varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Полоцк. Часть 3: Спасо-Ефросиньин монастырь



Монастырь в трех километрах от центра города, основанный в 1127 году святой Ефросиньей Полоцкой - одна из важнейших достопримечательностей Белоруссии. С точки зрения архитектуры - здесь находится единственный уцелевший памятник полоцкого зодчества 12 века. С точки зрения религии здесь покоятся мощи Ефросиньи - одной из самых почитаемых православных святых, небесной покровительницы Беларуси. Я был здесь в оба приезда (январь-2007 и январь-2011), и в этот раз попал сюда на Крещение.
Здесь же я расскажу о Бельчицкком монастыре - одной из тяжелейших архитектурных утрат ХХ века.

Начнём путь к монастырю там, где остановились в прошлой части - у начала Ефросиньинского проспекта.

К монастырю можно и доехать автобусом №4, а пешком идти 20-30 минут. В паре сотен метров от Дома Офицеров - Красный мост, по предшественнику которого в 1812 году в город вошли войска Витгенштейна, штурмом выбив отсюда французов. Нынешний мост построен в 1970-е годы как памятник:



В целом же дорога к Ефросиньину монастырю очень скучная - частный сектор, малоэтажки, магазины, железнодорожный переезд. Лучше ехать на автобусе. Интересен разве что памятник Всеславу Чародею на полпути, очень странно выглядящий у подножья многоэтажки:



Всеслав Чародей, о котором я уже рассказывал в первой части - полоцкий князь (1044-1100), при котором княжество достигло расцвета. Всеслав построил Софийский собор, воевал с братьями Ярославичами за киевский престол, которым даже завладел на полгода, а современники считали его колдуном. Памятник поставлен в 2007 году, и вполне раскрывает образ. Вы конечно скажете своё высокое искусствоведческое "Фи!" и приведете неопровержимы доводы, но мне памятник понравился:



Еще парой километров дальше у дороги стоит памятник Николаю Угоднику - вот мы и пришли:



Между проспектом и монастырем - Лесной техникум. Явно дореволюционное кирпичное здание (паломническая гостиница?) с советской металлической инсталляцией:



Монастырь в перспективе улицы. И как видите, в Крещение народу вокруг не протолкнуться:



Витебская княжна Предслава, внучка Всеслава Чародея, родилась в 1110 году, а 12 лет приняла монашество и библейское имя Ефросинья. Для своих времен девушка была очень образована и увлечена, и в монахини пошла, скорее всего, чтобы иметь доступ к знаниям: в прошлом это была не редкость, монашество (и освобождение от брака и семьи) было для женщины единственным путём в культуру. Несколько лет она жила при Полоцкой Софии, изучала литературу, на жизнь зарабатывала переписыванием книг по заказу (большую часть денег раздавая как милостыню). В 1127 году (то есть в 17 лет!) она уже основала монастырь, где к ней присоединились ее сестры - родная Гордислава (Евдокия) и двоюродная Звенислава (Евпраксия) - наиболее вероятно, инициативу дочерей поддержали князья.



Монастырь быстро стал главной святыней Полоцкого княжества, а сестры-монахини жили в нем до старости. К середине века Ефросинья сумела добиться возведения каменной церкви, куда из Византии была привезена Эфесская икона Богоматери, написанная по преданию евангелистом Лукой "с натуры" (часто отождествляется с Корсунской или Торопецкой иконами). В 1169 году сестры отправился в Иерусалим, где Ефросинья умерла в 1173 году. Тогда же, в 12 веке, было написано "Житие Ефросиньи Полоцкой" - один из самых ярких памятников древнерусской литературы. Автором был некто, хорошо знавший Ефросинью - скорее всего, уже упомянутая Звенислава Борисовна.



Слева направо: Крестовоздвиженский собор (1893-97),  Спасо-Преображенская церковь (1128-56), зимняя церковь Святой Ефросиньи (1847). И крещенское столпотворение - народ набирает святую воду.



Монастырь очень маленький и скромный - впрочем, это вообще свойственно белорусским обителям. Другая национальная святыня Жировичи почти такая же, ничего подобного монастырской роскоши России и Украины в Белоруссии нет и не было.



Огромный Крестовоздвиженский собор ныне главный храм монастыря: в 1910 году сюда были возвращены мощи Ефросиньи. В 2007 году я даже подходил к ее усыпальнице, но в этот раз от столпотворения с трудом удалось даже просто заглянуть в храм. Гражданские постройки монастыря представляют все 4 последних столетия: по одному корпусу 18, 19, 20 веков, а также церковная лавка в стиле хай-тек - нигде такого не видел!



Но важнейший памятник монастыря - домонгольская Спасо-Преображенская церковь. Одна из трех (вместе с гродненской Коложей и воссозданной Благовещенской церковь в Витебске) на всю Беларусь. Золотую главку на нее нахлобучили совсем недавно, в 2007 она смотрелась куда лучше:





А уж насколько лучше она смотрелась в 12 веке - сложно даже представить!


(П.А. Раппопорт, "Зодчество древней Руси")

Ничего не напоминает? Савво-Сторожевский монастырь в Звенигороде, Андроников монастырь в Москве, Ризоположенская церковь в Кремле... В этой церкви впервые были применены кокошники - одна из "визиток" русского зодчества. Именно эта церковь в изначальном виде стала прототипом для многих храмов Московской Руси 14-15 веков. И может быть, ее первоначальный облик намекал на то, что святыня здесь основана женщинами?
Как бы то ни было, в нынешнем виде церковь кажется очень громоздкой. Надеюсь, когда-нибудь она дождётся научной реставрации (ведь тот же собор Андроникова монастыря к ХХ веку был уделан еще сильнее).



И главку золотую тоже снимут когда-нибудь, я надеюсь!



В 2007 году внутри церкви смотреть было не на что - почти весь ее объём заполняли строительные леса: шла реставрация фресок. В этот раз, зайдя в притвор, я оказался у запертых ворот, и от досады сделал кадр со вспышкой (хотя и запрещено):



Минут через 10 подошла группа паломников и старая монахиня, открывшая дверь. Я тоже прошел внутрь, и не удержался - тайком снял пару кадров. Изнутри церковь кажется очень высокой, а на стенах чередуются участки росписей 12 и 19 веков:



Обратите внимание на оконце наверху - это келья Ефросиньи, которая просто жила в этом храме. Напротив еще одно такое же - келья то ли Евдокии, то ли Евпраксии. Пожалуй, это единственное жилое помещение, сохранившееся со времен древней Руси.
Ранее в соборе хранилась и еще одна святыня - Крест Ефросиньи:



Его сделал в 1161 году ювелир Лазарь Богша, и этот крест полуметровой длины стал не только святыней, но и высшим достижением древнерусского церковно-прикладного искусства. Достаточно сказать, что это едва ли не единственная русская вещь такого возраста, сохранившая имя мастера (хотя безусловно сохранились и другие работы Богши - но анонимные). В 1222 году смоленский князь Мстислав Давидович, захватив Полоцк, вывез реликвию в Смоленск, а в 1514 году московский князь Василий Третий захватил Смоленск и вывез крест в Москву. В 1563 году Иван Грозный взял реликвию с собой в поход на Полоцк, поклявшись: если захватит Белую Русь, вернуть крест на исконное место. Клятву царь сдержал, но не учел того, что победа оказалась недолгой - вскоре пришел Стефан Баторий, и вывезти крест обратно уже не успели. Далее вплоть до 1841 года крест хранился в Софийском соборе, а затем был возвращен на исконное место, где пробыл до 1928 года, когда был вывезен в Минск и далее в Могилёв как культурная ценность.
...Крест был утрачен в войну - исчез бесследно, как и Янтарная комната. Для мировой культуры эти две утраты сопоставимого масштаба. В 1992-97 годах крест воссоздал брестский ювелир Николай Кузьмич, и ныне он снова хранится в монастыре. Причём с такими почестями, будто подлинник - например, на всеобщее обозрение его выносят только по воскресениям в 9.00-13.00, я же застал лишь пустой киот.

Из обители я вышел потрясенный, и отправился искать место, с которого она будет видна целиком:



Виды открывались не слишком удачные, и я пошел вдоль ручья, вскоре увидев камни:



Табличка на дальнем камне гласит, что на этом месте немецко-фашистскими оккупантами было убито более 38 тысяч человек. Цифра показалась мне невероятной, и я пошел дальше - к мостику через ручей:



И вскоре мне открылось поле с камнями, обелисками и противотанковыми "ежами":



Точнее, поле было приподнято - как будто невысокий плоский холм. Табличка гласила - начинается граница захоронения, запрещено ездить, копать и пасти скот. То есть, этот холм - прикрытые землей человеческие останки....



Уже дома я попытался выяснить, что это за место, и нашел примерно следующей: это урочище Пески, где нацисты проводили расстрелы военнопленных. "38 тысяч убитых" - одна из самых маленьких оценок, а по некоторым данным здесь покоятся полторы сотни тысяч расстрелянных. Слишком огромная цифра для настолько малоизвестного места...



Я надеюсь, кто-нибудь более компетентный напишет в комментариях подробнее. Только говорю сразу - к "либеральной версии" (политруки, штрафбаты, пропаганда) у меня нет доверия заранее.
Но если эта цифра - правда, то понятно, почему история Белоруссии началась в 1945 году.



На вершине холма - стела с все той же надписью. На заднем плане - труба ТЭЦ у вокзала:



И общий вид монастыря отсюда всё-таки открывается - правда, не впечатляющий.



Отсюда я вернулся к памятнику Николе и далее прошел на остановку, чтобы уехать в центр. Вид вдоль проспекта Ефросиньи на окраины - типичный белорусский городской пейзаж с чередованием многоэтажек и частного сектора:



Был в Полоцке и еще один монастырь, в архитектурном смысле даже более уникальный, чем Ефросиньин - Борисоглебский в деревне Бельчицы (ныне в Задвинье, в районе Юбилейной улицы). Основанный в 12 веке, этот монастырь имел 4 каменных храма того же времени - вряд ли где-то еще на Руси домонгольские постройки были в такой концентрации. По раскопкам известны Большой собор (технологически напоминал киевскую Спаса-на-Берестове, но отличался необычным расположением купола - точно на середине здания, а не ближе к алтарю) и церковь-усыпальница (около 5 метров шириной и 7 высотой - фактически склеп). Еще два храма в сильно перестроенном виде простояли до ХХ века.
Более крупная Борисоглебская церковь:





И Пятницкая церковь, абсолютно утратившая древнерусский облик:



Не знаю, была ли в начале ХХ века ценность этих памятников известна учёным, но местным властям - точно нет. Домонгольские церкви в СССР уничтожались крайне редко (соборы Киева, соседний Витебск), а уж две сразу - это просто вопиющий случай. Как бы то ни было, в 1920-е годы местные энтузиасты разобрали оба храма, сильно поворежденные войной, на строительный камень.

Полоцкую архитектурную школу многие (тот же Раппорт) считают чуть ли не первым собственно "русским" архитектурным стилем (ведь образы большинства архитектурных школ 12 века были навеяны Византией, а галицкой и владимирской - романским зодчеством), возможным только здесь - в княжестве, дистанцировавшемся от борьбы за Киев, но при этом не попавшем под влияние западных соседей. Но как и все архитектурные школы Западной Руси, она почти полностью ушла в небытие.

...И в общем, подводя итог, хочу сказать: Полоцк конечно не сравним по количеству древностей со Смоленском, Псковом,  Черниговом, Гродно. Но мне кажется, что в город с ТАКОЙ историей я бы поехал даже если бы в нём не сохранилось вообще ничего.

БЕЛАЯ РУСЬ-2011
Вступление.
Витебская область.
Глубокое. Родина "виленского барокко".
Полоцк. Софийский собор.
Полоцк. По центру.
Полоцк. Спасо-Ефросиньин монастырь.
Витебск. Задвинье.
Витебск. Улица Ленина.
Витебск. Старый город.
Орша.
Могилёвская область.
Могилёв. Площадь Ленина и Первомайская улица.
Могилёв. По улице Ленина к Ратуше.
Могилёв. Николаевский монастырь.
Бобруйск. По городу.
Бобруйск. Крепость.
Смоленск-2010.
Соборная гора и панорамы.
Старый город.
Вдоль крепости: запад и юг, восток и север.
За пределами крепости.
.
Tags: "Другая сторона", Белоруссия, ВКЛ, Витебская область, Полоцк, дорожное, древнерусское
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments