varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Зауральская Башкирия. Зима.



Зауральскую Башкирию я видел очень мало и то проездом. Во-первых, потому что от нее вообще осталась узкая полоса, а большая часть превратилась в другой исторический регион - казачье Оренбуржье. Во-вторых, и в этой полосе я толком ничего не видел - в крупнейшем ее городе Сибай в 2008 году я провел всего полчаса на вокзале и почему-то даже не сделал ни одного кадра. Да и откровенно говоря, почти ничего интересного в Зауральской Башкирии и нет, разве что Сибайский карьер (глубиной под 600 метров!).

А сейчас покажу зимнюю дорогу из Белорецка в Магнитогорск через красивейший перевал Уралтау и совсем немного самого Магнитогорска.

От Белорецка до Магнитки поезд идет почти три часа, а маршрутка - чуть больше часа. Ходит каждые полчаса-час. Автовокзал в Белорецке расположен в углу многоэтажного центрального района, причём чтобы туда доехать от площади Ленина, автобус проходит почти полный круг, а садиться надо в сторону, противоположную направлению по кратчайшей прямой. Вид с автовокзального перрона:



А в маршрутке я сел у заднего окна - хотя и грязноватого, но всё-таки пригодного для съёмки. В этом мне несказанно повезло:



Восточнее Белорецка проходит мощный хребет Уралтау, что переводится с башкирского просто: "Уральские горы". Или Ураловы горы - ведь Уралом звали легендарного батыра из местного эпоса. Предпоследний хребет перед степью, не самый высокий, но один из самых длинных. Дорога через перевал потрясает - с каждого поворота открываются головокружительные виды на Белорецк в глубокой долине, нависающую над ним Малиновку (1152м) и Кирель (1162) чуть поодаль:



А что за белая вершина вон там, вдалеке? Не Ямантау (1640м) ли, часом? Говорят, высшая точка Южного Урала видна с этой дороги:



Южный Урал во всей красе:



А какие повороты!



Высоту перевала я не знаю, но метров 800 наверняка есть, учитывая что сам Белорецк стоит на высотах 450-550 метров:



Далеко-далеко внизу, под покрывалом заводского пара:



Кирель и Малиновка над городом:



Новый поворот:



Последний взгляд на Белорецк, который через секунду снова скроется за поворотом:



Все это - менее получаса езды. Далее - село Абзаково. Вообще-то оно известно как один из лучших в России горнолыжный курорт, где отдыхает по выходным начальством Магнитки. Блестящие горнолыжные сооружения я заснять не успел, всё-таки населенные пункты на ходу да с большим зумом фотографировать куда сложнее, чем горы. Зато сфотографировал "непарадное" Абзаково:



Наверное, здесь стоило остановиться - абзаковские канатки открыты не только для постояльцев курорта, и забравшись на них, можно было еще полюбоваться горами. Хотя мне, жителю равнины, довольно и того, что я увидел в этот раз. Всё-таки завидую жителям тех стран, где горы рядом.
Дальше - еще один хребет Крыктытау, но здесь виды не столь эффектны. А дальше горы резко меняют вид:





А попросту говоря - заканчиваются. Мы выезжаем на степную равнину:



Последний взгляд на Урал. Пологие безлесные холмы в снегу напоминают барханы.



В Магнитогорске я второй раз. До этого я уже был там всё в то же лето-2008 и даже написал репортаж в двух частях (это чтобы не переспрашивали, а будет ли подробнее - УЖЕ БЫЛО!): о сталинской архитектуре и о самой Магнитке. Город в 5 километрах от Башкирии, но уже в Челябинской области.



Население Магнитогорска ныне - 420 тысяч человек, и среди промышленных центров даже "сверхгигант" - понятия для него слишком мелкое. Построенный в 1920-30-е годы Магнитогорский металлургический комбинат по крайней мере до 1980-х был крупнейшим металлургическим заводом мира с производительность до 20 миллионов тонн стали в год (в среднем - около 14 миллионов):



Площадь комбината такова, что на его территории есть не только рейсовые автобусы, но и даже своя внутренняя ГИБДД. Со священным трепетом к Магнитке относятся даже сами магнитогорцы, говорящие о ней почти как о живом существе. Магнитка - это грозное божество, хозяин и хранитель города:



А районы вокруг Магнитки, известные в народе как "тот берег", на многих жителей "этого берега" наводят ужас. На остановке запомнился разговор школьников: "Да чё там на левом берегу, ваще солнце бывает?!". Когда я спрашивал дорогу к одному пунтку, мне говорили "так это вам на тот берег надо!" примерно таким тоном, как сказали бы "но там же война!".
Ну, то есть конечно же утрирую и приукрашиваю, но сама атмосфера Магнитогорска к этому располагает, особенно с непривычки. Просто оглушающий масштаб.



В Магнитогорске я хотел увидеть, то что не увидел в прошлый раз - две небольшие церкви, ПОСТРОЕННЫЕ в советское время. Как известно, Магнитка сыграла в Победе не меньшую роль, чем любой из городов-героев - ведь из ее металла была сделана треть танков и половина снарядов. Авторитет директора комбината Григория Носова был огромен, и в 1946 году директор пошёл на абсолютно безумный шаг - дал добро на основание двух храмов. Легенда гласит, что Носову после этого позвонил сам Сталин, которого Верховный Жрец ММК деликатно послал.
-Кто дал тебе право строить церкви?
-Народ.
-Кто он такой?
-Тот, кто победил Гитлера.
Думаю, что содержание этого диалога, как и сам звонок Сталина, легенда. Но церкви, тем не менее, стоят. Никольская церковь закрылась в 1960 году, использовалась как склад, а в 1996 вернулась общине (и видимо в это время появились купол и звонница). Она находится почти в центре Левого берега, на улице Чкалова.


Фото: Владимир Буланцев. Из "Народного каталога православной архитектуры".

Вторая церковь Михаила Архангела находится очень далеко - на улице Коммунаров в одноэтажном районе за Магниткой. На самой окраине - с одной стороны периферия ММК, с другой - отроги Магнитной горы, а с третьей и вовсе степь. Наверное, именно поэтому церковь так и действует с 1946 года, а в 1982 году даже было построено новое (нынешнее) здание:


Фото: Владимир Буланцев. Из "Народного каталога православной архитектуры".

Но в общем, по тому, что я использую чужие фото, можно догадаться - я к ним не добрался. Почему? У меня было всего часа три светлого времени, из которого час ушёл на безрезультатные поиски транспорта методом опросов. К тому же вторая половина дня, окраина рабочего города.... Сами понимаете, в общем. К первой церкви я вполне мог бы добраться, но подумал - а зачем посещать только одну из них? В итоге решил дойти до монумента "Тыл - Фронту" (между прочим, входит в триптих с Мамаевым Курганом и Трептов-парком, меч у всех трех скульптур вроде как один и тот же), но каким-то образом и его умудрился не найти.
Так что в целом вылазка в Магнитогорск вышла довольно бестолковой - но думается, я здесь не последний раз. Еще есть, что увидеть в окрестных степях.

Всё, что нашёл - вот эта стела близ ДК Металлургов:



Короче, я решил просто бесцельно погулять оставшееся время по центру - одному из лучших сталинских ансамблей России:













Вообще же, город весьма и весьма цивилизованный. Нет ощущения индустриальной дыры или просто оторванности от мира. Есть драйв и пульс. На улицах людно, много молодёжи, мам с детьми. Видно, что народ здесь занят не только борьбой за выживание, но и может себе что-то позволить. Даже и гопников особо не замечал ни тогда, ни сейчас... то есть, конечно, их здесь много и даже очень, но всё-таки существенно меньше, чем ожидаешь в металлургическом гиганте.



А еще наконец понял, почему сталинки в Магнитогорске такого неповторимого ржавого цвета. Под цвет смога!



Если летом здесь легко дышалось, то в этот приезд ветер дул со стороны комбината. Мутный воздух, резь в глазах, мелкая взвесь на языке... И всё-таки мне нравится в Магнитогорске.  Вообще, в металлургии явно работают какие-то особые люди с иным отношением к жизни. В металлургических городах есть благополучие и уверенность в завтрашнем дне - но доставшаяся тяжелым трудом, отравленной природой, подорванным здоровьем; в металлургических городах есть порядок - но нет места слабым и нервным. Здесь просто намного лучше знают цену Труда.
Но - лишь до тех пор, пока живо божество.



О внеплановой экскурсии в отделение милиции можете прочитать в посте с обзором поездки. Только разочарую сразу - произвола и вообще каких-либо неприятностей не было.

БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. Старый город. (2011)
Стерлитамак. Шиханы и заводы. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
От Уфы до Каги. (2008)
Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008)
Шульган-Таш (2008).
Белорецк и Тирлян (2011)
Зауральская Башкирия
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима. (2011)
Из Белорецка в Сибай. Лето. (2008)
Tags: "Тюркский след", Урал, дорожное, индустриальный гигант, природа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments