varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Буджак - угол мира. Часть 2: между Днестром и Дунаем



Что такое Буджак, я уже пояснял в посте о Днестровском лимнане. Ещё этот треугольный край называют Аккерманщина, Украинская Бессарабия, иногда даже Украинская Добруджа, ну а турецкое слово "Буджак" в переводе значит всего-навсего "Угол". Изолированность от большей части Украины и близость неславянских Румынии и Молдавии сделали это название исключительно точным. Но кроме того, так сложилось, что почти вся цивилизация в Буджаке сосредоточена вдоль Дуная и Днестра. На Днестре - уже показанный Белгород-Днестровский (Аккерман), бывший столицей Буджака вплоть до 20 века; на Дунае - порты Рени и Измаил и глухие староверческие Килия и Вилково. Между ними - около 150 километров преимущественно сельской местности, о которой я сейчас и расскажу. Пейзажи Буджака крайне специфичны, и не вызывают ассоциаций ни с Европой, ни с Азией.

Буджак - это Великая Степь, как и всё остальное украинское Причерноморье. Вплоть до создания Новороссии здесь кочевали вассальные Крыму и турками татарские орды, имевшие свои названия: Джамбайлук (от Днепра до Кальмиуса), Едишкуль (от Днепра до Южного Буга), Едисан (от Буга до Днестра), и наконец Буджак (от Днестра до Дуная). Если убрать хаты с черепичными крышами и ухоженные поля - пейзаж вполне себе степной, даже с курганами:



Но Буджак - ещё и самая благодатная часть Великой Степи, не считая разве что Венгрии и Валахии. Здесь весна наступает на несколько дней раньше, чем даже в Одессе - что уж говорить про азиатские степи? Судя по жиденьким лесополкам, здесь нет катастрофических засух и пыльных бурь. Удивительным образом насквозь распаханный Буджак сохранил степной пейзаж гораздо лучше, чем Новороссия:



А здесь помимо типичного пейзажа ещё и обратите внимание на указатель - как могло родиться такое название, мне сложно даже предполагать.



Ещё одна особенность местного пейзажа - виноградники, которых особенно много в окрестностях Белгорода-Днестровского - напоминание о виноделах, которых сюда пригласил Воронцов:



А кроме того, дороги Буджакской степи запомнились мне вот этим - это грачиные гнёзда, местами образующие целые города по обе стороны дорог:





Местами Буджакская степь довольно холмистая. Вода вдалеке - не море: здесь множество солёных озёр, длинных и находящихся в глубине берега. Этакие лиманы, оторвавшиеся от моря:



В основном они вытянуты с севера на юг, а обрываются в нескольких километрах от Дуная - то есть, возможно, когда-то и сама дельта была заливом, постепенно заполненившимся наносами. Крупнейшие озёра - Кагул и Кугурлуй западнее Измаила, Котлабух и Китай между Измаилом и Килиёй. В южной части Буджака плавни повсюду:



Широкий и идеально прямой канал за 20 километров до Вилкова, соединяющий море с Дунаем. За ним начинается Дунайский биосферный заповедник:



А биосферный заповедник - это птицы. Вот например аист ищет лягушек:



Кажется, чибис:



Удод:



Обилие плавней и тёплый климат способствуют и тому, что близ Дуная тут возделывают крайне нетипичную для бывшего СССР культуру - рис. Сами рисовые поля я не заснял, но многочисленные указатели на рисовые хозяйства и сопутствующую инфраструктуру видел не раз:



Сёла в Буджаке выглядят очень внушительно, причём так как в 1920-30-е годы это была Румыния, почти в каждом сохранилась церковь. В последнее время массово строятся протестантские дома молитвы - например, здесь видно и то, и другое:



Но больше всего меня впечатлили вот такие вот сёла с необычайно плотно стоящими домами и жёлтой черепицей на крышах:



Судя по всему, это сёла не украинские и даже не молдавские - а болгарские. Болгары селились тут с 1820-х годов по приглашению генерала Ивана Инзова, и ныне составляют около 20% населения. Есть тут и целый город Болград, который считается столицей украинских болгар, где в мавзолее похоронен сам Инзов - но мы туда не успели:



Вблизи эти сёла ещё колоритнее, чем издалека - вдоль улиц стоят бесконечные очень длинные хаты, поставленные перпендикулярно дороге:



Вид у них очень капитальный, и как в Западной Украине, тут модно было ставить на фасаде дату - большинство хат построены ещё в советское время:



А это вот уже какое-то другое село - композиции хат такие же, но... высокие заборы, глухие фасады, побелка. Вероятно, это уже молдавские дела:



И совсем уж чудные хаты попадаются вдоль Дуная - то ли опять же молдавские, то ли липованские (липованами тут называют староверов):



Особенно понравились украшения на фронтонах:





На Буджаке вообще образовался удивительный коктейль из довольно похожих друг на друга народов. Славяне тут жили в незапамятные времена - ещё с 10-11 веках известны тиверцы, вероятно повторно основавшие в 910 году Белгород. Если верить "Слову о Полку Игореве", то в 12-13 веках эта земля была своего рода колонией Галицко-Волынского княжества. Ещё раньше тут, возможно, жили болгары, ушедшие после походов Святослава. Веке в 13 эти края начали осваивать молдаване и валахи, в 17-18 веках сюда бежали староверы и запорожские казаки, основавшие Задунайскую Сечь, а уже под Россией (с 1806-12 годов) вернулись болгары и стали переселяться малоросские крестьяне. В общем, народы хоть и отличались по языку, но всё были православные земледельцы. По переписи 2001 года расклад выглядит так: украинцы - 40%, русские и болгары по 20% (но первые в основном в городах, а вторые в сёлах), молдаване - 12%, гагаузы - 4%. Так что поди отличи, где чьё село - болгарское, молдавское, украинское, русское, липованское...







А вот церкви у всех одинаковые:





Протестантские Дома Молитвы более разнообразны:





А атеистические Дома Культуры в основном построены по одному проекту, который в других местах я, однако же, не встречал:



Ещё одна запоминающаяся архитектурная форма - остановки, которые тут очень капитальны и даже красивы. Не знаю, когда они строились - не при румынах ли, часом?





Хотя вообще-то румынских зданий тут, особенно сравнительно с Буковиной, исключительно мало. Я могу припомнить лишь пару однозначно румынских построек в окрестностях Измаила, и не более. Зато в ходу стилизации под что-то явно ненашенское:



Ещё один любопытный артефакт - поливальная система "Фрегат". Как я понял, двое крестьян залезают на эти "велосипеды", крутят педали, а труба разбрызгивает. Можно, наверное, заставить эти колёса крутиться и от ветра:



Ещё Буджакская степь вся исполосована железными дорогами. Причём почти все они ведут в Молдавию и Румынию, почти везде траффик ничтожный, но всякие железнодорожные мосты и переезды - неотъемлемая часть местного пейзажа:





А вот ещё бессистемная придорожная зарисовка недалеко от Белгорода - народ вышел в поле на субботник, а на переднем плане очень уж подозрительного вида камни - не мегалиты ли это? Вообще, древних следов тут гораздо больше, чем кажется - например, римские Трояновы валы, опознать которые я так и не смог.



На полпути из Одессы до трёх городов Подунавья (Измаил, Килия, Вилково) - городок Татарбунары (14 тыс. жителей), чьё название переводится как Татарский Колодец. Основанный в Средние века, в 16-18 веках Татарбунар был мощной крепостью, к концу 18 века стал казачьей слободой Задунайской Сечи, а в составе России превратился в заурядный уездный городок.



Пара видов татарбунарских улиц:





Городская "модификация" уже показанных хат:



Самодельная церковь:



И памятник Татарбунарскому восстанию 1924 года - антирумынские мятежи в славянских регионах Romania Mare были не редкостью задолго до Приднестровского конфликта.



Татарбунары и Болград - кажется, единственные города Буджака, удаленные от Днестра и Дуная. И хотя Дунай в дельте распадается на три "гирла", Килийкое гирло судоходно и считается в дельте основным руслом Дуная. Не случайно, что здесь на нём стоят четыре города, в том числе крупные порты Измаил и Рени. Из Вилкова в Измаил мы ехали прямо вдоль дунайского берега, по феерически разбитой рокадной дороге, которую наверное раскатали ещё советские танки - 15км от Вилкова до Килии мы преодолевали почти час.



Дунай - вон за тем валом на заднем плане. А на валу - граница, но колючая проволока местами прорезана. Кто туда ходит - рыбаки или контрабандисты - судить не берусь.



В следующих частях - о городах на украинском Дунае: Измаил, Килия, Вилково.

НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Большой Фонтан.
Одесса. Аркадия.
Буджак.
Днестровский лиман. Овидиополь, Каролино-Бугаз, Затока.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Между Днестром и Дунаем.
Измаил. Город на Дунае.
Измаил. Бывшая крепость.
Дуга Струве. Самый странный объект ВКН ЮНЕСКО.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.
Tags: "Раскол", Новороссия (историческая область), Юго-Восточная Украина, дорожное, природа, этнография
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments