varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Малороссия проездом



Заранее оговоримся, что словом Малороссия я называю не украинское государство, а... Малороссию. То есть историческую область, примерно соответствующую Средней Украине. Да и не имеет это слово уничижительного оттенка: в византийских хрониках Малая Русь и Великая Русь означали не "младшая" и "старшая", а скорее Внутренняя Русь и Внешняя Русь.
О городах Глухов, Батурин, Козелец, Остёр в Левобережной Украине я уже рассказал; об Умани в Правобережной - пока ещё нет.
Сейчас же покажу отдельные кадры и зарисовки, заснятые из окна машины по дороге на Одессу: аисты, омела, автобан и совсем немного Киева.

Оставив позади Козелец, мы едем по трассе Киев - Чернигов. Деревни к трассе лепятся вплотную, асфальт неплохой, вдоль обочин очень много интересного - но замечаешь это слишком поздно. Вот кое-как заснял повозку, переезжавшую шоссе - здесь это в порядке вещей, а вот на Юге уже такая же редкость, как и в России.



Маленькая новодельная церковь у дороги олицетворяет собой древнерусский храм, слегка перестроенный в стиле украинского барокко.



Но больше всего Левобережная Украина мне запомнилась обилием аистиных гнёзд - вдоль шоссе видишь их одно за другим, и почти в каждом чета аистов. В полёте эти птицы ещё величественнее. Собственно, здесь я впервые увидел аистов ещё в 2004 году, по дороге из Киева в Чернигов. За российской границей и на Правобережье их количество падает в геометрической прогрессии.



Проезжаем Бровары - пригород Киева (86 тыс. жителей) всего в 12 километрах от столицы. Известен с 1628 года, город с 1956. Название переводится примерно как Пивоварни. Думаю, народу нравится.



Единственное примечательное здание из увиденных с шоссе:



А вот уже впереди и сам Киев показался. Высокие дома на высоком правом берегу Днепра:



Не успели мы оглянуться, как оказались в глубине большого и шумного города - даже метро рядом! Киевской метро вообще уникально: на правом берегу его станции самые глубокие в мире (до 120 метров), на левом же поезд идёт по поверхности. Такой рельеф....



По Левобережью, если верить картам и GPS, нет нормальной объездной. Пришлось ехать напролом, и "туда" мы ехали через самый центр. У моста через Днепр я увидел Воскресенский Патриарший собор - строящийся с 2005 года главный храм Украинской греко-католической церкви. Он является преемником Собора Святого Юра во Львове, бывшим главным храмом конфессии с 1815 года. И мне кажется, в архитектурном смысле этот храм станет такой же неотъемлемой частью Киева, как Святоюр - часть Львова.



Собор стоит у начала Моста Метро (который и автомобильный тоже), и в пролётах под линией метро хорошо видны совсем другие храмы...



Киево-Печерская Лавра... Целый "монашеский район" из нескольких кварталов, главная святыня восточно-славянского мира и просто уникальный архитектурный ансамбль десятков зданий. Красивейшие храмы, сотни святых мощей и икон, тысячелетняя история и мирное существование монастырей с музеями. К тому же, в 17-18 веках Лавра стала самым цельным и разносторонним ансамблем украинского барокко.
Церковь Рождества Богородицы (1696) на Дальних пещерах:



В конце Моста Метро (1965) - скульптуры, а дальше линия уходит прямиком вглубь горы:



Ещё немного зданий, заснятых уже за пределами центра.





И знаменитый Киевский трамвай - первая трамвайная система в Российской империи (1892).



Здесь же покажу и виды Киева, отснятые на обратном пути. В этот раз мы хоть догадались в центр не заезжать. На киевских окраинах буйство новостроек, но при этом ещё огромные пространства пустуют.



Очень симпатичная церквушка. Церкви-новоделы Средней Украины показались мне интереснее своих западно-украинских собратьев - больше разнообразия.



Днепр пересекали по Южном мосту (вид с правого берега на левый):



Мост построен в 1982-1990 годах, и был самым современным в Советском Союзе. Высота пилона - 135 метров. Снизу вид грандиозный и даже пугающий:



Вообще же, киевские мосты - это настоящее инженерное чудо. В городе 7 мостов, из которых два - вантовые, и при этом длина каждого из них более километра. 8-9 километров мостов в одном городе - это очень немало. Днепр не случайно стал самым известным эталоном ширины:



И подскажите мне кто-нибудь, какой в нём расход воды? В Большой Советской энциклопедии сказано - 7000 кубометров в секунду, в современных источниках - 1700 кубометров. Разница очень существенная, в первом варианте Днепр - вторая по величине река Европы.
Ну да ладно, едем пока дальше. Киевский рельеф - это тоже нечто!



Вообще, мне Киев нравится. Ещё в 2004 году я провёл здесь несколько дней, тоже в апреле, но в тот апрель цвели каштаны. Цветастый, уютный, безмерно эклектический, с диким рельефом и торчащими в самых неожиданных местах вертикалями, будь то колокольня, родина-мать, небоскрёб или мостовой пилон. Из-за положения на холмах воздух в Киеве чист, из-за пространства Днепра нет чувства "каменных джунглей". В общем, больше всего Киев напоминает мне торт. Конечно же, "Киевский".

Едем дальше на юг:



Автобан Киев - Одесса, построенный в 2002-2004 году - если не лучшая автодорога в бывшем СССР, то одна из лучших - точно. По крайней мере в России ничего подобного нет. Отличный асфальт, физическое разделение и две полосы на всём протяжении, очень удобные развороты с "карманами" и съезды... Мы гнали здесь 110-130 км/ч, а нас обгоняли как стоящих.



Это дорога - одно из главных детищ Георгия Кирпы - министра транспорта и связи, о котором при жизни в России слагали легенды. Я помню Украинские железные дороги 2004 года с чистыми и современными вокзалами, с уютными новыми вагонами, с безупречным распорядком... Тогда это вызывало зависть, но за прошедшие годы РЖД достигла того же уровня и существенно переросла его, а "Укрзализниця" сильно сдала, став похожей на себя же в 1990-е годы. Георгий Кирпа застрелился в декабре 2004 года, видя победу "Оранжевой революции". От чего - судить не берусь. Я слышал о нём очень противоречивые, даже абсолютно полярные мнения - и подозреваю, они напрямую связаны с политической ориентацией того, кто их озвучивает.



Придорожное село. Кстати, все "солнечные" кадры сняты с юга на север, по пути обратно:



Гоним по автобану. Навстречу проходит колонна комбайнов:



У кемпинга на опушке сидит здоровенный жучина:



В кадках у селян сидят наверное тоже неплохие раки:



В придорожных сёлах попадаются очень красивые церкви:



Хотя бывает и так:



Но главной достопримечательностью автобана на Правобережной Украине для меня стала ОМЕЛА:



Это растение-паразит, во многих культурах (скандинавской, индийской, древнеримской) имевшее мистическое и почти всегда положительное значение, в Правобережной Украине полная обыденность. Местами ей увешаны все деревья на протяжении нескольких сотен метров:



Да и в городах водится - например, почти в центре Киева:



Вид у неё и правда мистический:



Омела крупным планом:



Омела упавшая (парк "Софиевка" в Умани):



"Дубовые ягоды" на омеле:



По-своему запоминаются и все области. В Киевской гораздо выше плотность населения, у дороги десятки селений и города Васильков, Белая Церковь, Жашков. В Черкасской - очень много гаишников (пардон, дайцов). В Кировоградской - несколько роскошных комплексов "отель+ресторан+забегаловка", неизменно отмеченных вывеской "ВАРЕНИКИ". Обещают по 50 видов вареников в каждом.



У развилки дорог на Одессу и Николаев по дороге на юг мы заправлялись рядом с рестораном "Хата Карася", а по дороге на север ночевали в мотеле и ужинали в ресторане "Крапива" тут же, но с другой стороны автобана. Цены приличные по украинским меркам, но так вкусно я не ел уже очень-очень давно... Хотя нет, вру - в Белгород-Днестровском, в кафе "Клумба", было ещё вкуснее.
Как бы то ни было, больше мне показать нечего. Во-первых, потому что здесь кончается Малороссия и начинается Новороссия, а во-вторых потому, что до Одессы мы гнали уже в темноте, а вернулись на автобан со стороны Николаева.

В завершение рассказа о дороге к морю - два поста про Умань.

НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки.
Умань и парк "Софиевка".
НОВОРОССИЯ
.
Tags: ВКЛ, Киев, Центральная Украина, дорожное, природа, транспорт
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments