varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Одесса. Часть 7: Большая Фонтанская дорога



Все, кто бывал в украинском Причерноморье, знают - тут отвратительная на вкус вода. Единственная нормальная вода была в артезианских скважинах - "фонтанах". Ещё в 19 веке около Одессы было как минимум два таких фонтана - Малый и Большой. Вдоль них формировались дачные районы, Малый Фонтан постепенно превратился в Аркадию, а к Большому ещё в 1882 году провели линию парового трамвая специально для обслуживания дач. Воду с Фонтанов возили в Одессу на продажу. Многие пытались её подделать, но одесситов не обманешь, и вкусив поддельной воды, они отвечали: "Не Фонтан!" - отсюда, говорят, и произошло это выражение.

Две последние части одесской серии будут посвящены соответственно Большому Фонтану и Аркадии. Большой Фонтан - дальше от центра, но начнём с него. Под катом - виды Фонтанской дороги, фото-Айвазовский и мемориал Одесской обороны.

Фонтанаская дорога начинается у Куликова поля - это место с Домом Советов у самого вокзала я уже показывал в одной из прошлых частей. По краю Куликова поля и проходит Большая Фонтанская дорога, пути 18-го трамвая. Вот так выглядит её начало:



Эту линию построили аж в 1882 году, и ходил там изначально (до 1910 года) паровой трамвай, по сути бывший разновидностью поезда, и всё же это была едва ли не первая линия механического городского транспорта в стране. Вероятно, это именно он ("маленький одесский паровоз") отправляется в 7:40. Вот так выглядел локомотив парового трамвая:



По той же причине и остановки его, а также районы вокруг них, было принято называть станциями. Всего было 16 станций, и напоминают о них вот такие вот модерновые остановочные павильоны. Их сохранилось вдоль линии штук 5, но увы, мне кадр лучше сделать не удалось.



Собственно, мы и поехали не на трамвае, а на машине, параллельно трамвайным путям. Первая остановка - на Третьей станции:



От Третьей станции до Четвёртой тянутся военные училища - артиллерийское, сухопутных войск, танковое... Именно в этих училищах в своё время проходили подготовку арабы, отсюда вышла половина военной элиты Ближнего Востока, которую ныне активно свергают. В Одессе же многие несостоявшиеся военные с 1990-х годов ведут бизнес, о чём напоминает Арабская мечеть, показанная в той же части, где и Куликово поле. Конкретно близ третьей станции - Артиллерийское училище, причём в его ограду встроены настоящие пушки времён русско-турецкой войны 1877 года.
Другие училища заснять не успел. Пока едем параллельно трамвайной линии:



Впереди возникает необычная "пасхальная" церковь Святой Татьяны (2006) - один из самых ярких образцов современного православного зодчества:



С другой стороны встречает Птичий Бог в окружении своих подопечных... На самом деле памятник героям Великой Отечественной:



Районы в стороне от Большой Фонтанской дороги, но близ этих станций - местный "немецкий городок" послевоенного времени:





Где-то в районе 7-й станции - спуск к Аркадии, а в районе 12-й станции - дом, где родилась Аня Горенко, более известная как Анна Ахматова ("И если когда-нибудь в этой стране поставить задумают памятник мне, // Согласье на это даю торжество, но только с условием: // Не ставить его ни около моря, где я родилась // Последняя с морем разорвана связь.....")



И в общем, извините и за качество фотографий - по совести надо бы эту дорогу пройти пешком, по крайней мере от 3-й до 7-й станций. Может быть, когда-нибудь я это сделаю, ну а пока - что есть... В районе 11-14 станций находится так называемая Новая Швейцария - некогда крупнейший в Одессе дачный район. Трамвайные пути здесь дико петляют среди дач, зачастую по не автомобильным улицам. Мы же выехали к берегу моря:



Спускаемся вниз по металлической лестнице. Ранее вдоль моря тянулась полоса старинных дач, но большая их часть была в 1957 году уничтожена оползнем. И тем не менее наверху очень приятная набережная-бульвар, а внизу полноценный пляж, какие-то забегаловки, нечто похожее на спасательную станцию:



Сейчас тут тихо и пусто. Много ли людей в России знает, что Чёрное море бывает таким?



Где-то я, впрочем, это уже видел. Ах, да, ну конечно же!



Конечно же, на картинах Айвазовского. Здесь особенно хорошо понимаешь, что мы живём на Краю Земли. Помню, как в Одессе с хозяйкой квартиры заговорили о погоде, и она сказала примерно так: "На севере градусов на 5 похолоднее, а уж у вас в России...". Вот так: относительно других стран мы живём ЗА севером, а для нас север - это Арктика. И в общем для большей части Земли, в особенности для Средиземноморья, наше тёплое Чёрное море - почти то же, что для нас моря Ледовитого океана.



Ветер, холодная солёная вода, брызги и перехлёсты - черноморский пейзаж в апреле выглядит очень сурово, совсем не курортно. Каков же Понт в декабре?



Вдалеке - мыс. Так выглядит берег почти всей Новороссии, включая Степной Крым - ровная поверхность, внезапно обрывающаяся к морю. Примерно на таком же берегу стоит и центр Одессы:



Волна набегает на берег... Очень люблю этот неповторимо черноморский зелёный цвет. Но кто бы что ни говорил, а я никогда ещё не видел Чёрное море настолько красивым:



Морем мы ещё полюбуемся в Аркадии, то есть в следующей части. Пока же едем дальше вглубь Большого Фонтана. Издалека я видел огромную колокольню Успенского Патриаршьего монастыря - у этой обители весьма интересная история: её в 1814 году основал молдавский дворянин Александр Теутул, случайно угробивший два корабля - просто зачем-то он развёл ночью на высоком берегу костёр, который их экипажи приняли за маяк, а он ничего и не знал, пока на утром ему не сказали... Ныне обитель, ставшая резиденцией одесского епископа, отстроилась, по площади не уступает целому микрорайону, и интересна в первую очередь расположением над берегом моря. Но мы туда заехать опять же не успели.

Вот так ныне выглядит район вокруг конечной 16-й станции, где сто лет назад многие одесситы стремились обзавестись дачей с видом на море. Даже и Беня Крик, вымогая у Эйхбаума не что-нибудь, а руку и сердце дочери, среди прочего обещает построить ему дачу на 16-й станции. Ныне мне бы иметь здесь дачу не хотелось:



То ли центр курортной ривьеры, то ли резерват нуворишей - высокие заборы вдоль извилистых улиц, глухие стены, избыток машин. Мне эти пейзажи напомнили что-то ближневосточное или в лучшем случае балканское:



Спуск к морю и подъём к отелю. А арка-то дореволюционная...



В сезон здесь наверное хорошо, ну а пока во всю идут приготовления, и площадь у берега выглядит очень неприглядно.



За Большим Фонтаном находится Люсдорф - одна из многих немецких колоний, окружавших Одессу. Немецкие фермеры были основными поставщиками продуктов в город, да и наверное на экспорт... Но о "тех" немцах в Люсдорфе уже не напоминает ничего.
Зато кое-что напоминает о совсем других немцах:



Батарея 411 - это был один из ключевых пунктов Одесской обороны августа-октября 1941 года. Этот эпизод сейчас вспоминают как-то не часто - очень уж он не укладывается в картину тотальной катастрофы 1941 года. Немцы за полтора месяца берут под контроль почти целиком Украину и Беларусь, вплотную подходят к Ленинграду, под Киевом и Вязьмой окружают и берут в плен сотни тысяч красноармейццев, и уже уверены, что войны выиграна... Одесса же в то же самое время держалась не просто долго и отчаянно - оборона была построена очень грамотно, а закончилась отнюдь не гибелью измождённой армии - а организованной эвакуацией морем. Вовсе не случайно Одесса была городом-героем "первого призыва" (1 мая 1945 года) - вместе с Ленинградом, Сталинградом и Севастополем.
В глубине мемориального парка есть стенд с картой Одесской обороны. Обратите внимание на соотношение сил в разные периоды - Одесса держала без преувеличения десятикратно превосходящие силы противника (впрочем, противником были румыны, а не вермахт):



Идём вглубь парка по главной аллее, мимо ежей и колючки:



Параллельно тянется старый оплывший блиндаж:



Впереди - самолет И-16 (в обиходе "ишак", "ястребок"), к началу войны уже глубоко устаревшая машина, и тем не менее именно эти самолётики принимали бой летом-1941 года, когда значительная часть более современной авиации была уничтожена на аэродромах. Снять его в профиль я как-то забыл.



А за деревьями вырисовывается подводная лодка в степях Украины:



Подробно рассказывать о технике на музейной площадке не буду - я не специалист, да и много её здесь, разной. От трамвая с зениткой:



И танка НИ ("На испуг!") - самодельной танкетки, просто обшитого бронёй трактора с пулемётом или огнемётом, которые делались прямо в Одессе во время обороны:



До самоходок:



Локомотива бронепоезда:



И подводной лодки М-34. "М" - значит, "Малютка". Люди для масштаба:



В углу музейной площадки - храм:



Довольно много здесь и оружия, построенного явно после войны, например БТР и ракеты ПВО, но они в кадр как-то не попали:



К соседней площадке ведёт аллея с военно-морской техникой:



Минный тральщик:



И орудия непосредственно 411 батареи. Одно - отреставрированное:





Второе - осталось как есть:



И собственно музей, который как раз в этот день (пятницу) оказался закрыт:



Хотя в парке для буднего дня и унылой погоды было довольно людно - кто-то делал моцион, кто-то гулял с девушкой, а кто-то и с детьми всей семьёй. А ещё - много-много собак, что, впрочем, в Одессе дело привычное.

А это вот уже не музей - действующая воинская часть по соседству:



За мемориалом - огромный конгломерат коттеджей, поразивший нас ещё и катастрофическим состоянием дорог. Да, это может быть только в бывшем СССР - чтобы крутые джипы и мерседесы стояли у ворот трёхэтажного коттеджа, увязнув в грязи. Вырулив из этого района, мы поехали мимо каких-то базаров обратно к центру. Вот так через полосу пригородных пустырей выглядит одесская окраина:



В следующей части съездим в Аркадию, ещё полюбуемся морем.

НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Аркадия.
Одесса. Большой Фонтан.
Затока.
Буджак.
Буджак. Между Днестром и Дунаем.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Измаил. Город на Дунае.
Дорога вдоль Дуная.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.
Tags: Новороссия (историческая область), Юго-Восточная Украина, дорожное, курортное, природа, транспорт
Subscribe
promo varandej сентябрь 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments