varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Стерлитамак. Часть 2: заводы и шиханы



По одной из башкирских легенд, когда-то очень-очень давно некий шах пленил безответную любимую красавицу Агидель. Агидель, если кто не знает - башкирское название Белой реки. Девица, однако, попалась не только красивая, но и отчаянная - поэтому сбежала из шахской крепости. Шах преградил ей дорогу, но не удержал. Шах послал вслед сокола - но Агидель смогла от него скрыться. Наконец, в отчаянии шах вырвал своё сердца и бросил ей на дорогу - но и это не остановило Агидель в ее пути на север. От горя все остальные герои данной истории превратились в камень - так и появились Стерлитамакские шиханы: Торатау (Крепость-гора), Шахтау (Шах-гора), Куштау (Долгая гора, очертаниями похожая на сокола с распростертыми крыльями) и Юрактау (Сердце-гора).
Вообще, шиханы - это одинокие куполообразные холмы-останцы посреди степи. Издалека они похожи то ли на курганы, то ли на отвалы. По одним легендам это могилы гигантов и царей, по другим - остатки рудников Гипербореи. Стерлитамакские шиханы самые высокие в предуральской степи, и наряду с Шульган-Таш считаются главной достопримечательностью Башкирии.

Впрочем в Стерлитамаке об этом не знают. Если в Уфе многие на шиханах были или мечтают побывать, то в "южной столице" на поиски того, кто поможет мне туда добраться, я истратил битый час. Тут, впрочем, стоит сказать, что я подготовился к вылазке на шиханы по своим меркам очень плохо - сам не знаю, как так вышло, ведь обычно я прорабатываю маршрут до мельчайших деталей. Видимо, думал, что будет легко.
Но в итоге это обернулось благом - я всё-таки сумел найти машину, водитель оказался на удивление толковым человеком, к моим поискам отнёсся с пониманием, и в общем раньше, чем мы выехали за город, простая поездка до конечного пункта обернулась целой экскурсией.

Севернее центра, за Стерлей, начинается Сода - сталинско-хрущовский район при одноименном заводе. В самом соцгороде не снимал (так как ничего примечательнее улицы сталинских малоэтажек не увидел), а вот сама "Сода" выглядит грандиозно:



Это лишь первый завод в конгломерате трех (или четырех?) химических сверхгигантов, тянущихся от Стерлитамака на север. Здесь же Каучуковый завод, Каустический завод, нефтезавод да еще и машиностроительные предприятия. В морозный день промзона была просто укрыта дымным куполом. А с моста через Белую я увидел вот что (пардон за ветки):



Крупнейший в СССР содовый завод был построен именно в Стерлитамаке не случайно - шиханы представляют собой ни что иное, как огромные кучи отличного известняка. Собственно, их и осталось-то три - Шахтау был срыт "Содой" до основания. Действительно, более дешевое сырье сложно представить - для его транспортировки не нужны ни то что поезда, но и даже грузовики: от "Соды" до шахтау тянется 4-километровая грузовая канатная дорога:



В общем-то, по мировым меркам она не так уж и велика - за границей известны канатки длиной в десятки километров. Но честно говоря, мне такие сооружения раньше видеть не доводилось, да и большинству из Вас наверное тоже. И в общем, свернув с асфальтовой дороги, мы поехали прямиком к вышкам канатки:



Похожая на высоковольтку дорога состоит из четырех ниток. Ближайшая по ходу нашего движения не работала - как сказал водитель, "отдыхает". На канате висят перевернутые вагонетки - за несколько десятилетий они просто вычерпали гору. Как пирог ложкой.



Другие нитки исправно работают - в движении выглядит завораживающе:



А чтобы не упало - внизу закреплены широкие сетки:



Перспектива очень впечатляющая:



И пока едем вдоль линии, расскажу невеселую историю стерлитамакских гигантов, которую я слышал дважды от разных людей. Ведь еще совсем недавно Стерлитамак был одним из самых богатых городов России, по уровню жизни едва ли не превосходившим Уфу. Дело даже не столько в работе и зарплате, сколько в социалке - в "золотой век" город успел реконструировать школы и больницы, закупить современный транспорт, отремонтировать дороги и инфраструктуру. По уровню благоустройства Стерлитамак дважды брал "серебро" и один раз "золото" среди городов России среднего размера. В общем, здесь происходило всё то, за что Вы боготворите белорусского Батьку.



А потом (2007-2008 годы) случилось то, что постигло уже очень многие индустриальные гиганты России - заводы были куплены московскими олигархами. А как результат - налоги с этих заводов платят уже компании, базирующиеся в других городах (в первую очередь в столице), бюджет города радикально сократился, а новые хозяев не очень-то спешат повышать зарплату рабочим и урезают большинство внутризаводских социальных программ.
Нет, само собой не везде всё так мрачно - ситуация зависит от конкретного хозяина, и на некоторых заводах положение рабочих почти не ухудшилось. Но в совокупность новые хозяева положили конец "золотому веку" Стерлитамака.



Вот такая парадоксальная ситуация - заводы процветают, работают на полную мощность, приносят прибыль, а износ оборудования гораздо актуальнее, чем недозагруз. С другой - из кормильцев они превратились в людоедов. Эту историю, с разными названиями и именами, я слышал в самых разных городах. Березники, Североуральск, Кирово-Чепецк и еще не помню, какие. В общем, в России снова становится актуальна борьба за права рабочих. Только вот ни в одной стране мира власть не была инициатором этой борьбы - в лучшем случае быстро и адекватно реагировала на давление снизу. А вы говорите - Химкинский лес...



Между тем, мы проехали канатку и въехали в рудничный поселок Шахтау. Здесь, помимо рудника, есть еще горнолыжная база, отсюда видны три шихана из четырех, а доехать сюда от кольца на Соде можно автобусом №15.



А вот - ошметки Шахтау. Высота горы была более 200 метров, сейчас же за этими холмиками глубокий карьер. Сырья в нём осталось всего на несколько лет, а дальше завод начнёт пожирать другие шиханы. Или - возить сырье из более дальних мест, что резко снизит рентабельность и приведет к новым сокращениям и урезаниям.



Водитель явно проникся идеей показать московскому гостю места, для стерлитамакцев обыденные - я только спрашивал "А это что?", "А где это мы?". Вообще, в этот раз ни разу не встречал к себе как к москвичу той неприязни, что шокировала меня в 2008 - может, вёл себя иначе, а может люди стали понимать, что это не я скупил их заводы



В тумане вырисовывался Куштау, состоящий как бы из двух отдельных холмов. Восточный:



И западный (высотой 251м):



Но в общем поездку на шиханы сильно испортил туман. Точнее, смог - в самих городах (что Стерлитамаке, что Салавате) была прекрасная видимость и ясное небо, а вот восточнее висела желтоватая мгла. Скорее всего, дело в том, что заводские дымы сюда относило ветром, а так как рукой подать до гор - здесь они и застаивались. И все же одинокие холмы посреди плоской равнины смотрелись эффектно:



Чуть дальше (около 5 километров) находится последний шихан Юрактау (то самое "сердце шаха"), но мы к нему уже не поехали, направившись к Торатау - самому южному из четырех шихан. Собственно, судя по фотографиям, Юрактау и Торатау похожи - крутые горы со скалистыми склонами, что выгодно отличает их от Шахтау и Куштау.



От Шахтау до Куштау около 10 километров - он стоит в стороне от трех других шиханов. По дороге миновали деревушку Карайганово, в которой мне запомнилась мечеть в архитектурном стиле "сделай сам":



А потом в дымке показался силуэт Торатау:



Самый высокий (280м) и эффектный из Стерлитамакских шихан - это башкирский Химкинский лес. Или башкирский БЦБК. Как уже говорилось, Шахтау вычерпан почти до дна, а дальше эта участь ждет именно Торатау. К гражданской активности в Башкирии не привыкли (говорят - потому что бедные, но вряд ли Томск или Самара сильно богаче), и за гору ведут борьбу две "партии": заводовладельцы - за разработку шихана, республиканские власти - за сохранение.



Пока побеждают вторые. Рады ли этому на заводах - сказать сложно. У подножья шихана арка с надписью "Салават" (по-башкирски) - здесь будут строить мемориальный комплекс:



Впрочем, пока только будут. Всё, что есть тут сейчас - деревянная арка, план будущего комплекс и камень, извещающий, что здесь строится мемориал "Священная гора Торатау". У туристов из уральских миллионников шихан действительно популярен - фоторепортажей отсюда в интернете немерено. К тому же, это один из российских центров парапланеризма - как сказал мне водитель, несколько лет назад один парапланерист, стартовав с вершины, долетел аж до Кумертау - это около 90 километров. Но "священная гора", "святыня башкирского народа" - вот это железный аргумент!



Несмотря на зиму, туман, невозможность подняться по склону, Торатау впечатляет. Мне он напомнил что-то вроде Египетских пирамид. Курган такого царя, которому сам Чингисхан сгодился бы разве что в рядовые солдаты. Или действительно отвалы рудников Гипербореи. Короче, с некоторых точек сложно поверить, что это не рукотворная гора.



У подножья шихана - заметенное снегом озеро Тугар-Салган и руины бараков еще сталинского лагеря для женщин-рецидивисток. Из-за снега к ним не подойти. Штуковина на переднем плане в этом контексте подозрительно похожа на виселицу (знать бы, что это на самом деле).



И в общем, я подумал, что ехать к шиханам зимой было всё-таки ошибкой. Хотя бы потому, что на шиханы обязательно стоит подняться. Что ж, еще один повод вернуться в Башкирию. Но впрочем, мне кажется, при взгляде с земли зима лишь добавляет шиханам величия и таинственности.



От Торатау всего 10 километров до Ишимбая, и наверное лучше было ехать туда. Но я почему-то попросил отвезти меня обратно в Стерлитамак, откуда почти сразу выехал на маршрутке в сторону Салавата. О нефтяной столице Башкирии и ее ближайших окрестностях - в следующей части.

БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. Старый город. (2011)
Стерлитамак. Шиханы и заводы. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
Из Уфы в Белорецк. (2008)
Белорецк. (2011)
Бывшие заводы: Тирлян (2011) и Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008).
Шульган-Таш (2008).
Зауральская Башкирия
Из Белорецка в Сибай. Лето (2008).
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима (2011).
Tags: "Тюркский след", Урал, дорожное, индустриальный гигант, природа, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →