varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Донецк. Часть 2: улица Артёма и окрестности



Донецк, как и многие индустриальные гиганты, имеет два исторических центра: "старый" вокруг металлургического завода и "новый" вдоль парадной улицы Артёма. Их и осмотрим во второй и третьей частях. Если кто не видел, была и первая часть, посвящённая атмосфере и колориту Донецка на фоне вечерней иллюминации.

В первой части уже говорилось, что Донецк - город исключительно централизованный. Не в политическом, а самом что ни на есть географическом смысле. Его центр - узкая полоса, на западе и востоке ограниченная двумя прудами, а на юге - районом Донецкого металлургического завода. "Сердцевина" этой полосы - улица Артёма, служащая городской витриной, и параллельная ей Университетская - основная транспортная магистраль. В районе площади Шахтёров (куда мы не дошли, но проезжали на маршрутке) они соединяются, и улица Артёма, резко поворачивая, уходит к железнодорожному вокзалу. Её длина - около 7 километров, и мы подробно осмотрели лишь около 3 - от гостиницы "Ливерпуль" до ДМЗ.



Гостиница - во дворе вон того здания на заднем плане. Перед ним - сквер со Спасо-Преображенским собором, новостройкой по мотивам снесённого при Советах храма старой Юзовки. Артёма и Университетская проходят по гребню холма, и в боковых улицах открываются дальние виды. Западнее Университетской:



Восточнее Артёма:



Очень характерные скайлайны с почти одинаковыми "московскими" церквями, высотками и отвалами. В архитектурном плане, как мне показалось, действительно интересна только улица Артёма, на других примечательны разве что отдельные здания. Например, Университетская выглядит в основном так:



Вид с Университетской на Артёма. Кстати, всех, кого озадачивает её названия, отсылаю к своему недавнему посту про Святогорск - там подробно рассказано, кто такой Артём. Если вкратце - его настоящее имя было Фёдор Сергеев, и он был основателем красной Донецко-Криворожской республики со столицей в Харькове, которая после Гражданской войны и стала первым ядром УССР, поглотив Малороссию и Новороссию. Погиб Артём в 1922 году при испытаниях аэровагона, и в топонимике и скульптуре Донбасса стал даже популярнее Ленина.



Перспектива улицы Артёма от Спасо-Преображенского собора. Кстати, обратите внимание на опоры рекламных щитов - в большинство постов о Донецке, что я видел, эти опоры становятся чуть ли не главной достопримечательностью. В перспективе хорошо видны бизнес-центры Конгресс-холл (поближе, 25 этажей) и Грин-плаза (23 этажа, на границе старой Юзовки). Высоток в Донецке довольно много, в том числе на Артёма, но ни в одной из них пока нет даже 30 этажей.



В квартале от собора, на другой стороне - Библиотека имени Крупской. Как и большинство донецких сталинок, построена до войны (1935), а после войны восстановлена в более пышном облике:



Стены украшены портретами русских и украинских писателей. Великий поэт Антон Чехов в кадр не попал, художница Ахметова тоже:



Перед библиотекой небольшой бульвар ведёт к грандиозному зданию областной администрации. Памятник - приглядитесь, не Ленин, а Шевченко конструкции "Зачем Володька отрастил усы?".



Да и "бульвар" официально называется площадью Шевченко. Живые деревья соседствуют с медными:



Администрация задним фасадом выходит на Университетскую, и её масштаб пропорционален масштабу Донецкой области - с населением 5,1 миллионов человек она во всём СССР уступала лишь Московской и Ленинградской областям.



Перед фасадом администрации проходит бульвар Пушкина, а на бульваре стоит один из самых странных символов Донецка - "пальма Мерцалова":



В 1895 году рабочий Юзовского завода (то есть нынешнего ДМЗ) Алексей Мерцалов при помощи молотка и зубила выковал из цельного рельса пальму высотой 353 сантиметра и весом 325 килограмм. Это была рекламная акция для промышленных выставок, сначала в Нижнем Новгороде (1896), затем и в Париже (1900) - стремительно развивавшийся завод производил около половины рельсов в Российской империи. В Париже железная пальма получила Гран-при, а в наше время попала даже на герб Донецкой области. Авторство установили лишь в 1953 году. Подлинник хранится в Горном институте Петербурга, но Железная Пальма так и осталась символом Донбасса. Только в самом Донецке ныне есть минимум две "пальмы Мерцалова" - здесь и на Экспо-Донбасс, правда обе с отступлениями от оригинала - та, что у администрация сделана не из рельса, а та, что у Экспо - немного другой формы и размера (4,2м), поэтому также известна как "пальма Сергея Капсрука" (имя кузнеца). Позднее Железные Пальмы появились в Москве (ТЦ "Охотный ряд") и Киеве (ТЦ "Глобус"), Львове, канадской Оттаве, немецком Ганновере, Иерусалиме, Риме, Берлине, Киото, Багдаде (к возобновлению украинского посольства после американской войны) и даже в подводном гроте у мыса Тарханкут в Крыму. В общем, очень яркий и ёмкий символ Донбасса, прекрасно подходящий для экспорта - в планах "донецких" подарить по пальме каждой из крупных мировых столиц.
От пальмы вдоль бульвара Пушкина тянется целая аллея железных растений и абстрактных фигур:



Но вернёмся на улицу Артёма. Монументальный сталинский дом напротив библиотеки:



Типичный пейзаж улицы (так и тянет написать "проспекта", но проспекты здесь только перпендикулярные) с суровыми сталинками, чей облик недвусмысленно даёт понять - мы в шахтёрском краю. Вот это, например - бывший "Донгипрошахт":



А у подножья - широкие, удивительно чистые тротуары, рекламы, кафе... Алиска сразу вспомнила образ "Дети Маркса и Кока-Колы". Вот например первый на Украине многозальный кинотеатр (1937) имени Шевченко, ныне занятый оккупационным казино "Третий Рим":



Ещё пример диалектики - танк у входа в ночной клуб:



Между площадью Шевченко и площадью Ленина самое запоминающееся здание - Оперный театр имени Соловьяненко (1936), на мой взгляд довольно оригинальный. Рядом и памятник Анатолию Соловеяненко, который я забыл снять - но рассказывают, что солист AC/DC, проезжая мимо во время гастролей, принял его за Элвиса Пресли.



Опера со стороны Университетской. Чтобы снять этот кадр, я выскочил на проезжую часть. Ехавший по соседней полосе мужик притормозил, высунулся в окно и принялся на меня орать. Я пожал плечами "Не тебе ж мешаю" (как видите, я вообще никому не мешал), и мы с Алиской пошли дальше.



Идём дальше по Артёма. Вот эта неосталинка - самый крутой в городе отель "Донбасс-Палас", построенный по образцу снесённой гостиницы "Донбасс" (1938). Ещё одна гордость Рината Ахметова, брат по несчастью гостиницы "Москва".



А вот и площадь Ленина раскинулась привольно:



На её верхней стороне - небольшой скверик, где мне запомнилась вот эта скульптура, подаренная городу Матвиенко. Не Валентиной, а Владимиром - местный банкиром. Он же и стих написал на камне. В общем, очень яркий пример того, что выдаётся в остальной Украине за "донецкий образ жизни". Ещё тут есть симпатичная кованная беседка Влюблённых, но и с ней кадр вышел не очень.



Правая по ходу нашего движения сторона площади примечательна довольно типовым драмтеатром (1961):



И конструктивистским домом (1929), напоминающим скорее архитектуру 1970-х - изначально это был местный Дом Советов, а ныне администрация Ворошиловского района:



Дом на Университетской в перспективе одного из проспектов:



Левую сторону площади Ленина образует улица Челюскинцев с вот такой вот сталинкой, надстроенной бизнес-центром. Здесь проходят единственные виденные мной в Донецке трамвайные пути. Хотя система в городе пока ешё очень разветвлённая, с российскими городами Донецк роднит и то, что трамвай тут не жалуют и в центре не держат. Макеевка же и вовсе пока единственный город Украины, отказавшийся от трамвая. Зато к автобусам и троллейбусам тут отношение куда лояльнее, а к маршруткам - куда строже, чем в Западной Украине.



Через бульвар Челюскинцев вниз уходит проспект Ильича - несмотря на котровое Солнце, одна из самых эффектных перспектив, что я видел:



Чем не Москва?



Замыкает площадь бывшее Минуглепром - Донецк был настолько суровым, что эта организация в УССР находилась не в Киеве (как сейчас), а здесь:



Дальше улица Артёма сужается, но от того выглядит как-то очень по-европейски - всегда представлял себе промышленные города ХХ века в Чехии или Польше примерно так:



Здесь же и здание Донецкой железной дороги из прошлой части.
Артефакты. Например, часы на здании Почтамта 1920-х годов, безжалостно упакованного в сайдинг:



Раритетный люк, для ценителей:



Что было здесь - мне даже страшно представить:



Ад уехал - демоны остались:



Один из самых красивых в городе конструктивистский дом (1928), за свою историю сменивший десяток разных назначений:



Донецкий технический университет, главный вуз города. Оригинальный корпус 1970-х годов, причём характерные косые ряды окон есть и на других его корпусах. Во дворе стоит показанный в прошлой части шахтный комбайн.



Дворец Пионеров уже на самой границе Старого города:



Примечательный довольно интересными барельефами на фасаде и интерьерами (которые мы, разумеется, не увидели):



На кадре с общим видом Дворца Пионеров хорошо видна длинная тень - её отбрасывает Грин-плаза, обозначающая границу старой Юзовки. С этой стороны высотка выглядит совсем по-другому. Дом слева - ещё дореволюционной постройки, хотя и сильно переделан под банк:



А это здание (дворец бракосочетания) некогда было конструктивистским - вообще, практика "упакуем конструктивизм в сайдинг" мне встречалась на Донбассе неоднократно:



Как можно видеть по всему показанному выше, Донецк стал столицей Донбасса не на пустом месте. В дореволюционной Юзовке к 1914 году её население подходило к 70 тысячам человек (для проекции на наше время умножьте на 10). К 1941 году в городе Сталино жило уже 507 тысяч человек, он входил в первую двадцатку городов СССР. Судьба Донецка в этом смысле очень напоминает судьбу Новосибирска - один из центров страны, возникший на рубеже 19-20 веков почти что из ничего.



Но подробнее историю города я расскажу в следующей части о старой Юзовке по обе стороны ДМЗ,

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма..
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. Промзона. Ртуть.
Горловка. Промзона. Уголь.
Горловка. Центр города.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
Tags: "Молох", Юго-Восточная Украина, дорожное, шахтёрское
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →