Во второй части рассказа о Николаеве прогуляемся по улицам старого города, который здесь очень хорошо сохранился, и дойдём до Черноморского судозавода, гигантскими стапелями которого в первой части мы уже любовались через залив. Там же, в первой части - о главной площади и набережной.
От главной площади (которая, как уже говорилось, в Николаеве состоит из двух площадей - Ленина и Десантников) перпендикулярно Ингулу отходит Советская улица, которая здесь служит арбатом:
Первый раз вижу арбат без плитки или брусчатки, а с обычным асфальтом. Причём асфальт странный, отвратительно шершавый - ходить по нему неприятно, люди ходят в основном по тротуарам. Видимо, пешеходной улица стала недавно, но точно не закрывается для машин на выходные - мы были в понедельник. Вдоль улицы - довольно интересная советская архитектура, возраст большинства зданий я даже не берусь определять.
Попадается, впрочем, и явная дореволюционка:
И традиционные сталинки:
В нескольких местах Советскую пересекают вполне проезжие улицы, даже с трамвайными путями:
В середине - Каштановый сквер с памятником Святому Николаю и небольшим вернисажем:
Да ещё и пара спящих львов как во Львове:
Но как мы поняли уже покидая город, пошли мы немного не туда - центр Старого Николаева находится скорее на линии Музея судостроения и флота, то есть несколько правее по ходу нашего движения. Там есть несколько очень красивых зданий, которые я увидел лишь из окна машины, но уже поленился останавливаться. По соседству с Советской застройка в основном такая:
На перекрестке с проспектом Ленина - очень красивый памятник "Корабелам и флотоводцам", который стоит осмотреть со всех сторон, я же показываю только с одной.
Здесь же весьма эффектная, при всей своей эклектичности, площадь. Часы с ладьями в углу кадра - с левого дома:
Ещё левее - вот такое сооружение, которое так и тянет принять за переделанную кирху. Когда оно было построено и для чего - не знаю.
В целом же широкий, оживленный и многоэтажный проспект Ленина живо напомнил мне Новый Арбат:
От проспекта Ленина мы отправились обратно в Старый город, который в Николаеве огромен, но в целом весьма однообразен. Парадокс - сто лет назад Николаев превосходил по населению губернский Херсон (104 тыс. жителей против 70 тысяч), да и многие города в других частях империи - но архитектурой губернского масштаба так и не обзавёлся. Типичный пейзаж Старого Николаева выглядит так:
В лучшем случае так:
В общем, столица черноморских верфей так и осталась гипертрофированным уездным городом с тянущейся на километры 1-2-этажной застройкой, скрытой деревьями. Зато гармония! Многие дома - почти ровесники города:
Попадаются, впрочем, и очень интересные экземпляры, особенно в той части центра, куда мы не дошли. Например, дом купца, позже музей Верещагина на перекрестке улиц Пушкина и Спасской (от музея флота - по прямой). Впрочем, самый интересный дом Николаева мы всё-таки нашли. Идёшь так себе - и внезапно замечаешь избу как в какой-нибудь Вологде.
А как вы могли заметить по предыдущим постам, Новороссия насквозь каменная, деревянных домов тут и в сёлах-то не увидишь. Но дерево какой-то странной породы...
Разглядели? Порода этого дерева называется "камень":
Или симпатичный дом начала ХХ века, вероятно бывший уездной администрацией, а ныне дворец баркосочетания (скульптура невесты прилагается):
С обратной стороны запомнился дизайн ограды:
Попадаются тут и храмы - например, кафедральный собор Рождества Богородицы (1808):
Или костёл Святого Иосифа (1896):
Причём бывший дом ксендза занят краеведческим музеем, и перед фасадом костёла как ни в чём не бывало стоят каменные бабы, без которых в Новороссии не обходится ни один по крайней мере областной музей:
Очень впечатляет и николаевская изнанка. Местные дворы своими мрачноватым колоритом достойны одесской Молдаванки:
Мы не увидели в Старом Николаеве очень, даже непозволительно много. Например, Никольский Греческий собор на Фалеевской улице (1817) и две синагоги (большая - 1817-22, малая - 1877) на улице Карла Либкнехта (см. например, здесь). Или - самое обидное - гиперболоидная водонапорка (т.е. Шуховская башня) на улице Рюмина близ Ленинского проспекта, о которой я узнал лишь по возвращении. Однообразный пейзаж с одноэтажными домиками, прямоугольными кварталами одинакового размера, прямыми улицами совершенно дезориентирует.
Зато съездили к Николаевской обсерватории, которая находится почти в центре города (улица так и называется - Обсерваторная), на границе старых кварталов и многоэтажек у западной оконечности городского полуострова. Модерновый дом напротив ворот обсерватории явно пытается ей подражать:
В становлении Николаева помимо Потёмкина и Фалеева особую роль сыграл адмирал Алексей Грейг, герой русско-турецких войн и градоначальник Николаева в 1813-33 годах. Для этого города он сделал не меньше, чем Ришельё и Ланжерон вместе взятые для Одессы - дело даже не столько в благоуйстройстве, сколько в, как бы сказали сейчас, "создании благоприятного инвестиционного климата". Среди прочего он заложил одну из первых в России обсерваторию (1821), которая должна была обеспечивать Черноморский флот необходимыми для навигации материалами.
Созданная им обсерватория была не первой в России, но для своих времён самой большой и современной. В какой-то степени именно она стала прототипом Пулковской обсерватории в Петербурге (создана в 1827-39 годах), в филиал которой и была преобразована в 1912 году. Ныне обсерватория действует, и вход на её территорию для посторонних оказался воспрещён - чего я, по правде, на Украине не ожидал.
Попадаются в центре и советские постройки - например, университет:
Старые николаевские окраины тоже по-своему интересны - вот такие пейзажи сопровождают за пределами центра ещё несколько километров. Странное дело - разросшись до 100 тысяч жителей (эквивалент миллионника сто лет назад), Николае рос вширь, расползался по окрестным степям, но так и не обзавёлся высокими зданиями.
Старинные опоры почти на выезде из города:
Надо сказать, что и на окраинах Николаева тоже очень много всего - впрочем, тут мы скорее не интересовались, чем не успели. Например, спрашивали мы у прохожего дорогу, а она нам посоветовал: "В зоопарк сходите!". Это было не хамство, а вполне искренний совет - Николаевский зоопарк один из старейших на постсоветском пространстве (1901) и чуть ли не главная "официальная" достопримечательность города.
Но прежде, чем отправиться в Херсон, мы всё-таки поехали к Черноморскому судозаводу, о котором я уже рассказывал в начале прошлой части:
Дореволюционные здания не случайны - этот флагман судостроения был основан в 1880-е годы как две верфи: русский военный Черноморский завод и гражданский франко-бельгийский "Наваль". Уже до революции завод почти почти полностью обеспечивал Черноморский флот, при том что в те времена Россия активно закупала военные корабли у других стран.
Спускаемся по улице Корабелов - впереди вырисовываются гигантские краны (1963), высотная доминанта города. Длина каждого из них - по 130 метров, грузоподъёмность - до 1000 тонн.
Эти краны возвышаются над стапелем "0", введенным в строй ещё в 1938 году для строительства сверхгигантских судов. На нём тогда же был заложен линкор "Советская Украина" - головной проект мощнейших боевых кораблей в истории... впрочем, сверхмощные одиночки показали себя тупиковой ветвью ещё в войну. Тогда же, в войну, завод был полностью разрушен.
А его восстановление заняло много лет. Здесь строились авианесущие крейсера, китобойные плавбазы, научное судно "Академик Королёв", водоизмещение "изделий" достигало десятков тысяч тонн, при том что до спуска на воду настоящих авианосцев (головной корабль "Ульяновск" так и не был достроен) дело не дошло. Единственный авианесущий крейсер российского флота, "Адмирал Кузнецов" (изначально "Тбилиси") также вышел отсюда.. Но всё это в прошлом - ныне из 50 тысяч человек на заводе осталось не более двух тысяч. Перед заводом тихо и пусто.
Мы заехали в тупик у одной из проходных, встали у подножья козловых кранов (1982-83) - одни из самых грандиозных сооружений, что я когда либо видел. Я мог бы сказать очень много, но в общем-то всё то же самое сказал в своём прошлогоднем репортаже periskop.su
Таким я запомнил Николаев. Хотя упадка тут поменьше, чем в Херсоне, и всё ещё исправно работают другие крупные заводы, впечатление остаётся исключительно мрачное. Город ржавых кранов, пустующих стапелей, гниющего в затоне крейсера. Непонятно откуда (глинозёмный завод?) по крайней мере в тот день летела странная, очень противная пыль - не сажа и стружка, а обычный мелкий песок, ощущавшийся на языке и на объективе - думаю, вы уже заметили, что фотографии из Николаева какие-то мутные. И не важно, кто виноват - советы ли, украинские ли власти, заводское ли начальство - просто отсюда я уезжал с ощущением, что ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО. За городом глаз отдыхает на пасторальных пейзажах возделанной степи:
Ну а дальше? Дальше - Одесса!
НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Порт.
Одесса. Архитектура.
Одесские дворики.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Чёрное море.
Затока.
Буджак.
Буджак. Между Днестром и Дунаем.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Измаил. Город на Дунае.
Дорога вдоль Дуная.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →