчину сына и назвал Изяславль.



Прожив несколько лет в Изяславле, княжна и княжич вернулись в Полоцк, положив начало полоцкой ветви Рюриковичей. Менее чем через полвека Полоцкое княжество вновь обособилось от Киевской Руси, став впоследствии третьим центром Великого княжества Литовского наряду с Чёрной Русью и собственно Литвой. А название "Изяславль" со временем превратилось в более простое Заславль. Символично, что такой исторический поворот произошёл почти на окраине Минска, которого в те времена скорее всего просто не было. Нынешнее городище Заславля представляет собой пустынное кольцо высоких валов (около 600 метров по периметру), и куда больше напоминает своей планировкой русские кремли, чем польско-литовские замки. У единственных ворот уцелел фрагмент кладки 16 века - видимо, на валах стояла деревянная стена с каменной въездной башней.



А внутри - один из самых впечатляющих храмов Беларуси, кальвинсистский собор. К тому же он старше любого здания в Минске (1577):



Кальвинизм - одно из первых направлений протестантства, основанное в 1530-е годы в Женеве французским юристом Жаком Кальвином. Вопреки известному стереотипу, философия кальвинизм - это не "успешный - значит богоугодный". Лютеранство и кальвинизм основывались на "убрать из церкви всё, чего нет в Библии", но по-разному. Лютер исходил из принципа "разрешено всё, что не запрещено" (то есть не противоречит Библии), а Кальвин - "запрещено всё, что не разршено" (опять же Библией). Так, кальвинизм отрицал монашество, обрядовость, обязательную роль духовенства (священникам оставалась роль кого-то вроде современных психологов), но при этом религия была довольно агрессивной: еще сам Кальвин в Женеве установил настоящую диктатуру с казнями за аморальность. Именно кальвинистами были французские гугеноты, английский и американские пуритане.



В Великое княжество Литовское, которое всегда отличалось веротерпимостью (об арианах в Ивье я уже писал, хотя и очень кратко), кальвинизм занесли Радзивиллы. Николай Радзивилл Чёрный (1515-65), будучи администратором Ливонии, принял лютеранство, а в 1555 году перешел с опиума на героин в кальвинизм. В конце 16 - начале 17 века эта религия распространилась небольшими очагами по всей Черной Руси - географию только сохранившихся кальвинистских храмов можно оценить на "Глобусе Беларуси". Собор в Заславле судя по всему сохранился в первоначальном виде - по композиции напоминает кирху, да еще и без апсиды.



Уже с конца 16 века Радзивиллы снова вернулись к католицизму, и потеряв их поддержку (а также под давление польских католиков) к началу 18 века кальвинизм в Речи Посполитой почти исчез, последним его оплотом долгое время оставался Слуцк, а последним покровителем - Богуслав Радзивилл. Собор в Заславле стал костёлом, а с 1860-х годов это православная Спасо-Преображенская церковь. То ли ее каким-то образом не перестроили в псевдорусском стиле, то ли вернули изначальный облик при Советах, но в общем внешних признаков православной церкви, кроме восьмиконечных крестов, у нее нет. А внутри заснял один из самых характерных белорусских ракурсов - православный иконостас и стрельчатые своды:



Остатки уничтоженного при Советах кладбища:



За пределами Вала в Заславле есть и немного исторической застройки. Сейчас бы отснял пару кадров "для галочки", а тогда поленился. В общем-то, и правда ничего выдающегося. Только костёл Рождества Девы Марии (1774-99) на главной площади:



А всё-таки удивительная страна Белоруссия! Вроде бы всё здесь просто - но сколько забытых чудес и невозможных нигде больше  парадоксов... Если по Украине граница Востока и Запада (Руси и Европы) проходит довольно чётко и примерно совпадает с восточными краями исторических Подолии и Волыни, то через Беларусь эта граница идёт широкой полосой. А если точнее, две цивилизации здесь соприкасаются и противостоят друг другу буквально в каждом дворе.



P.S.
Мой старый репортаж о Заславле (с теми же фотографиями).

МИНСК
От вокзала до проспекта.
Проспект.
Немига и Верхний город.
Окраины и музей валунов.
Национальная библиотека.
Строчица. Музей народной архитектуры.
Заславль. Древнерусский пригород.

Tags: "Другая сторона", "Молох", Белоруссия, ВКЛ, деревянное, дорожное, древнерусское, замки-крепости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments