varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Петербургские Молохи. Колпино



Хорошо помню свой первый визит в Петербург зимой 2004 года. Мы ехали ночным поездом, и на подступах к городу нас разбудил проводник. Я проснулся, посмотрел в окно (а ехал я на боковой полке), и почти сразу увидел Завод - с большой буквы. Десятки труб, длинные старые цеха, сочащиеся из всех щелей пар и копоть. Завод тянулся на километры, и с этого момента Петербург раз и навсегда запомнился мне городом тяжёлой индустрии. Уверен, так знакомство с Северной Пальмирой начиналось у многих.

Уже потом я узнал, что это были Ижорские заводы в городе Колпино - самом крупном (138 тыс. жителей) и самом нетуристическом из петербургских пригородов. Множественное число не случайно - здесь находится целый конгломерат металлургических и машиностроительных заводов, среди продукции которых есть даже ядерные реакторы (без элементов питания). Более того, их история насчитывает три столетия, и оставила немало следов.

Добраться в Колпино из Петербурга даже не просто, а очень просто - сел в электричку на Московском вокзале да поехал - до цели менее получаса. Только надо учитывать, что в Обухово дорога раздваивается, и часть электричек идут в другую сторону. Я сошёл не в самом Колпине, а на платформе Ижорский Завод:



История этих заводов началась в 1710 году, когда Меншиков основал на реке Ижоре лесопилку, работавшую от плотины. Затем рядом одно за другим стали возникать другие производства, и к 1722 году здесь действовал уже целый комплекс металлургических заводов, снабжавших металлоизделиями петербургские верфи. В 1800 году завод прошёл капитальную модернизацию под руководством Карла Гаскойна - приглашенный Екатериной шотландец вообще очень много сделал для русской промышленности: например, основал Луганск (первый завод Восточной Украины) и модернизировал Петрозаводск. Ижорский завод же при нём стал флагманом российского машиностроения - например, здесь впервые в империи было налажено серийное производство паровых машин, в первую очередь судовых двигателей. До 1878 года Колпино принадлежало адмиралтейству, затем стало посадом (аналог ПГТ), и лишь в 1912 году - городом.



Платформа Ижорский Завод находится у советских цехов главного, машиностроительного завода. Над платформой нависает ТЭЦ, чуть поодаль коптит плавильная печь, стоит грохот и металлическая вонь. При свете дня видно, что завод достаточно ухожен и опрятен, поэтому фотографии не передают того инфернального впечатления, которое он производит ночью.



Заводская ТЭС, вид в сторону Петербурга. Две платформы расположены не напротив, а одна за другой:



По соседству - другие Ижорские заводы, в первую очередь трубопрокатные, ныне принадлежащие "Северстали":



На одном из них есть даже "Стан-5000" (с 1985 года), специализирующийся на прокатке больших листов (шириной до 5м, длиной до 18 метров). В России таких пока всего два - здесь и в Магнитогорске, строится третий в Выксе.



А вот дикий пар по другую сторону железной дороги - уже не Ижорские заводы, а всего-навсего очистные сооружения - вероятно, туда поступает на охлаждение вода.



Промзона представляет собой треугольник со сторонами по 3-5 километров, и ближе к Колпину есть и старые цеха:



И те самые бесчисленные мелкие трубы, видимые с поездов:



Прибыв на платформу Ижорский Завод, я расчитывал сойти здесь и вдоль завода дойти в город. Не тут-то было - подземный переход, напоминающий Doom II, ведёт прямо на территорию завода, и без пропуска с этой платформы просто некуда выйти. Электрички здесь останавливаются через одну, и в общем мне пришлось ждать минут 40.



А вот и Колпино, привокзальная площадь (точнее, вокзала там нет - обычная платформа):



40 минут в глубине промзоны мне хватило, чтобы здесь обрадоваться - "Наконец-то цивилизация!". Цветёт шиповник:



К вокзалу примыкает довольно мощный сталинский ансамбль, достойный областных центров - особенно вот этот дом с башней над Комсомольским каналом (который соединяет Ижору с Малой Ижоркой):







Но сталинки образуют лишь фасад Колпина у железной дороги:





По мере удаления от станции застройка делается всё уезднее и уезднее:







Хотя сохранилось немного - город был почти до основания разрушен войной.



В десяти минутах ходьбы от вокзала начинается заводской пруд, за которым просматривается Троицкая церковь и многоэтажки, которые и составляют 9/10 Колпина:



Храм довольно интересный по архитектуре - сейчас жалею, что не подошёл к нему поближе. Он считается преемником заводского Троицкого собора (1758-1771), разрушенного в 1958 году:



За прудом - ДК Ижорского завода, то есть Ижорский КДЦ, и его размеры пропорциональны значению заводов:



На правом берегу - дореволюционный памятник с мемориальной плитой (1959) в честь Ижорского батальона  ополченцев с заводов. Надпись на ней очень большая, поэтому дам ссылку на оригинал фотографии. Город так и не был захвачен фашистами, но постоянно подвергался жесточайшим обстрелам и бомбёжкам, а самым опасным местом была именно плотина - ведь завод стоял на одном берегу, и жилые районы на другом, и огонь был сосредоточен на единственном перешейке.



По обе стороны - ограда из пушечных стволов (1837), а за оградой старые-старые цеха с куполами:



Это площадка завода, построенного в 1803-04 годах Гаскойном и архитектором Василием Гесте, ныне "вершина" 5-километрового треугольника промзоны. Самые заметные цеха построены несколько позже - 1848-53 годах. Под куполом - газгольдер:



Под ротондой - сталепрокатный цех (1853). Их ближайший аналог - Северская домна в Полевском (Свердловская область), облик цехов первой половины 19 века, на заре паровых технологий, не спутать ни с чем.



А тут стоит сказать, что промышленная архитектура в силу своей утилитарности эволюционирует очень быстро, любое оборудование устраревает за 30-50 лет, и как результат - цехов начала 19 века в мире сохранилось раз в сто меньше, чем цехов начала 20 века, но раз в сто больше, чем цехов начала 18 века (ну и так далее). 150 лет для цеха - это примерно как 1000 лет для храма. Под этой ротондой лили металл ещё до отмены крепостного права:



Ещё одна круглая постройка - уже помоложе, 1873 года, но и это немало, ведь промышленный подъём в России был особенно интенсивным в 1890-е годы:



Что на старой заводской площадке сейчас, я не знаю. Судя по всему - всякая всячина. А ведь вполне можно было бы сделать музей. По сути дела, это ни что иное, как исторический центр промзоны. Особенно удивительно то, что этот ансамбль пережил войну, в то время как город был разрушен на 9/10.



Крыши старых цехов:



В целом, ансамбль тут один из самых цельных и старых в России, явно достойный музеефикации. Один список промышленных памятников архитектуры впечатляет: плотина с подпорной стеной (ΧVIII век, 1803—1805); канал водоотводный (прямолинейный) с мостом-плотиной № 3 (1807); мастерская модельная и гвоздильная (1818, 1829, 1869 и 1886); мастерская цепопробная (1827, 1835); ограда (1831—1835); корпус сталелитейный (1853, 1873); корпус цепных кузниц (1809—1813, 1830—1835); якорный завод (1803—1806, 1825—1829, 1853); заводы молотовой и плющильный (1804—1809, 1835, 1850-е); канал водоотводный (криволинейный) с мостом-плотиной № 2 (1803—1805); контора заводская (1804—1808, 1866—1877, 1901); бассейн с разводным мостом (1803—1805); газгольдер (1848—1853). Скорее всего, большая их часть снаружи не видна.



Вдоль всей площадки вытянуто заводоуправление (1803-05). Вообще, петербургские заводы отличаются очень капитальными административными корпусами (ведь таковым является даже Адмиралтейство - то самое, к которому Невский ведёт), и Колпино здесь - один из лучших примеров:



Над главным входом - часовая башня. Наверное, похожим образом выглядели фабрики Англии и Америки в эпоху Диккенса:



Мимо заводоуправления проходит одна из главных городских улиц, отсюда можно уехать в Петербург (станции метро "Рыбацкое" и "Купчино", причём до них на маршрутке ехать дольше, чем на электричке до центра). Я же иду дальше:



Чуть поодаль - довольно скучная Вознесенская церковь (1897-1901):



Кирпичный дом на берегу пруда:



От церкви хорошо видна плотина, с которой и начались Ижорские заводы, а за ней ещё какие-то старые корпуса:



СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Кировский завод и Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. С берега.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского до Красного Треугольника.
Обводный канал. От Красного Треугольника до Гутуевского острова.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.
Tags: "Молох", Петербург, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments