varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Московский промарх. Часть 2, знаковая.



После небольшого перерыва продолжаю рассказ о старопромышленной архитектуре Москвы. Теперь из Средневековья перенесёмся в 19 век, к более привычным глазу краснокирпичным капиталистическим фабрикам. О них будет целых три поста, и в первом - о нескольких знаковых заводах, таких как "Красный Октябрь" и Трёхгорная мануфактура, без которых представление о старопромышленной Москве нельзя считать полным. Это - та самая Москва Ситцевая из учебников истории.

Для начала - поедем на метро "Парк Культуры" и полюбуемся панорамой Москвы-реки с Крымского моста. Увы, освещение было так себе, а ехать дублировать мне лень - но что есть:



По центру - знаменитый Петр I Колумб работы Церетели, которого не так давно хотели снести в целях делужковизации Москвы. Высота этой штуковины - 98 метров. По реке активно курсирует прогулочный флот - минимум 2-3 речных трамвайчика в кадре почти постоянно. Но нам сейчас интереснее задней план - слева "Красный Октябрь", справа - Голутвинская мануфактура:



Основанная в 1846 году, последняя долгое время была одним из символов Ситцевой Москвы. Полное название было "Товарищество Московской Голутвинской мануфактуры среднеазиатский и внутренних изделий", а географическая привязка - от Голутвинской слободы, где находилось подворье одноимённого монастыря, расположенного под Коломной (отсюда - станция Голутвин). Корпуса фабрики и рабочая казарма на набережной Водоотводного канала построены в 1912 году, и ныне переделаны в офисный центр. С последним явлением, очень популярным московским трендом, мы столкнёмся ещё не раз. Другие дома на набережной - новоделы:



"Красный Октябрь" же из-за своего расположения и стимпанкового вида - пожалуй, самая известная из старинных фабрик Москвы:



Её история началась в 1851 году, когда немец-кондитер Теодор Эйнем открыл небольшую лавку на Арбате. Шоколад они готовили что надо, дела быстро пошли в гору, а в 1869 году вместе с предпринимателем Юлиусом Гейстом Эйнем открывает фабрику - сначала на Софийской набережной (почти напротив кремля), затем - на стрелке Болотного острова. Название "Эйнем" осталось и после смерти основателя, и за качество и ассортимент шоколада фабрика не раз удостаивалась наград на российских и международных выставках. При Советах фабрику национализировали, переименовали в "Красный Октябрь", а её продукция так и осталась одним из главных брендов отечественного пищепрома - на всех этих "Мишках косолапых", "Каракумах", "Ну-ка отними" выросло не одно поколение. В 2007 году для фабрики построили новое здание на Красносельской. Но я ещё помню, как по ночам над этим районом, до Храма Христа Спасителя, висел сладкий кондитерский запах.



Но "Красный Октябрь" - это ещё и одно из красивейших промышленных зданий России, построенное в 1905-07 годах по проекту Александра Калмыкова. Тут и изящные углы, и главный корпус с двумя башенками, а главное - удивительная перекличка с кремлём, расположенным в полукилометре наискось от фабрики вниз по течению. С Патриаршего моста, что ведёт к Храму Христа Спасителя, Кремль и "Красный Октябрь" видны по разные стороны, а из-за разницы размеров (кремль несоизмеримо больше) и как будто бы на одном расстоянии - смотрится потрясающе.
Вид с моста, в кадре Шаболовская радиобашня (крупнейшая из гиперболоидных башен инженера Шухова) и Центральный Дом Художника, один из центров культурной Москвы:



А это вид с противоположного берега:



С 2004 года сама фабрика начала превращаться в культурный центр - первая галерея была основана художником Владимиром Дубосарским в фабричном гараже, а ныне в бывших цехах галереи, клубы, музеи, редакции и прочее - как я понимаю, пока формирование этого комплекса в самом разгаре. Осталось и немного производства - мастерская конфет ручной работы. Я зайти внутрь как-то не догадался, да и в любом случае место известное.



А вот трубы на заднем плане - это не "Красный Октябрь", а одна из первых в Москве электростанций по соседству. Об электростанциях я напишу ещё отдельный пост.



Пока же отправимся на "Смоленскую" или "Киевскую", выйдем на мост перед гостиницей "Украина" и тоже посмотрим на реку:



Небоскрёбы на заднем плане - это так называемый "Совинцентр", или Центр Международной Торговли. Открытый в 1980 году, он был одним из главных центров взаимодействия с капстранами, этаким Американским Подворьем в позднесоветской Москве. Рядом с "Москва-Сити", который строится чуть дальше - игрушка. Но опять же, нас сейчас интересует не он, а фабрика на переднем плане. А именно - конгломерат из советской ТЭЦ-7 и знаменитой Трёхгорной мануфактуры:



Собственно, ТЭЦ-7, построенная в 1925-28 годах, изначально и была внутренней электростанцией легендарной Трёхгорки. В моём обзоре она несколько чужеродный элемент - ведь речь о промышленности досоветской эпохи. Но очень уж интересное здание!



Это в Питере конструктивсисткие фабрики авангардной планировки в порядке вещей, Москва же ярким советским промархом похвастаться не может. Но ротонда над фабричными цехами (видимо, административное здание) запоминается сразу и надолго:



А ещё - очень красивый металлические трубы:



За рекой хорошо виден опять же Трёхгорный (с 1932 года - Бадаевский) пивоваренный завод, основанный в 1875 году одним из Морозовых. Почему-то в конце 19 века очень любили строить именно пивзаводы в романтическом "замковом" стиле - видимо, отсылка к Баварии. Бадаевский по своим архитектурным достоинствам - конечно, не Жигулёвский в Самаре, но близко.



Увы, я поленился подойти к нему ближе, и наверное когда-нибудь восполню этот пробел - у завода удивительно красивая проходная с башенкой, а тонкостью мелких деталей он даст фору многим дворцам и храмам. Вот например репортаж olster28. Я же ограничился видами через реку - вот эти дымоходы дают некоторое представление о том, что можно увидеть внизу:



А это уже Трёхгорка, фасад на улице 1905 года - окна глядят на Совинцентр:



Первую фабрику Ситцевой Москвы основали в 1799 году купец Василий Прохоров и красильных дел мастер Фёдор Резанов, а название мануфактура получила от исторической местности. Трёхгорка быстро стала одной из лучших текстильных фабрик в России, причём здесь была неслыханная для первой половины 19 века социальная защита - имелись ремесленная школа, вечерние курсы грамоты для рабочих, библиотека, поликлиника и даже летние путёвки в санаторий. Нынешние корпуса фабрики построены конце 1870-х годов, после пожара. Но больше всего Трёхгорка прославилась в декабре 1905 года, став настоящей крепостью рабочих, главной базой повстанцев, арсеналом и госпиталем, одним из последних рубежей обороны. В советское время Трёхгорка оставалась одним из флагманов текстильпрома, а ныне её мощности выведены (ну или невыведены, Вам виднее) в город Гаврилов-Ям Ярославской области. Старые корпуса занимаются всякие банки и рестораны:



Деталь над входом в один из ресторанов со стороны улицы 1905 года - судя по всему, здесь были или фабричные магазины, или администрация, или общественные здания при фабрике:



Вид с той же улицы на главный корпус. Внутрь можно беспрепятственно зайти:



Главный корпус Трёхгорки. Мануфактура кажется очень маленькой, и даже странно, как тут могли выпускать по 200 тысяч километров тканей в год - впрочем, на оборудование для легендарной фабрики средств не жалели.



Теперь же на окнах настоящая роща. Интересно, как складывается судьба Трёхгорной мануфактуры на новом месте?



Вообще, московский промарх отличается от любого другого в России открытостью - большинство фабрик давно уже выведены и перепрофилированы, внутри офисы, банки, парковки, рестораны... Думаю, фабричных ансамблей, которые можно без проблем осмотреть не только через забор, в Москве не менее десятка. Трёхгорка здесь - далеко не лучший образец, она выглядит просто заброшенной. О более удачных примерах я ещё сделаю отдельный пост.







Странная лесенка - зачем такая форма ступенек?



А тут я не джип фотографировал, а вон то здание за ним:



Над цехами нависают высотки делового центра. Так и представляю, как умирающим от скуки иностранным предпринимателям экскурсовод рассказывал о героическом прошлом Трёхгорки, как бы намекая на то, что лучше бы и вам социализм устроить от греха подальше.



Трёхгорные закоукли, дворик между задами двух или трёх ресторанов:







А это уже фасад Трёхгорки со стороны Рочдельской улицы, параллельной набережной. Другая сторона того самого красного корпуса с башней.



От фабричного фасада наверх довольно круто уходит Трёхгорный Вал - один из фрагментов Каммер-Колежского вала, этого МКАДа 18 века. Мрачновато-унылые дома вдоль проезда - едва ли не единственный в Москве цельный ансамбль дореволюционной рабочей слободки:



Удивительно, но гнетущий пролетарский дух не в силах перебить даже Москва с её гламуром и мегаполисным драйвом. Ну разве могут за такими окнами жить Максы и Настюхи? Тут уместнее Люды да Степаны...



Наверху Трёхгорный Вал превращается в крупную улицу, от которой отходит Шмитовский проезд, названный так в честь Николая Шмита, внучатого племянника Саввы Морозова, владельца мебельной фабрики. Морозовы были давней династией купцов-староверов, и в 1905 году активно поддерживали восставших рабочих. К 22-летнему Шмиту, у которого умер отец и тяжело заболела мать, большевики ещё до революции успели внедрить своего человека, и к 1905 году он был фактически одним из руководителей восстания. В том восстании правительственной артиллерией были разрушены его дом и фабрика, а сам купец-революционер в 1907 году покончил с собой в тюремной больнице. Улицу в его честь назвали в 1930 году - до этого проезд был Смитовский от находившегося рядом арматурного завода "Р. Смит и Со".
Два панно напоминают о событиях 1905 года:



И результатах освобождения пролетариата:



Верхняя часть Трёхгорного Вала, за теми домами переходящего в Шмитовский проезд:



И на удивление экспрессивный памятник Декабрьскому восстанию у станции метро "Площадь 1905 года":



Ну а напоследок перенесёмся в район между "Павелецкой" и "Автозаводской", к берегу Москвы-реки. Грузовая баржа тут не случайна - в южной части Москвы они ходят довольно активно, гораздо чаще прогулочных трамвайчиков. На заднем плане - церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове (1509), то есть близ остатков древнего Симонова монастыря, и новостройка над "Автозаводской". На переднем - заброшенная промзона завода "Динамо", основанного опять же в 1897 году.



Это тоже не слишком известный факт, но промышленность в Москве в последние 20 лет упала едва ли не сильнее, чем по всей России. В столице есть несколько довольно крупных заброшенных промзон, самой известной из которых до недавнего времени был АЗЛК (сейчас часть его территории занимает автозавод "Рено", часть - всякая всячина). У меня был знакомый, работавший на радиозаводе - рабочий день с 6 утра, зарплата (2004-2005 годы) - около 4000 рублей (сейчас, наверное, тысяч десять). Но и сказать, что московская промышленность совсем мертва, я тоже не могу. Возвращаясь из путешествий ночными поездами, около 6 утра я часто вижу на своей линии (а я живу на "Выхино") работяг, едущих на смену.



Самой живучей и самой актуальной отраслью московской промышленности оказалась электроэнергетика. О том, как она здесь начиналась, я в следующей части и расскажу.

Московский промарх
Средневековый. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковый. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрический. Электростанции и Электрозавод.
Офисный. Новая жизнь закрытых фабрик.
Tags: "Молох", Москва, дорожное
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments