Харьков уникален ещё и тем, что здесь есть настоящее Метро. Не "малые метрополитены", как в Самаре или Днепропетровске, а полноценная система из трёх линий, охватывающих большую часть города. Единственный не столичный город бывшего СССР, где строительство метро удалось довести до адекватного масштаба. Пущенный в 1975 году (после Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси и Баку), по размеру (3 линии, 29 станции, почти 40 километров) Харьковский метрополитен уступает лишь метрополитенам Москвы, Петербурга и Киева и чуть-чуть опережает Ташкент. Но более того, это действительно главный харьковский транспорт: даже по статистике метро перевозит около половины всех пассажиров, а мы, осматривая город, не на метро куда-то добирались всего один раз. Кроме того, давно заметил: хочешь посмотреть на людей в том или ином городе - спустись в метро, так что это пост и о лицах Харькова. Не случайно я о метрополитене пишу раньше, чем о Старом городе.
И наконец, Харьковский метрополитен - ещё и уникальный архитектурный ансамбль. 35 лет его главным архитектором был один человек, да при том очень талантливый - Владимир Спивачук, и как результат, у подземки сложился свой неповторимый стиль. Показать весь метрополитен я не смогу в силу его размера, но передать впечатление - вполне.
На правах дисклеймера: когда-то в Днепропетровске я чуть было не попал в неприятности - за фотографию в метро меня словил местный опер в штатском и 40 минут компостировал мне мозги на пустыре у конечной станции. Денег дать не предлагал, злоумышленником счёл вполне искренне. Кое-как, с огромным трудом, я всё же уболтал его, и напоследок он мне заповедовал: "В ХАРЬКОВСКОМ МЕТРО НЕ СНИ
Схема метро, по украинской традиции, наклеена на вагонное стекло - рекламы в вагонах очень много, поэтому место на стенах там на вес золота. Но оцените масштаб! Ведь почти всё здесь изображённое - не вечный проект, как в Екатеринбурге, а вполне исправно действующие линии. Холодногорско-Заводская линия (красная) введена в строй двумя очередями в 1975 и 78 годах; Салтовская (синяя) - в 1985 и 86, а Алексеевская (зелёная) - целиком постсоветская (1995, две крайние станции соответственно 2004 и 2010). Помимо общей схемы, над дверями в вагонах висят и отдельные схемы линий, причём каждая станция помечена каким-нибудь символом, зачастую безнадёжно устаревшим:
Чтобы оценить архитектуру Харьковского метро, даже не обязательно спускаться на станции. Первая его достопримечательность - наружные вестибюли. Они почти нигде не занимают отдельных зданий, часто снаружи не отличимы от подземных переходов, но спустившись, обнаруживаешь много интересного. Каждый такой "переход" обладает неповторимым дизайном. Вот например на станции (кажется) "Исторический музей" под главной площадью:
А это - кажется, в районе "Университета". Футуристические лампы - одна из главных "визиток" харьковского метро:
Вестибюли центральных станций впечатляют и обилием подземной торговли, причём не совсем стихийной, а ларёчной: попадаются даже мясные лавки! Ближе к окраинам такие же переходы девственно пусты - в том числе на, к примеру, проспекте Гагарина: ни за что не скажешь, что выход ведёт к пригородному вокзалу и главному автовокзалу:
Или вот переходы у станции "Тракторный завод" с фрагментом оформления стен крупным планом:
А это - кажется, "Завод имени Малышева". Сам завод делает танки, и по мрачному облику это хорошо видно:
Вход на станцию - через хорошо знакомые каждому москвичу турникеты. Более того, в них кидают и хорошо знакомые старшему поколению москвичей пластиковые жетоны - такие даже я успел застать, только в Москве они были нежно-зелёные. В кассах их никто не покупает, да и есть кассы только на "Южном вокзале" - вместо них исправно работающие автоматы. Увы, сфотографировать их я забыл, да и выглядят они не впечатляюще. Стоимость одного жетона - 2 гривны (7-8 рублей):
Далее - эскалаторы. Они есть на большинстве станций, но при этом все станции, которые я видел (а может быть и вообще все) - мелкого заложения. На "Университете" очень прикольный вестибюль, где эскалатор ведёт под землю прямо с поверхности:
Сами эскалаторы ничем не примечательны, у многих верхние части снабжены панно:
А внизу эскалаторы как правило ведут прямо на платформы, без всяких промежуточных помещений, как в Москве и Питере:
На многих станциях очень людно, даже после Москвы. Вообще, многолюдность Харькова и постоянно толчея - тоже своего рода достопримечательность, по ощущениям город в 2-3 раза больше, чем по статистике. Например, пересадочная станция "Спортивная":
В метро три станции пересадок: "Советская - Исторический музей" под самым центром города (красная - синяя линии), "Спортивная - Метростроителей" (красная - зелёная) и "Госпром - Университет" (зелёная - синяя). Последний осмотреть нам так и не довелось, а два других по-своему интересны.
Первый - абсолютно как в Москве, с мостиком над путями:
Второй - почти как в Питере, с высоченным эскалатором в середине станции. Только если в Питере такие эскалаторы обычно стоят перпендикулярно нижней станции и выводят к началу верхней, эскалатор на "Метростроителей" выглядит так:
Ещё кадр с "Исторического музея" - то ли переход, то ли выход в город. И я думаю, Вы уже обратили внимание на самую интересную деталь. Нет, не ажурная решётка и не надпись, а... Ну да Вы сами знаете. Работают ли эти Главные Атрибуты Высокой Белой Цивилизации, Которых Нет У Русских Дикарей - не проверял.
Поезда в Харьковском метро из 5 вагонов (как в Киеве), интервалы в час-пик 2-3 минуты, в межпиковое время - 5-7 минут.
Теперь бегло осмотрим и сами станции. Не все, и не слишком подробно - но всё же эта экскурсия даст некоторое представление о неповторимом стиле Харьковского метро, сдержанном, но оригинальном. Начнём с "красной" линии, а если точнее - станции "Холодная гора":
"Льдистый" потолок, радиаторные решётки, белая палитра - и правда, холодно... Как я сумел снять кадр без толпы народу - не знаю, на конечной это сделать непросто, тем более рядом рынок и небольшая автостанция. Здесь мы квартировали, поэтому "Холодную гору" я посещал больше, чем любую другую станцию. Конечной она стала случайно - разворотной тоннель на предыдущей станции проходил бы точно под путями вокзала и повреждал бы их вибрацией, поэтому по сочетанию затрат и эффективности оказалось проще соорудить ещё одну станцию. А так конечной мог бы быть "Южный вокзал":
Станция под привокзальной площадью - одна из самых невзрачных в метрополитене, а так как для гостей города она служит лицом подземки, может сложиться впечатление, что архитектура тут - "ничего особенного". В принципе, в первой очереди ("Холодная гора" - "Московский проспект") откровений действительно немного. Следующая станция - "Центральный рынок":
Снимал я из дверей поезда, и не заметил милиционера. Он меня - к счастью, тоже. Конструкция странная - сводчатая станция со столбами-светильниками. На самом деле в 1995 году её едва не разрушил плывун, и столбы стали вынужденной мерой. Дальше - уже знакомые нам "Советская" и "Спортивная" с пересадками, а между ними - "Проспект Гагарина", ведущий к вокзалу Левада и автовокзалу. По-моему, самая скучная станция в Харьковском метро, типичная московская "сороконожка":
Очень понравилась станция "Завод имени Малышева" - вроде и тоже сороконожка, но угрюмый железный дизайн цвета хаки весьма прозрачно намекает на танки:
Сводчатый "Московский проспект" - конечная в первой очереди:
Дизайн станций в дальней части "красной" линии уже несколько интереснее, и отличается брутальностью - ведь над нами несколько грандиозных машиностроительных заводов. Увы, вылезать на каждой времени не было, а виды через дверь не слишком удались. Ну вот например станция "Тракторный завод" со следом железной гусеницы на платформе:
Как и в Москве, в Харькове есть "Пролетарская". Более того - она конечная и самая дальняя от центра города. Наверху - базарчик, пара торговых центров, а дальше - луга... за которыми, впрочем, стоит обширный район Рогань.
Теперь перейдём на Салтовскую линию. О ней я расскажу гораздо подробнее: в 1980-е годы то ли харьковский метрострой в целом, то ли талант лично Спивачука явно достигли расцвета. Эту линию я бы назвал одним из шедевров позднесоветской метроархитектуры, сравнимой разве что с метрополитеном Екатеринбурга. Вот например "Исторический музей" - конечная с пересадкой на "Советскую"
Но если метрополитен Екатеринбурга эклектичен, разноцветен и вычурен, а каждая станция непохожа на другие, Салтовская линия в Харькове - это ещё и чрезвычайно цельный ансамбль, где каждая станция - логическое продолжение предыдущей. Например, за "Историческим музеем" следует "Университет" с пересадкой на Алексеевскую линию:
Характерный двухэтажный зал - переходы как раз на вот этих балконах. Перспектива с характерной для Харькова ломанной линией, и люстры, похожие на синхрофузионные нейтроотражатели с планеты Альфа Кита. За турникетам - сооруженый уже явно после распада СССР образ Святой Татьяны, покровительницы студентов. Есть ли ещё где-то в бывшем СССР метрополитен с иконой? Ведь не зря шутят, что если археологи лет через несколько тысяч раскопаю советские метрополитены - примут их за храмы, а тех, кто скажет, будто бы это всего лишь транспорт, поднимут на смех.
Станция "Киевская". У вас есть в этом какие-то сомнения?
Станция "Академика Барабашова". Вот о ней, а точнее о том, что наверху, надо бы рассказать чуть подробнее:
А наверху - знаменитая Барабашовка, крупнейший рынок Европы. Вообще, как уже говорилось, в Харькове любят всё ГИГАНТСКОЕ. В советское время это были заводы, а в постсоветское - рынки. Барабашовка была основана в 1995 году, и вскоре разрослась до 70 гектар (вдвое крупнее Киево-Печерской Лавры и Московского кремля!). Здесь отоваривается не только весь полуторамиллионный город - по выходным сюда массово едут жители даже российского Белгорода. Харьковчанам смешны и одесский Седьмой километр, и хмельницкая Толкучка, а недавно исчез последний в географической Европе рынок, превосходивший Барабашовку - как вы уже догадались, московский Черкизон. ГИГАНТСКИМ рынком в Харькове гордятся так же, как гордились некогда ГИГАНТСКИМИ заводами, и иногда шёпотом говорят, что вроде бы более крупный базар есть на постсоветском пространстве где-то там в Средней Азии. А вообще, в городе около 40 рынков.
Едем дальше. По соседству с астрономической "Академика Барабашова" находится биологическая "Академика Павлова" с соответствующим орнаментом на сводах. Лично у меня дизайн вызывают ассоциации с расой Протосов из культовой компьютерный игры StarCraft:
А на станции "Студенческая" совершенно неповторимый извилистый свод:
И картинки про студентов. Это вот они так живут от сессии до сессии:
А это вот у них сессия началась:
А это видимо преподы. Как говорят биологи, "Не поделишься - не размножишься":
Конечная станция - "Героев Труда":
На станции - ещё одна порция нейтросинхрофузионных излучателей:
И многочисленные Герои Труда, включая двух воительниц с острова Лесбос, которые видимо настолько суровые, что расщепляют атомы вручную:
Линия заканчивается в глубине ГИГАНТСКОГО спального района Салтовка, воспетого в своё время Эдичкой Лимоновым. А вы как думали? Подросток Савенко тоже в Харькове жизнь узнавал - впрочем, тогда Салтовка была ещё малоэтажным предместьем, и не превратилась в 12-16-этажечный жилмассив около 8 километров в поперечнике. Зато на Салтовке в современном понимании в 1989-93 годах жил Сергей Чиграков, тогда ещё не "Чиж", а участник рок-группы "Разные люди". В общем, не каждый город может похвастаться спальными районами, успевшими обрасти историей и фольклором.
Теперь осмотрим Алексеевскую линию - самую молодую, целиком постсоветскую. Её я осмотрел хуже всего, менее чем наполовину. Здешняя архитектура гораздо вычурнее и авангарднее, чем на Салтавской линии, но поэтому с признаками современной аляповтости. Много необычных решений - чего стоит хоть скошенная крыша на станции "Метростроителей имени Ващенко"!
Станция "Архитектора Бекетова". По соседству "Госпром" - такая же, но синяя:
Станция "Ботанический сад" - не в меру флористическая:
А на расположенные далее "23 Августа" (дата освобождения города), открытую в 2004 году, и "Алексеевскую" (2010) я уже не доехал. Вообще же, Харьковский метрополитен знаменит не только (а точнее даже, не столько) архитектурой, но и инженерными решениями. Есть даже такое понятие, как "Харьковская школа метростроения" - в метрополитене было воплощено множество нестандартных решений, некоторые из которых так и остались уникальными, другие же разошлись по другим метрополитенам, включая Москву и Петербург. Например, именно в Харькове был разработан наиболее распространённый (но не единственный!) тип односводчатых станций - их список в Московском метро впечатляет!
Напоследок - здание дирекции Харьковского метро у Центрального рынка (он же Благовещенский базар, Благбаз):
А если точнее - пара големов, спаянных из болтов. Секретная разработка завода "ФЭД" при поддержке завода "Хартрон", изначально создававшаяся для Советской Армии в качестве механических рабочих, сапёров и солдат охраны (но не нападения), по конверсии переданная метрострою, но так и не законченная из-за дефицита средств.
Грузоподъёмность - до полутора тонн, а уникальная конструкция позволяет выдержать прямой проникающий удар рельсом:
Подобные скульптуры - такой специфический харьковский юмор, часто шокирующий, но всегда очень тонкий. Привыкайте - эти големы далеко не последний его пример!
В следующей части начнём осматривать центр города.
ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка и Лопань.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Чудеса Кременец-горы.
Святогорск. Лавра и Артём.
Донбасс
Донецк. По центру.
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. По центру.
Горловка. Ртутный путь.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Дорога на Луганск.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →