varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Мариуполь. Часть 1: пейзажи и Старый город




Мариуполь (498 тыс. жителей, было до 540 тысяч), расположенный в 120км от Донецка на берегу Азовского моря - едва ли не самый известный из советских индустриальных гигантов. То ли витрина индустриализации, то ли беспросветная дыра, как в фильме "Маленькая Вера" (если кто не знает, сия нетленка снималась именно здесь). Я ожидал увидеть второе, а увидел, как ни странно - первое. Мариуполь показался мне самым благополучным, зажиточным и даже уютным из промышленных городов Украины. Да и просто очень необычное сочетание: город с двумя грандиозными металлургическими комбинатами - но на берегу тёплого моря...
Мой рассказ о Мариуполе будет состоять из двух частей. В первой - пейзажи и Старый город, во второй - поход вдоль азовского берега.

Несмотря на внушительное расстояние, доехать в Мариуполь из Донецка можно за 1,5-2 часа - маршрутки с Южной автостанции в конце Университетской бегают одна за другой, дорога широкая и довольно качественная, остановок мало. Где-то 2/3 пути тянется привычный донбасский пейзаж с пустошами и терриконами, а затем, уже на подступах к городу, разворачивается привольная новороссийская степь:



Километрах в 20 от Мариуполя автобус переезжает миниатюрную речку Калка. Если кто не знает, на этой реке в 1223 году монголы крепко наваляли русским и половцам, но чуть позже были разбиты в Волжской Болгарии и вернулись лишь спустя полтора десятилетия. Калка - это то ли Кальмиус (на котором стоят Донецк и Мариуполь), то ли впадающий в него в черте Мариуполя Кальчик, то ли (если верить карте) только верхнее течение последнего. Селение в устье Кальмиуса, на месте Мариуполя, известно с 16 века - Кальмиусская слобода, или Домаха, самый дальний форпост запорожцев в Диком поле, центр самой большой и безлюдной административной единицы Запорожского Войска. В 1765 году Домаху в очередной раз разрушили татары, а в 1778 году, после разгрома Сечи, на том же месте был основан уездный город Павловск. Спустя пару лет туда по приглашению Екатерины начали переселсяться крымские греки под руководством Игнатия Мариупольского - впоследствии святого покровителя Донбасса. На побережье возникли десятки греческих селений, причём часть из них основали румеи (например, местные Ялта и Урзуф), а часть - урумы, то ли тюркоязычные греки, то ли православные татары (Сартаны, Старый Крым, Мангуш). Самое северное село Бугас - всего в 40км от Донецка, и там есть музей греческой культуры.
Название Мариуполь было дано в честь Мариамполя - греческого селения под Бахчисараем, в том ущелье у Успенского монастыря по пути к Чуфут-Кале, где Вы наверняка бывали. Мариуполь 19 века - тихий рыбацкий и купеческий городок, где греки составляли около половины населения. Пока в 1882 сюда не пришла железная дорога.



На въезде в город маршрутка проезжает комплекс двух аглофабрик, а дальше на несколько километров за деревьями мелькает металлургический комбинат имени Ильича, основанный в 1896 году. Если в Донецке завод был построен англичанами, а в Енакиево - бельгийцами, Мариуполю достались более нетривиальные хозяева - американцы Рубинштейн и Смит, соблазнившиеся дешёвой рабсилой и привёзшие заводское оборудование сюда из Провиденса. В 1930-е годы был построен второй комбинат "Азовсталь" - такое в бывшем СССР есть только в двух городах (ещё Новокузнецк). Комбинаты ныне по величине второй и третий на Украине соответственно - примерно по 5,2 миллиона тонн стали в год. Город стоит между ними, и выглядит в основном так:



В сравнении с подавляющим большинством украинских и половиной российских металлургических гигантов Мариуполь отличается опрятностью. Летом здесь и воздух неплохой - между степью и морем ветры уносят всю гарь. Зимой, правда, дело хуже - над городом стоит влажный ядовитый туман. Но в тот день, когда в Мариуполе были мы, там где не видны металлургические комбинаты, Мариуполь вообще не казался промышленным гигантом. Просто богатый областной центр.



Вот только мест, откуда комбинаты не видны, здесь практически нет: Завод Ильича в стороне от центра выглядывает из-за деревьев:



К "Азовстали", напротив, ведут все дороги:



В городе есть два автовокзала - междугородний и пригородный. Последний интересен, если хотите посетить сёла на побережье. Мы тоже хотели - но не успели, осмотр города занял весь день. Но вообще, все эти Ялта, Урзуф, Седово, Мелекино и ещё бог весть что - вполне состоявшиеся курорты, популярные у жителей Донбасса, и дорога туда лежит через Мариуполь.
От междугороднего автовокзала же открываются интересные виды. Направо (если стоять лицом к автовокзалу) - центр:



Налево - отвалы "Азовстали":



Туда-то сначала и пойдём. Буквально в квартале от автовокзала, стоящего на краю старого города, начинаются индустриальные панорамы:



Особенно хорошая "смотровая площадка" у моста через Кальмиус, пойма которого служит и санитарной зоной. "Азовсталь" имеет в поперечнике несколько километров, и отсюда кажется, что она занимает полмира:



Алиска до этого вообще не знала, что завод может быть такого размера. Я же был впечатлён, хотя видел Магнитогорск, Нижний Тагил, Запорожье... "Азовсталь" уступает Магнитке в объёме производства примерно в 3 раза - но по площади сопоставима.



У самого берега стоит супер-труба. Особенно впечатляют доменные печи, напоминающие готические собор:



Их масштаб больше, чем может воспринять человек:



Они напоминают что-то незеамное. То ли гигантских механических насекомых, то ли крепости для защиты от марсианских галактических дредноутов, то ли Евангелионов из одноимённого аниме.



Коксохим извергает облако - на самом деле это безобидный водяной пар, но СКОЛЬКО! К тому же, пар может содержать невидимые, но опасные примеси вроде угарного газа.



Над площадкой комбината стоит чудовищная копоть. Всё-таки хорошо, что нам повезло с ветром:



Сквозь копоть просматриваются монстры из бетона и стали:



Нет, я всё-таки не видел более величественных сооружений, чем металлургические комбинаты полного цикла. Разве что готические соборы Европы и Египетские пирамиды.



"Азовсталью" мы ещё полюбуемся (в кавычках или без - на ваше усмотрение) в следующей части, пока же пойдём в другую сторону. Если Кальмиус и "Азовсталь" образуют восточную границу Старого города, то на западной границе - уже показанные дома со шпилями в начале улицы Артёма:



Почти модерновая дверь:



Сама улица имеет довольно неплохую застройку, на параллельной улице - базар и главный узел маршруток. Но нам подробно осмотреть удалось лишь саму Театральную площадь, застроенную после войны. Её визитная карточка - "дома со шпилями". Левый (если идти от автовокзала к площади):



И правый:


Напротив них - сквер за небольшим драмтеатром:



Напротив драмтеатра - ещё одни "ворота", попроще, открывающие ведущий к окраинам проспект Ленина (точнее, проспект начинается за площадью и обтекает её по краям):



Ещё здания на площади. Вот отличный конструктивизм:



Вот неплохой новодел - кажется, 5-звёздочный отель в перспективе:



Памятник жертвам голода 1930-х годов. У меня недавно спрашивали, что я называю "памятник в галицком стиле". Ну вот - это памятник НЕ в галицком стиле. Видите разницу? И лично меня сноп и колючая проволока пробирают куда сильнее, чем Богоматерь и католический крест.



За краем площади, в скверике - водонапорная башня, самое известное здание дометаллургического Мариуполя:



А район вокруг площади впечатляет своей чистотой и современностью. Будто бы и не город-завод, а курорт.



Чистая тенистая улица, ухоженный дом, и лепестки чего-то очень красивого, чуть ли не сакуры:



Между площадью и комбинатом, на склонах азовского берега, и раскинулся Старый город. Его облик типичен для Новороссии - одноэтажные каменные дома с двориками вдоль прямых улиц:



Те же Николаев или Измаил, только меньше. Местами домики уже явно не купеческие - этакий частный сектор 19 века в тени высоких деревьев:



Местами и вовсе почти деревенские хаты:



Кто жил в этих домах - русские, украинцы, греки, евреи - на глаз и не отличить. И так выглядит почти весь Старый город, растянутый на несколько километров, выделяющихся в общей массе зданий тут единицы. Стоит сказать, что мы с Алиской гуляли в основном по краям Старого города, углубиться в него толком не успели, поэтому засняли очень немногое. Часть фотографий (они отличаются цветопередачей и формой не мои, выкладываю с разрешения автора:







Старый Мариуполь действительно занимает огромную площадь, очень однообразен, довольно живописен, да ещё и отличается типично новороссийскими названиями улиц - всякие Итальянская, Греческая, Земская... Короче, как-то он не располагает искать отдельные выдающиеся дома. Зато, как и везде в Новороссии, тут очень неплохая изнанка:









А вот чего в Старом Мариуполе нет - это церквей. Когда-то их в греческом городке было немало. Например, церковь Святой Екатерины (1780), где служил и был похоронен сам Игантий Мариупольский:



Или Харлампиевский собор (1845, 1891, вмещал до 5000 человек):



Или костёл на Итальянской улице (1853-60), в строительстве которого принимал участие тогда ещё подросток Архип Куинджи - вообще-то уроженец Мариуполя:



Но вопрос с религией большевики решили здесь по-простому - в 1930-е годы разрушили все храмы до единого. Не только в Мариуполе, но и в районе. Старый город ушёл в тень доменных печей, а греческие сёла на взморье исчезли как ансамбли. Единственная церковь, найденная нами в Старом городе - протестантский Дом Молитвы:



Старый город стоит на возвышенности, почти ровной, но как и почти по всему степному взморью Украины, круто обрывающуюся к берегу. О кварталах на склоне, парке на вершине, вокзале у моря, Приморском бульваре и неповторимых видах с него - в следующей части.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка.
Енакиево. Город столетней копоти.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Криворожье
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
Tags: "Молох", Новороссия (историческая область), Юго-Восточная Украина, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →