varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Измаил. Часть 1: город на Дунае



Измаил, расположенный в 240 километрах от Одессы - главный город украинского, а до этого советского Дуная (86 тыс. жителей), фактическая столица Буджака, причём в 1940-54 годах даже официально - "угол мира" был Измаильской областью. В историю Измаил вошёл в первую очередь битвой 1790 года, когда Суворов со товарищи за день взял штурмом крепость, которую вообще-то штурмом взять было невозможно. Но примечателен город не только этим: тут сохранился очень колоритный исторический центр, заканчивающийся не менее колоритным Морским портом на Дунае. Измаил дважды (1856-78 и 1918-40) был в составе Румынии, что также сказалось на его облике.
Так что в крепость, а точнее на её остатки, мы отправимся в следующей части, пока же погуляем по центру города.

Спускающийся к Дунаю Измаил - город на удивление моноцентричный. В сущности, 3/4 Измаила - это проспект... а вот и нет, не Ленина, а Суворова - все остальные исторические герои здесь по сравнению с Александром Василичем и его соратниками просто пустое место. Прямая улица с широким бульваром пересекает Старый город из конца в конец, и на большей части своей протяженности выглядит так:



Приехав сюда поздно вечером из Килии, мы остановились в гостинице "Измаил" на самом краю Старого города - выше уже начинались весьма неплохие сталинки, напоминающие о прошлом областного центра:



Очень южный декор:



В основном же застройка Старого Измаила выглядит так: приземистые одноэтажные дома с колоннадами:



Причём некоторые - возможно, второго румынского периода. Очень уж подозрительное сочетание функционализма с колоннами:



Большая часть центра, за исключением административное площади (унылое брежневское  здание с Лениным выделяется разве что совсем не районным размером) - ниже гостиницы "Измаил", и где-то через 700 метров от последней стоит Покровский собор (1822-36):



Собор окружён обширным сквером, и если с фасада, благодаря колоннаде, выглядит одним из самых величественных храмов Южной Украины, то со стороны апсиды смотрится уже намного тривиальнее:



Внутри собора интересное убранство в модерновом стиле, но мы туда уже не пошли - в Вербное воскресенин даже на площади перед храмом было негде встать. В скверике напротив колоннады - памятник афганцам:



Главный же в городе памятник стоит чуть ниже собора, глядит в перспективу бульвара на проспекте имени себя:



Памятник Суворову тут поставили лишь в 1913 году, и о событиях, за которым полководец стал измаильским genio loci, я напишу в следующей части. Но история Измаила даже без тех событий очень длинна и богата. Первыми здесь основали город то ли греки (фактория Антифила), то ли римляне (крепость Сморнис), причём последний стоял в устье реки с говорящим названием Репида (Быстрая) - однако в античности селение тут было небольшим и зачахло с упадком Римской империи. В 10-11 веках сюда пришли тиверцы, и уже со славянами связан город Смил, бывший дальней колонией Галицко-Волынского княжества. Затем эти места поглотила Великая Степь, и лишь в 14 веке сюда вернулись оседлые люди в лице Молдавии, при которой город назывался Синил. В 1538 году Подунавье окончательно захватили турки, и название города превратилось в более понятное мусульманам "Исмаил", "Ишмасль" - это переводится с арабского как "Да услышит Аллах!", и корень "Исмаил" вообще не редок в мусульманской культуре. Гарнизон Измаила составляли ногайцы, а в 1761 году сюда была переведена кафедра православного митрополита из Браилова. В составе России Измаил оказался лишь с третьей попытки: был занят русскими в 1770-74 и 1790-91 годах, но лишь в 1809 году вошёл в состав России окончательно. В 1856 году, после поражения в Крымской войне, Измаил вместе со всем русским Подунавьем перешел к Молдавскому княжеству, позже Объединённому королевству Молдавии и Валахии, протекторату Турции; в 1878 году после русско-турецкой войны королевство-протекторат стало уже вполне независимой Румынией, а Измаил вернулся к России. Снова румынским он стал в 1918-40 годах, а по возвращении в СССР успел даже 14 лет побыть областным центром.



От Суворова идём вниз по проспекту. Большинство зданий, как я понимаю, были построены в российские периоды. Как выглядела архитектура Молдавии и Валахии 1860-70-х годов, судить не берусь, да и скорее всего тогда здесь строилось мало. Некоторые подозрения вызвал вот этот дом - но скорее всего это постройка начала ХХ века:



В основном же архитектура типична для южнорусских губерний и регионов СССР, переживших войну:







С проспекта можно сойти - пейзажи соседних улиц, зелёных и очень запущенных, выглядят настоящей "изнанкой":





Типичные домики Измаила:



Детали - в целом в стороне от проспекта тоже есть, на что посмотреть:



На одном из перекрёстков на Проспекте появляется вот такой явно румынский дом в необрынковянском стиле 1920-30-х годов - нагло стоит посреди бульвара, а занят сейчас чем-то экологическим. Перпендикулярная улица Кутузова ведёт прямиком в крепость:



В самом низу проспект опять же распадается на две части, между которыми небольшой квартал:





В этом квартале меня озадачило одно здание - вроде бы и эклектика середины 19 века, но какая-то немного не наша. Не "первых румынских" времён ли этот дом? Возможно, здесь было что-то административное:



Конец проспекта:



Отсюда открывается вот такой вид - на переднем плане что-то для отдыха:



А на заднем - боевой катер-памятник морякам Дунайской флотилии. Вид с обратной стороны, на фоне устья проспекта:



Впереди, за обширным пустым пространством - Морской порт. Да, именно морской - Дунай очень большая река, и сюда заходят именно морские суда:



Левее проспекта (если стоять к Дунаю лицом) - огромный комплекс Дунайского пароходства, настоящее сердце города, выглядящее куда внушительнее, чем администрация:



Старый корпус пароходства - очень достойная послевоенная сталинка:



Новый - стеклянная высотка (в народе "Стакан"), построенная, как ни странно, в 1994 году: для райцентра случай абсолютно беспрецедентный. Обратите внимание на логотип пароходства на обоих зданиях:



Отсюда ещё минут пять ходьбы до Морского порта, отделённого от города плавнями и тростниками. Пассажирский порт - это набережная, уютный сквер у дунайского берега, и огромный Морской вокзал:



Внутрь мы зайти почему-то поленились, хотя там неплохое советское убранство. Судоходство на Дунае, как и везде в наших странах, в глубоком упадке - ходит всего один рейс раз в неделю. Зато какой! Отсюда можно, минуя Румынию, за 6 часов морем попасть в болгарский город Силистра. О Морвокзале и окрестностях более подробно рассказал в своё время riverpilgrim . На этой же набережной, среди портовых кранов - небольшая часовенка-новодельчик:



Суда у причала. Речной трамвайчик - прогулочный, иногда возит туристов в Вилково.



Дунай в Измаиле кажется очень небольшим - но на самом деле напротив города проходит цепочка островов, закрывающих основное русло. Отсюда не видна и Румыния - хотя всего в 15 километрах от Измаила стоит Тульча, "столица" Дунайской дельты. Более того, дельта начинается чуть-чуть выше Измаила, и если Измаил, Килия, Вилково стоят на крупнейшим в дельте Килийском гирле, то опять же украинский порт Рени, самый дальний на Буджаке (310км от Одессы) - на основном русле Дуная.



В общем, в Измаиле Дунай, скажем прямо, не впечатляет. Нам повезло больше, так как мы сначала заезжали в Вилково, где Килийское гирло шириной почти 800 метров не уступает основному руслу. Дунай по расходу воды всего на треть меньше Волги, и это действительно огромная река. Зато в Измаиле нам довелось увидеть действительно Голубой Дунай - в Вилкове же он запомнился мне мутно-жёлтым.
А с Морского вокзала прекрасно видна Измаильская крепость - единственная сохранившаяся с турецких времён Малая мечеть 16 века:



И Никольская и Успенская церкви 1840-50-х годов - остатки монастыря, заложенного на территории крепости:



В завершение темы "Измаила вне крепости" - три церкви в стороне от Проспекта. Две из них прекрасно видны от Морвокзала за плавнями.
Единоверческая церковь Рождества Богородицы (1895-97):



Старообрядческая Никольская церковь (1833):



И Вознесенская церковь начала 19 века на окраине, мимо которой мы проезжали по пути к Дуге Струве:



В следующей части осмотрим крепость, а точнее место, где она находилась.

НОВОРОССИЯ-2011
Как это делалось в Одессе. Вступление.
ДОРОГА К МОРЮ
По России
Перемышль. Под разрушенным собором.
Локоть. Другая сторона войны.
Малороссия (Средняя Украина)
Глухов и Батурин. Гетманские столицы.
Козелец и его собор.
Остёр. На руинах древней Руси.
Малороссийские зарисовки. Деревни, природа, автобан и немного Киева.
Умань и парк "Софиевка".
Музей ракетных войск под Голованевском.
НОВОРОССИЯ
Новороссия. Калифорния Российской империи..
Западная Новороссия
Аджигольские маяки в устье Днепра.
Херсон. Проспекты и набережные.
Херсонская крепость.
Херсон. По центру.
Николаев. Вдоль Ингула (верфи и набережные).
Николаев. Старый город и Черноморский судозавод.
Одесса и окрестности
Одесса. Какой я её увидел.
Одесса. Над портом.
Одесский порт.
Одесса. Перекресток культур: Привоз, вокзал и храмы.
Одесса. Улицы и виды.
Одесса. Молдаванка.
Одесса. Большой Фонтан.
Одесса. Аркадия.
Буджак.
Днестровский лиман. Овидиополь, Каролино-Бугаз, Затока.
Белгород-Днестровский. Крепость.
Белгород-Днестровский. Город.
Между Днестром и Дунаем.
Дуга Струве. Самый странный объект ВКН ЮНЕСКО.
Измаил. Город на Дунае.
Измаил. Бывшая крепость.
Килия. Два берега.
Вилково. Староверы дунайских плавней.
.
Tags: "Раскол", Новороссия (историческая область), Юго-Восточная Украина, дорожное, староверы
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments