varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Онега. Город.



Сразу скажу, что Онега, райцентр (18 тыс. жителей) в 6 часах пути от Архангельска, как город не впечатлила. Это отличная база для вылазок по окрестностям, которые и аутентичностью, и архитектурой дадут сто очков вперёд знаменитому Каргополью, но в общем не более того. И всё-таки в Онеге я провёл почти трое суток, так что не могу теперь о ней не рассказать.

Река Онега (не путать с Онежским озером - они даже в бассейнах разных океанов!) до появления Архангельска была становым хребтом Русского Севера, когда хозяином Белого моря был Соловецкий монастырь, к которому она и служила кратчайшим путём. Погост в её устье известен со Средних веков, принадлежал Марфе Борецкой, затем Кийскому монастырю на близлежащем острове, и лишь в 1780 году указом Екатерины Второй получил статус уездного города. С тех времён почти вся её жизнь была связана с лесопереработкой: первую лесопилку в Усть-Онеге основал, а затем продал англичанам граф Шувалов еще в 1755 году, а в 19 веке здесь был уже полный цикл переработки леса - от брёвен до пеньки, канатов и даже судов. В 1923-29 годах действовала концессия "Руснорвеглес", впоследствии национализированная. Онега принимала до трехсот судов в год и поставляла лес и изделия из него даже на экспорт. В общем, очень странно, что в прошлом богатый город настолько беден архитектурой. Почти вся Старая Онега выглядит так:



Город вытянут вдоль реки на 8 километров, доходя до самого берега моря. Исторический центр - на противоположном от моря конце: город рос только вниз по течению. И представляет собой этот центр две главные улицы - проспект Ленина (выше) и Октябрьский проспект (ниже). Оба длинные, прямые и фантастически однообразные: избы ребром к улице, заборы, тротуары, и отделяющие их от проезжей части натуральные лесополосы. Автовокзал - на въезде в город по Ленинскому проспекту, но половина автобусов на него не заходит. Через Ленинский автобусы обычно въезжают, через Октябрьский - выезжают.



Местами вместо изб - бараки:





Местами - особняки:



На Октябрьском попадаются и довольно интересные домики:





А вот каменных зданий в Старой Онеге единицы. Нечто подобное ансамблю есть на улице Гоголя, перпендикулярной двум проспектам - она безошибочно опознаются по кварталу пятиэтажек на Ленина и зданию больницы. От них надо спуститься вниз:







Здесь находятся два музея - краеведческий (выше) и музей Александра Кучина, океанографа и полярного исследователя, капитанского сына. Он был единственным иностранцем на корабле "Фрам" в экспедиции Амундсена и первым русским, ступившим на лёд Антарктиды, а погиб в Арктике вместе с пропавшей без вести экспедицией Русанова в 1913 году.



Музей занимает его родной дом, но я поленился туда зайти. Вокруг - всякие морские девайсы:



В сквере наискось от дома - Троицкий собор (1796-1800), чей золотой шпиль, наряду с трубой лесозавода, служит доминантой города. И купол, и колокольню воссоздали - у первой об этом напоминает силикатный кирпич. Большинство фотографий этого собора в интернете сделаны ещё до воссоздания купола - там он напоминает кирху.



Второй онежский храм - церковь Святого Лазаря (1884) на бывшем кладбище, запрятанная в сосновой роще так, что ни с одной из окрестных улиц её не увидеть. В общем-то уменьшенная копия собора. Ни за что по Онеге не сказать, что она в губернии уступала только Архангельску.



К церкви же можно пройти с проспекта Ленина, свернув наверх вот у этого дома:



Советская Онега ещё обыкновеннее. Вот так выглядит главная площадь, слева гостиница "Юбилейная" довольно непрезентабельного вида. Я ночевал в другом месте, о котором расскажу позже.



Ниже площади - Онежский морской порт:



У входа в который увековечены имена капитанов, родившихся в Онеге или уходивших из неё в море: уже упомянутый Кучин, В. Сивков (участник 2-й Ленской экспедиции), Г. Поспелов (участник поисков уже упомянутой экспедии Русанова), капитан И. Ульянов (участник спасения экспедиции Папанина), Ф. Панфилов и П.И. Бурмакин (участники Северных конвоев времён войны), П. Пономарёв (капитан первого в мире атомного ледокола "Ленин", легенды советского флота) и просто местные герои труда Ручкин и другой Паномарёв. О них не написано даже на Википедии - но как много стоит за этими табличками! Для меня в них читается по-настоящему страшная история мореплавания в Арктике.



А вот так пристань выглядит с реки - но подробнее я расскажу о ней лишь в следующей части:



Вечером на пустынном причале - хотя вообще-то днём суда тут ходят довольно активно. Теоретически, в городе есть и вокзал где-то на окраине, но пользы от него мало - прямой поезд до Архангельска отменён, ходит только пара местных до Малошуйки и Обозерской. В основном же в Онегу добираются на маршрутках по традиционной для Севера схема: договариваешься заранее по телефону, везут "от двери до двери".



О том, насколько город привязан к реке, напоминает ДК, стоящий над пляжем. В катере ныне кабак:



По соседству - администрация, также глядящая на реку. Довольно оригинальная для райцентра:



И так называемый "Фаворит" - на самом деле всего лишь магазин вот в этом фиолетовом здании, но "встретимся у Фаворита" в Онеге означает конкретно это место. И место это весьма стратегическое - здесь находится лодочная переправа. Обелиск - в честь научно-исследовательного судна "Персей", заложенного в 1919 году в Онеге и вплоть до войны бывшего "флагманом" ПИНРО (Полярный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, в очередную экспедицию которого не далее как вчера ушёл из Мурманска мой отец).



Вдоль почти всего города тянется набережная, и кое-где на ней стоят необычайно высокие створные знаки. Такие обычно ставят парами на одной линии, и там, при взгляде откуда они накладываются друг на друга, на поворотах пролегает фарватер.



Вид вниз по течению, на порт, лесозаводы и место, где река растворяется в море:



Теперь же посмотрим на город с реки, с борта катера, идущего на Кий-остров. Типичный пейзаж - Онега представляет собой узкую полосу между рекой и лесистыми холмами:



А вот так с воды выглядит центр. Колокольня Троицкого собора, створные знаки, ДК у пристани:



Колоритнее всего смотрится район лесозаводов ниже по течению. Эти трубы ныне стали главной городской доминантой:



Пилят в этих краях много, и пилят именно то, что положено пилить - древесину. Куда пойдут эти брёвна - на лесозавод или на экспорт, судить не берусь.



Из тех же брёвен сделана и набережная:



Порт - у самого устья Онеги, вид на его склады с моря:



Точно не знаю, что это за агрегат. Плавкран - но для чего?



На другой стороне Онеги - предместья Легашевская и Поньга. Такие есть у многих северных городов:



И как видите, Онега в устье очень широка. По расходу воды она в два с половиной раза уступает Оке - но в нижнем течении шириной почти везде больше километра. Собственно, тут уже не река, а губа (так в Поморье называют эстуарии), и когда на море отлив, она сильно мелеет. И Онега-река - главная достопримечательность Онеги-города. Не случайно у них общее название - я ещё не видел малых городов, настолько открытых своей реке.
Об Онеге-реке в следующей части и пойдёт речь - суда, переправы, Поньга и острова Белого моря по пути на Кий-остров.

ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ-2011
Вступление. От Архангельска до Баренцева моря.
Летний берег (Архангельск и окрестности).
Архангельск-2011.
Северодвинск. Ягры и Севмаш.
Северодвинск. По центру.
Онега.
Онега. Город.
Онега. Река.
Кий-остров.
Онежская глубинка. Подпорожье и Вонгуда.
Онежская глубинка. От Верховья до Пиялы.
Ворзогоры.  Село над Белым морем.
Беломорск.
Терский берег.
Печенга.
Баренцево море.
.
Tags: "К студёным морям", Русский Север, деревянное, дорожное, рыбацкое
Subscribe
promo varandej ноябрь 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments