varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Донецк. Часть 3: старая Юзовка



Если первая часть моего рассказа была посвящена в первую очередь колориту современного Донецка, а вторая - архитектуре города Сталино (1924-1961), в третьей части осмотрим последнюю ипостась, посёлок Юзовку - донецкий Старый город по обе стороны металлургического завода. Надо заметить, исторически эти две стороны имели свои названия и существовали независимо, и ныне прилегающий к центру Новый Свет - довольно уютный старинный район, а отделенная от центра заводом Английская колония - возможность увидеть донбасскую глубинку, не покидая столицы шахтёрского края.

...В 1869 году в Дикое поле пришла железная дорога, а с ней - и тяжёлая промышленность: под "травами, скрывавшими всадника" оказался спрятан уголь, который можно добывать хоть лопатой. На смену Горнозаводскому Уралу, законсервировавшемуся в эпохе своего расцвета рубежа 18-19 веков, пришёл капиталистический Донбасс, осваиваемый методом иностранных инвестиций и наёмных рабочих. Валлийский промышленник Джон Хьюз в 1869 году основал близ села Александровка металлургический завод, посёлок при котором по имени владельца получил название Юзовка. Постепенно вокруг выросли и другие посёлки -  Щегловка, Смолянка, Ветка,  Шанхай... Последний тоже не случаен: на шахтах Донбасса в больших количествах трудились китайцы, которых к началу Гражданской войны тут осело десятки тысяч - малоизвестный факт, но даже Цыганок из "Неуловимых Мстителей" в оригинале был китайцем Юю. Заводы росли один за другим, и завод Юза, изначально будучи не самым большим, уже в 1870-е годы стал лидером Российской империи по выпуску рельсов - а железнодорожная сеть тогда росла на 15-20% в год. Юзовка же росла ещё быстрее: в 1884 году здесь было 6 тыс. жителей, в 1897 - 28 тысяч, в 1910 - 48 тысяч, а к началу Гражданской войны 70 тысяч - крупнее многих губернских городов. Сразу после революции посёлок получил статус города и слился с соседними посёлками, а в 1932 году, переименованный, стал областным центром, официальной столицей Донбасса. К слову, название Сталино официально к тогда ещё не Вождю не имело никакого отношения - здесь СТАЛЬ выплавляли, вообще-то!



Сталино, к 1941 году ставшее полумиллионником, было сильно разрушено в войну, а в одной из шахт после освобождения обнаружились десятки тысяч трупов - больше фашисты казнили только на киевском Бабьем Яре. После войны в городе осталось всего 175 тысяч человек, но уже к 1959 году снова было без малого 700 тысяч. В 1970 году Донецк даже был признан ЮНЕСКО самым благоустроенным (или просто самым озеленённым - версии расходятся) промышленным городом мира. К 1991 году здесь жило 1,15 миллиона человек - а ныне вновь чуть меньше миллиона.



Граница Сталино и Юзовки отмечает Грин-плаза. Сориентироваться очень легко - круглая сторона обращена к советскому центру, плоская - к дореволюционному. Здесь заканчиваются улицы Артёма и Университетская, и ранее находился огромный и очень грязный базар, ныне постепенно вытесняемый торговыми центрами, которых тут теперь огромное количество. Здесь же и Южная автостанция - с неё можно уехать в Мариуполь. Вот такой отсюда открывается вид, в чём-то философский:



Церковь на улице Артёма:



Живописное трамвайное кольцо недалеко от Южного автовокзала:



Новый Свет к северу от завода исторически и рос вокруг базара, в капитальных домах жили преимущественно чиновники и торговцы, а работяги в основном обитали в бараках и землянках - в те времена это было нормально. Поэтому и центр Юзовки отнюдь не производит впечатление большого дореволюционного города - капитальную застройку имели всего несколько улиц. 



Конец улицы Постышева, параллельной улице Артёма:



Справа - гостиница "Великобритания", основанная в 1882 году, надстроенная третьим этажом в 1891 и всё это время использовавшаяся по изначальному назначению - здесь останавливались Куприн и Серафимович (как кореспонденты), Паустовский (как приёмщик снарядов), Маяковский (ну хоть этот на гастролях был!).



В конце улицы, под самым заводом - трамвайное депо:



В основном бывший Новый Свет выглядит так:





Но при этом здесь не так уж мало интересных зданий. Например, Братская школа (1903) на улице Челюскинцев:



Или модерновый дом купца Горелика с моленной на башне (1903-1905) - почти столичный образец модерна в самом конце Университетской:



Чуть выше по Университетской - дворец Спорта с очень красивыми колоннами: растения в "самом зелёном промышленном городе мира" бывают не только живые и металлические, но даже каменные:



Отсюда можно спуститься к пруду - одному из двух, окружающих центр города:



Вопреки названию, Донецк стоит не на Северском Донце, а на небольшой реке Кальмиус, впадающей в Азовское море в черте Мариуполя. То ли Кальмиус, то ли его приток Кальчик - ни что иное, как летописная Калка, где в 1223 году монголы крепко наваляли нашим, и даже половцы не помогли. На Кальмиусе только восточные пруды Донецка, западные на речке Бахмутке, в основном упрятанной под землю:



По обе стороны пруда - очень уютный парк, скрывающий на той стороне стадион "Шахтёр". В конце мостика - Михаил Архангел из Киева, скульптуры которого украинская столица дарит всем так же, как Донецк - пальму Мерцалова, а Москва - скульптуры Церетели. Над парком нависает террикон и копер шахты имени Горького.



Как и везде в Донбассе, многие шахты в черте города давно закрыты - но их приходится поддерживать в рабочем состоянии: шахта очень быстро заполняется водой, а затем начинает топить окружающую местность, превращая её в болотину. Никуда не делись и терриконы высотой по 70-100 метров - неотъемлемая часть донецкого пейзажа. Многие успели покрыться почвой и лесом:



Здесь, у пруда, мы с Алиской прощались с Донецком, прежде чем ехать в Луганск. И я тогда подумал, что если Харьков - город университетов и базаров, то Донецк - город променадов и терриконов.



За прудом проходит Ленинский проспект, начинающийся у Южной автостанции и переходящий в дорогу на Мариуполь. Открывает его эстакада над железной дорогой - это подъездные пути металлургического завода:



Завод, стоящий в низине, из центра почти не виден - а между тем, его размеры примерно 2,5х1,5 километра! Впрочем, это раза в два меньше, чем каждый из двух комбинатов Мариуполя. Выплавка стали здесь не очень большая - всего-то 1,5 миллиона тонн в год, но со времен Джона Юза завод специализируется в первую очередь на прокате. При этом, несмотря на положение в центре большого города, здесь до сих пор работают мартены и домны, что сильно сказывается на качестве воздуха. Другим раритетом ДМЗ служит заводской гудок, звучащий несколько раз в день - его слышно за 5-7 километров от завода, но в городском шуме непривычный человек вряд ли его опознает.



Севернее станции - типично донецкий пейзаж. Трубы, домны, дым, копоть - и среди всего этого один из лучших в городе отель.



Южнее станции вид тоже интересный - старинная будка смотрителя и нечто, похожее на копер - верхушка вентиляционного ствола шахты имени Горького. Кстати, в Донецке есть и метро - чуть менее гипотетическое, чем Львовское (здесь оно хотя бы строится, и является классическим долгостроем), но также обросшее легендами - например, якобы поезда будут ходить по тоннелям бывших шахт, а на действующих шахтёры смогут заходить в вагон, не поднимаясь наверх. Конечно, это только легенда - вибрация метропоезда за несколько лет разрушит любую шахту.



Вдалеке, на склоне холма - Английская колония. Туда и пойдём, а точнее поедем на троллейбусе:



В первые десятилетия Юзовского завода Английская колония была престижным районом, где жили приехавшие следом за Юзом английские инженеры и чиновники (так и хочется сказать - менеджеры). Постепенно англичан сменили русские - например, здесь работали Михаил Кураков и Иван Бардин, внесшие немалый вклад в металлургические технологии. Однако не от англичан ли остались вот эти дома, которых на главной улице Ткаченко целый ряд:



Впрочем, в основном застройка Английской колонии выглядит так:





Мы были здесь уже после Горловки, Енакиева и Мариуполя, и должен сказать, пейзажи этих улочек не сильно отличаются от донбасской глубинки. Особенно впечатляют заборы, скрывающие дома практически до крыш:



Здесь же и Никольский собор (1896) - едва ли не единственный аутентичный старый храм в городе, довольно интересный архитектурно:



А вот и проходная ДМЗ. Зрелище величественное, тем более завод исправно работает, и не лишён эффектных современных деталей:



Например, новодельная церковь Игнатия Мариупольского (покровителя Донбасса) прямо внутри завода, потрясающе эффектная на фоне закопчённых доменных печей. На Урале я видел часовни внутри заводов, но церковь - пока только здесь. Говорят, владелец завода (а это не Ахметов) сильно набожный.



В конце улицы Ткаченко - площадь Металлургов, ансамбль которой, судя по всему, построен ещё в начале ХХ века. Часть зданий занимает дирекция завода. Удивительно, но фотографировали мы тут абсолютно спокойно.





В центре площади Иван Ткаченко - Герой Советского Союза. Его история похожа на историю Владимира Камышева в Святогорске, только наводил огонь Ткаченко не с дуба, а с колокольни, и не на Украине, а в Восточной Пруссии. Но - точно также был убит прямым попаданием снаряда.
За спиной памятника виден дом со шпилем - по-моему, самый оригинальный на площади:



Сталинские дома вдоль завода:



Конечная остановка автобусов из центра - у больницы, основанной ещё в 1877 году (но главное здание видимо начала ХХ века):



На территории больницы сохранился старый дом Джона Юза, а точнее его руины за высоченным забором. Вот так странно - большая часть донецкой старины в отличном состоянии, а старейший дом города полуразрушен:



Один кадр с ним мне удалось снять, просунув объектив под ворота, другой - найдя дыру в заборе. Вокруг дома кругами бегало штук 5-7 собак, оглушительно тявкавших. Персонал больницы на нас смотрел очень озадаченно.



Дом Юза на фоне основанного им завода. Думаю, валлиец испытал немало приятных минут, глядя в окно, как разрастается его детище:



Когда-то дом выглядел так:



За заводом, почти вплотную к нему - террикон, на который мы так и не успели забраться. Жалко - завод оттуда как на ладони. В следующий раз наверстаю - только на вершину лезть придётся по куче рассыпчатой пыли, которая непременно покроет одежду.



В целом же большая часть Донецка - это конгломерат примерно таких же рабочих посёлков, плавно перетекающих в посёлки Макеевки, Харцызска, Ясиноватой и далее - с небольшими разрывами эта масса тянется до Ростовской области. Вот характерный пейзаж у донецкой окраины, снятый из окна маршрутки по дороге из Мариуполя:



Ещё одно здание хочу показать на правах некролога - это Путиловский автовокзал. То есть, некогда автостанция посёлка Путиловский, включённого в городскую черту. На неё мы прибыли из Святогорска, с неё мы ездили в Горловку и Енакиево. С неё же мы пытались уехать в Луганск, но... frankensstein  предупреждал нас, что станция может закрыться со дня на день. Я сглупил, понадеялся на удачу, и мы поехали всё-таки сюда. Разумееется, станция закрылась именно в этот день. Мы поехали на новый Западный автовокзал - его я не снимал, так как не до того было, но скажу лишь, что он хотя и чистый, но с безобразно тесными зданиями, огромными очередями в немногочисленные кассы, и там негде купить себе даже воды! Вдобавок, расположен этот автовокзал на ещё более глухой окраине, чем Путиловский, среди пустырей. Словом, мы опоздали на автобус и потеряли в Луганске часа полтора бесценного времени. А вот как Путиловский автовокзал выглядел за два дня до закрытия. Скоро он будет снесён и тут построят терминал аэропорта:



Вот такая она - столица шахтёрского края. Красивый и очень парадоксальный город с чистыми улицами и грязным воздухом, с бизнес-центрами и шахтными башнями, терриконами и стадионами, и немереным количеством амбиций у городских хозяев. Этим он напоминает промышленные миллионники России - Екатеринбург, Казань, Самару... вот только в отличие от России здесь не центр умеряет амбиции региональных столиц, а региональные столицы навязывают своим амбиции центру. Хорошо это или плохо, но сейчас на Украине ещё идёт Донецкая эпоха, и на ближайшие годы Донецк остаётся второй столицей.

В следующих двух частях - погружение в донбасскую глубинку на окраинах Горловки.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Горловка. Промзона. Ртуть.
Горловка. Промзона. Уголь.
Горловка. Центр города.
Енакиево. Столетняя копоть.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
Tags: "Молох", Юго-Восточная Украина, дорожное, индустриальный гигант, шахтёрское
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →