varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Кривой Рог. Часть 2: Криворожский скоростной трамвай



В интернете то и дело всплывают видео следующего содержания: станция метро, рельсы, часы над путями, пассажиры у края платформы. В тоннеле возникают огни, стремительно приближаются и... перед невозмутимой публикой и изумлённым зрителем из темноты возникает трамвай. Многие всё ещё думают, что это фейк. Но между тем, в бывшем СССР есть две системы метротрамвая - в Волгограде и Кривом Роге. Волгоградскую я уже видел, и она по понятным причинам более известна. Но с криворожским аналогом Волгоградский метротрамвай не идёт ни в какое сравнение! Если в Волгограде мы имеем трамвай с элементами метро (пара подземных станций и тоннелей), то в Кривом Роге - метро с элементами трамвая.

Кривой Рог и Волгоград обзавелись метротрамваями не случайно - оба города вытянуты на десятки километров, в то время как поперёк во многих местах проходятся из конца в конец пешком. Им был необходим внеуличный рельсовый транспорт, вот только метрополитен в СССР полагалась лишь миллионникам, а оба они не дотягивали (точнее, на самом деле всё немного сложнее, как мне пояснили в комментариях). Кривой Рог - так и вовсе райцентр, и метрополитена тогда не было даже в самом Днепропетровске. Строительство линии началось в 1974 году, первая очередь из четырёх была пущена лишь в 1986 - очень долго для советского метростроя. В 1989 году станций стало 7, в 1999 - 9, причём у линии появилась развилка. Последняя, ещё две станции открылись лишь в 2000 и 2001 годах, причём не в качестве конечных. Длина линии составила 17 километров - длиннее, чем метрополитены Днепропетровска (более чем вдвое), Еревана, российских миллионников. Скоростной трамвай, полностью изолированный и от обычного трамвая, и от пешеходов, стал "становым хребтом" Кривого Рога. Снаружи это выглядит так:



Большая часть линии проходит по поверхности, из 11 станций 4 подземных, 3 полностью наземных, остальные - наземные крытые. Перегоны за бетонными заборами больше напоминают надземную часть метрополитенов (например, "Волгоградский проспект - Текстильщики" в Москве). Дисциплина строгая - ходить по путям нельзя, фотографировать - тоже.



Вход на станции - как в нормальном метро: турникеты, жетоны (почему-то с эмблемой какого-то банка), тётенька-вахтёрша, окошко кассы, лестница к платформе. Вот только эскалаторов тут нет:



Но состав - действительно обыкновенные трамваи. Сейчас жалею, что не снял своё видео с выездом трамвая из тоннеля, так что позаимствую чужое.

Отсюда.

Особенно впечатляет, как трамвай гасит огни, выйдя из тени. Езда на трамвае по тоннелю - тот ещё аттракцион. Шум - примерно как у взлетающего самолёта, если не громче, чем в метро, то явно жёстче. Мотает посильнее, чем в троллейбусе. Некоторые вагоны выглядят вполне адекватно:



А в некоторых - беспросветный мрак:



Вдобавок, у трамваем ещё и двери только с одной стороны, поэтому большинство станций двухплатформенные. Но преимущество трамвая для фотографа в том, что здесь очень удобно сесть или встать у заднего окна и фотографировать то, что остаётся за кормой. Вот например вид из начинающегося тоннеля на соседнюю станцию:



Так что начнём наш путь по станциям - с севера на юг, от окраины к центру, от нового к старому. Конечная станция на севере - "Заречная", от которой минут 20 езды на маршрутке до железнодорожной станции Роковатая. Одна из пущенного в 1999 году участка, это наземная крытая станция:



Пути уходят дальше, куда-то под гору, где находится разворотное кольцо:



Сбоку - многоэтажечный микрораЁн:



Поехали! Особенность Криворожского метротрама ещё и в том, что вестибюли многих станций снаружи едва ли не эффектнее, чем изнутри:



Едем меж заборов, а за заборами ездят машины. Метротрамвай гораздо ближе к окружающей местности, чем железная дорога, но изолирован ещё надёжнее:



Следующая станция - "Электрозаводская" (открыта в 2000 году), с неё мы и начинали путь, так как именно сюда нас привезла маршрутка с Роковатой. Хорошо виден вестибюль посреди пустыря:



Но эта станция - целиком подземная:



Мы вышли на платформу, Алиска достала видиокамеру, и сотрудницы тут же замахали на нас руками - впрочем, беззлобно:
-Девушка, девушка, у нас тут запрещено снимать! А то мало ли, вдруг вы мину заложить хотите! - в принципе, глядя на Алиску, смотрительницы сами понимали, насколько глупо это звучит, но - НЕ ПОЛОЖЕНО. Я бы так легко вряд ли отделался, но я умею снимать незаметно. Здесь это сложнее, чем в метро, так как на платформе помимо всего прочего находятся регулировщицы. Сами же платформы явно рассчитаны на последующее удлинение для приёма нормальных метропоездов:



Едем. Вскоре вагон выходит из тоннеля - но наземные перегоны и виды с них по всему Кривому Рогу исключительно однообразны. Бетонный забор, за ним микрорайоны. Бетонный забор, за ним пустыри. Бетонный забор, за ним деревья. Всё.
За "Электрозаводской" трамвай без остановок пролетает ещё одну наземную станцию:



Это заброшенная "Шерстопрядильная" - когда вторую очередь начинали строить, ещё были планы возведения на окружающих пустырях огромного жилого района, но к концу 1990-х, когда очередь наконец запустили, было ясно - этим планам в обозримом будущем не сбыться. Вокруг натурально дикая степь, даром что мы рядом с геометрическим центром города:



Но заброшенный вестибюль "Шерстопрядильной" - один из самых эффектных:



Особенно издалека. Обратите внимание на столбы - трамвай как истинный трамвай получает энергию от проводов:



"Индустриальная" - выглядит немногим лучше "Шерстоприядильной", и очень пустынная. Но, тем не менее, действующая:



Её вестибюль также впечатляет:



Дальше небольшой тоннель (а далеко не все тоннели связаны с подземными станциями) - и пути разветвляются. Мы въехали в район депо:



Здесь находится "Площадь Труда" - конечная станция первой линии. Да-да, формально метротрам имеет две линии, хотя вот это аппендикс - фактически, единственное отличие линии №1 от линии №2. Наш трамвай здесь не останавливается. Довольно интересный вестибюль... вот только товарищ Столб как всегда не знает субординации!



Единственное место, где прямо у путей, без забора, стоит дом. Как я понял - управление метротрамвая:



За ним - отличный вид на депо и очередную промзону:



Первая из советских станций на нашем пути - "Имени Гутовского" (до 2007 года - "Октябрьская"). Григорий Гутовский - не националист какой-нибудь, а вполне советский начальник Криворожского горисполкома, при котором и была открыта линия. Станция отличается фирменным криворожским дизайном:



У неё ещё и очень эффектный снаружи вестибюль, прозванный "Подводная лодка в степях Украины". Но мы поленились выходить:



Станция "Городская больница" - самая молодая, открыта в 2001 году, и об актуальности говорит само название. На путях - трамвай "Татра", более известный как "Кобра". Таких тут, по ощущениям, около четверти парка - но нам на них прокатиться не довелось.



Вид снаружи - здесь мы выходили, чтобы осмотреть Преображенский собор, показанный в прошлой части.



"Городская больница" и "Площадь Артёма" обслуживают огромный Саксаганский район. Вокруг последней - центр жизни района: рынок, торговые павильоны, биржа труда... В этом вестибюле снят и кадр с турникетами:



Сама же станция очень похожа на уже показанную "Электрозаводскую" - так и не скажешь, что они строились даже в разных государствах.



Следующая станция - "Дзержинская", ещё одна "подводная лодка", последняя из 4 первых станций:



Она расположена в глубине промзоны, среди шахт и отстойников. Недалеко -  железнодорожная станция "Мудрёная":



Две самых старых подземных станции мы осмотрели тоже лишь из окна. По совести, надо было бы выйти, но было слишком людно, слишком мало времени, да и я боялся привлекать к себе внимание. Это единственные в Кривом Роге станции с "островной" платформой - проблема лишь в том, что у трамвая дверь только справа. Поэтому перед станцией трамвайные пути перекрещиваются... впрочем, пассажиру это не заметно. Станция "Дом Советов" - узнаётся харьковский стиль:



Даже мозаики есть:



Станция "Проспект Металлургов" - на мой взгляд, самая красивая, и опять же очень харьковская:



Кстати, обратили внимание на провода, которые крепятся к стенам над путями? И никакого контактного рельса - но при этом нарушителей, если верить другим путешественникам, с путей гоняют оперативно.
Затем линия снова выходит на поверхность, пересекает пруд:



За прудом видны трубы и домны "Криворожстали" - комбинат действительно гигантский, ощутимо крупнее даже мариупольских монстров, и сравним с комбинатами Урала. Но точек, с которых он был бы виден, нам найти не удалось, да и, по правде сказать, много мы уже этого добра повидали! Времени было в обрез, а ничего принципиального нового мы бы тут не увидели. Ну, разве что вывеску "Арселор-Миттал".



Конечная станция "Кольцевая" вполне оправдывает своё название - это просто трамвайное кольцо с крытой остановкой, огороженное забором:



Вот только выход наружу по подземному переходу:



Там мы и вышли, сели на уже вполне обычный, нескоростной трамвай, и поехали на Южный - о нём я уже кратко писал в прошлой части. В общем, впечатляющая вышла экскурсия. Практичный и удобный транспорт, в чём-то даже превосходящий метро.
Ну а с Южного мы поехали в Старый город, официально известный как Центрально-Городской район. О нём - в следующей, заключительной части.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка.
Енакиево. Город столетней копоти.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Кривбасс
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.
Tags: "Молох", Юго-Восточная Украина, дорожное, индустриальный гигант, транспорт
Subscribe
promo varandej ноябрь 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →