varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Печорская магистраль. Часть 2: Микунь - Ираель



Итак, в первой части рассказа о Печорской магистрали (там же история этой легендарной и страшной дороги) мы доехали от начального пункта (Коноша) до станции Микунь - южных ворот Республики Коми. И соответственно осмотрели саму Южную Коми - Сыктывкар, Усть-Вымь, Выльгорт, Ыб. Ну а теперь пора ехать дальше на Север...
В отличие от старой и обжитой, в основном лесопильной Южной Коми, Средняя Коми - глухой таёжный край, где добывают нефть. Здесь же лучше всего сохранилась самая мрачная страница истории Коми - лагеря и тюрьмы. Центр края - второй по величине в республике город Ухта. В этой части проедем Княжпогост, Ухту, Сосногорск и остановимся на таёжной станции Ираель.

В часе пути от Микуни поезд достигает станции Княжпогост, за которой скрывается городок Емва (14 тыс. жителей):



Емва - коми название реки Вымь, в устье которой стоит уже несколько раз упомянутое мной древнее село Усть-Вымь, где в 1380 году произошло, пожалуй, самое важное событие в истории Коми. Селение Княжпогост выше по реке известно с 1490 года, и вероятно здесь была резиденция зырянского князя. В 1941 году на другом берегу был основан поселок Железнодорожный, к 1985 году разросшийся настолько, что получил статус города.



За рекой, в старом Княжпогосте, сохранилась даже Успенская церковь (1830). С поезда она не видна, фотографий в рунете я также не нашел - остаётся лишь "любоваться" довольно мрачной даже для лесопильного севера Емвой:



Местная архитектурная достопримечательность - ПТУ в стиле деревянного конструктивизма:



Заброшенный лесозавод. Обратите внимание на граффити - помните, была в 1990-е годы такая партия?



Люди на перроне:



Все эти кадры я снимал в последний день, по дороге домой из Ухты. В тот день резко потеплело, а снег посерел и скукожился от дождя. Отсюда и такая бесконечная мрачность. Картину дополнял автозак, подходивший к нашему поезду на каждой станции - видимо, в составе был вагон-зековозка:



Здесь, в Княжпогосте, наблюдал из окна вот такую сцену. Причём, судя по всему, это не арест каких-нибудь контрабандистов или нелегалов, а просто пересадка заключенных с поезда на фургон:



Где-то еще проехали станцию Весляна - примерно в тех краях разворачивались события "Зоны" Довлатова. На одной из станций (не буду говорить, какой) заснял из окна бравого дядьку из ФСИН.



Станция Синдор в полутора часах пути от Княжпогоста - большинство вокзалов на Печорской магистрали выглядят так:



Примитивный, едва ли не хрущовский стиль - скорее всего потому, что большинство сталинских вокзалов Печорской магистрали такие - то есть деревянные (станция Тобысь):



От Микуни до Ухты - почти 7 часов пути. За полчаса до последней из тайги внезапно вырастает черный террикон:



Это Ярега - место куда более интересное, чем кажется. Здесь находится единственная в мире НЕФТЯНАЯ ШАХТА. Сверхтяжелая нефть Ярегского месторождения больше похожа на битум, насосом из скважины качать ее очень сложно. Правда, залегает неглубоко - всего 200 метров. Насколько я понял, нефть в шахте слегка подморожена, чтобы была твёрдой. Еще интереснее, что месторождение не просто нефтяное, а нефтетитановое - то есть вместе с вязкой нефтью добывается и титановая руда.



Нефть здесь добывать начали в 1932 году (причем до 1945 - обычным скважинным методом), титан - в 1966. На станции - один из немногих аутентичных сталинских вокзалов, сохранившихся на малых станция Печорской магистрали.



А затем поезд въезжает в Ухту, раскинувшуюся вдоль одноименной реки (на языке коми - Уква) у подножья Тиманского кряжа:



В современной Коми Ухта вторая по величине (117 тыс. жителей), за последние 20 лет почти вдвое опередив опустевшую Воркуту. Основана в 1929 году как посёлок Чибью, с 1933 года ставший центром Ухтпечлага (Ухтинско-Печорский лагерь), особенно мрачную славу которому создали "Кашкетинские расстрелы" - в 1937-38 годах, при подавлении волнений среди з/к, было расстреляно более 2500 человек. Начальник лагеря Ефим Кашкетин использовал весьма эффективный метод: смертников вели через тайгу якобы в другой лагерь, а в определенном месте без предупреждения расстреливали из пулемета - в то время как оставшиеся в лагере об этом даже не знали...
Однако время шло, расположенный в центре республики посёлок разрастался, и в 1938 году был выведен из ГУЛага, получив статус ПГТ и название Ухта. В 1939-41 годах были планы перенести туда столицу Коми АССР (в силу гораздо более адекватного расположения), но после войны о них уже не вспомнили.



Вокзал на станции Ухта - почти такие же в Инте и Воркуте:



Станция находится в глубокой низине, где-то в километре от центра города - но путь туда лежит через промзону и мост, так что лучше ехать на маршрутке. За железной дорогой - высокие и очень крутые холмы Тиманского кряжа:



Один из них, гору Ветласян, венчает Электрический Ленин... точнее, давно уже не электрический, но остающийся одним из символов Ухты:



С поездов прекрасно виден Ухтинский нефтезавод - по общероссийским меркам небольшой, но в Республике Коми - единственный. Нефть здесь известна еще с 15 века, но тогда люди просто не знали, что с этой гадостью делать. В 1745-67 годах рудознатец Федор Прядунов вел ее добычу - нефть просачивалась из ключей, и он каким-то образом собирал ее с водяной плёнки. Было добыто аж 3,5 тонны! С Ухты нефть отправлялась в Москву, где перерабатывалась. Следующую скважину пробурили спустя сто лет (1868), и в конце 19 века ухтинская нефть использовалась для дозаправки пароходов на Баренцевом море, отправляясь вниз по Печоре. И первый нефтезавод на этом месте действовал еще в 1914-24 годах.



Но об Ухте я расскажу отдельно - пока же едем дальше на Север под склонами Ветласяна:



Поезд идет параллельно реке Ухта в глубокой долине, которую я так и не сумел заснять. Чуть дальше - станция Ветласян, опять же в черте города:



И через полчаса от Ухты поезд прибывает на станцию Сосногорск:



Пригород Ухты (27 тыс. жителей) стоит уже на Ижме, в устье реки Ухта. Собственно, он и вырос из основанной в 1939 году станции Ижма. Отсюда ответвляется ус на Троицко-Печорск, но главное не это: для автомобильной дороги Сосногорск - это Край Земли. Дальше есть зимник на Печору, а в летнее время это тупик. Грузы перегружают с машин на поезда, а сами автомобили возят на железнодорожных платформах. В общем, наверное поэтому Сосногорск - едва ли не крупнейшая станция в Коми:



Для пассажиров же это весьма неудобно - стоянки поездов в среднем 25-40 минут (в Ухте 10-15) у маленького деревянного вокзала. Я же в Сосногорске провёл больше часа - примерно столько вагон на Троицко-Печорск ждёт своего локомотива.



За путепроводом нашёл целый выводок раритетных теплушек - почти музей. Не в таких ли людей везли по лагерям?



Сам же город выглядит очень уныло, и вот эта фотография даёт почти исчерпывающее представление о нём:



Типичный пейзаж:



Частный сектор советского времени:



И одна из самых странных особенностей Средней Коми - заборы с колючей проволокой. Кадр снят в Троицко-Печорске (поэтому свет другой), но в Сосногорске таких домов даже больше. Зачем это надо - не знаю. Но всё-таки рискну предположить, что дело не в криминогенности - от воров и душегубов низкий прозрачный забор не спасёт, будь на нём хоть колючка с током. Наиболее вероятно - это защита от животных, причем скорее всего не только собак. Или такой лагерный понт - не в жисть без колючки по периметру:



Но недавно в общей серости Сосногорска появился непривычный элемент - деревянная церковь:



Точнее даже две - первая Серафима Саровского, вторая - рискну предположить, Стефана Пермского.



В паре образуют очень красивый двойник. Нет, ну я конечно понимаю, что это безобразно в силу того, что оно:
а) современное.
б) РПЦ МП.
в) не в Европе.
г) власть ворует.
Но на мой изуродованный хрущобами взгляд - одна из самых красивых современных церквей.



А еще в Сосногорске находится одна из самых инфернальных промзон, что я когда-либо видел. Правда, она вытянута вдоль ветки на Троицко-Печорск, поэтому если едешь по основному ходу, увидеть можно в лучше случае гигантскую ТЭЦ:



Но намного сильнее впечатляет Сосногорский газоперерабатывающий завод, основанный в конце 1940-х как завод технической сажи. Облик корпусов и труб с тех пор видимо не сильно изменился - я еще не успел заснять мутные факелы над тайгой:



Между Ижмой и Печорой - глухой таёжный край, где вдоль железной дороги не увидеть крупных селений. Мелкие станционные посёлки:



Но вообще участок от Ухты до Инты я оба раза проезжал затемо, и поэтому не успел как следует изучить. В особенности - город Печора на одноимённой реке, крупнейший центр электроэнергетики Коми и крупнейший порт на Печоре. В список официальных достопримечательностей Коми каким-то образом попала расположенная там "качающаяся опора" на реке - и это совсем не то же, что "танцующий мост" в Волгограде, а уникальный инженерный проект. Ещё под Печорой есть один жутко стратегический объект, название которого я даже боюсь тут произносить - но его можно увидеть на Google Earth.
Однако из Печоры и окрестностей у меня нет ни одной фотографии, и даже из окна я её не видел.



Поэтому закончим эту поездку на станции Ираель (официально Ираёль, но так здесь никто не говорит) в 2,5 часах от Ухты, где поезда стоят обычно по 10-15 минут.



Дело в том, что Ираель - это "ворота" сразу двух дальних таёжных районов. Поближе - Ижма, населенная самым необычным и сплоченным субэтносом коми. Подальше - поморская старообрядческая Усть-Цильма, которую принято считать одним из последних оплотов заповедного Русского Севера. О последней не скажу, ибо не был, а про Ижму будет рассказ в трёх частях. От станции Ираель туда четыре раза в день ходит автобус, и к каждому поезду - частники. Билет - 250-270 рублей, и за все 100 километров до Ижмы вдоль дороги нет никаких признаков жилья - лишь глухая тайга.



Облезлая бетонная водонапорка напоминает о Северной Коми - таких много на тундровых полустанках. Дорога ведёт дальше на Север, а грузовики на платформе - для строительства газопровода Бованенково-Ухта, которое мы еще увидим в третьей части рассказа о Печорской магистрали.



Но сначала расскажу о Средней Коми - Ухта, Троицко-Печорск и Ижма.

upd. Вокзал в Печоре, кажется крупнейший во всей Коми, я таки заснял в августе-2015. Сама Печора впечатляет своей шириной, а над лесом в темноте красиво блестит военный радар-загоризонтник типа "Дарьял".



ПРОДОЛЖЕНИЕ.

КОМИ-2011
"Упекли пророка в Республику Коми...". Обзор поездки.
Южная Коми.
Печорская магистраль. Коноши - Микунь.
Усть-Вымь. Древняя столица Малой Перми.
Сыткывкар. От вокзала до Стефановской площади.
Сыктывкар. Старый город и Кируль.
Ыб и Выльгорт. Окрестности Сыткывкара.
Средняя Коми.
Печорская магистраль. Микунь - Ираель.
Ухта. Нефтяная столица Коми.
Троицко-Печорск. Ворота Северного Урала.
Ижма и ее обитатели.
Ижемские сёла.
Ижма в Сыктывкаре.
Северная Коми.
Печорская магистраль. Инта - Воркута.
Инта.
Воркута. Общее.
Воркута. Частности.
Воркута. Рудник.
Воркутинское кольцо.
.
Tags: "Вечность пахнет нефтью", "К студёным морям", Русский Север, Урал, Югория, дорожное, индустриальный гигант, невольничье, транспорт
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →