varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Петербургские Молохи. Разное.



На заглавном кадре - одна из самых характерных фишек петербургского промарха: труба с капителью. Вообще, в Петербурге неописуемое количество старых кирпичных труб, часто гранёных, и часто с вот такими вот декоративными верхушками. Одна из этих труб, не знаю только, какая именно - старейшая в России. Столица имела не только мощнейшую в империи промышленность, но и с самого начала уделяла внимание экологии и эстетике.
В очередной части рассказа о фабричном Петербурге - Адмиралтейство, Кировский завод и ещё несколько фабрик в разных частях города.

Все знают Невскую перспективу - безусловно, одна из красивейших улиц мира, упирающаяся в золочёную Адмиралтейскую иглу:



Но так ли много людей знают, что такое Главное Адмиралтейство изначально? Здание, являющееся композиционным центром города - на самом деле ни что иное, как верфь. Судостроительный завод, заложенный в 1704 году и спустивший на воду первый корабль в 1706. По изначальному плану Петра Великого центр города должен был располагаться на Васильевском острове, а южный берег Невы предполагалось отдать промзоне. Более того, Адмиралтейство было центром огромной системы заводов (куда входило, например, Колпино, производившееся металлические детали кораблей), самым что ни на есть градообразующим предприятием новой столицы. В конце 18 века оно выглядело примерно так:



На протяжении всей своей истории Адмиралтейство сохраняло первоначальную планировку - огромная буква "П" с длиной главного фасада 415 метров и боковых по 172 метра. В этих корпусах находились контора, мастерские, склады, в центральной башне - собственно Адмиралтейство, главное военно-морское ведомство империи. Внутри располагались эллинги. По периметру проходила куртина и канал - ров и внутризаводская дорога. Нынешнее здание уже четвёртое на этом месте: изначально это были чисто утилитарные деревянные и мазанковые корпуса, а капитальные здания композиции "башня с крыльями" строились в 1711, 1732-38 и 1806-23 годах - последнее, архитектора Андрияна Захарова, существует и поныне. При его постройки попутно засыпали канал и разбили Александровский сад на месте укреплений.



Верфь проработала до 1844 года (хотя часть её мощостей вывели ещё в конце 18 века на нынешний Адмиралтейский завод), за свою историю успев построить более трёхсот кораблей. Но эпоха парусников закончилась, а для строительства железных судов Адмиралтейство не годилось ни по устройству, ни по расположению. Территория эллингов была застроена, но всю последующую историю Адмиралтейство занимали морские ведомства, будь то министерство, штаб или училище (с 1925 года до наших дней).



Оно действительно огромно, я даже не нашёл в своей подборке кадров, охватывающих здание целиком. Устройство Адмиралтейства хорошо видно с Исаакиевского собора, на фоне Петропавловской крепости (где действует по сей день петровский Монетный двор).



Хотя в целом адекватных фотографий Адмиралтейства у меня почти нет. Даже кораблик - и то не сфоткал. В прошлые приезды - не интересовался как "баяном", а в недавний - просто не успел дойти сюда засветло. Все эти фотографии - апреля-2008.



Не менее знаковое предприятие - Кировский завод, главный из Петербургских Молохов. Он расположен довольно далеко от центра, над одноимённой станцией метро, между проспектом Стачек и берегом Финского залива, и в поперечнике имеет около 1,5 километров. Корпус, выходящий на проспект Стачек, от более чем капитального вестибюля метро смотрится грандиозно (у подножья - выставочный центр завода):



Завод был основан в 1801 году Павлом I на базе перенесенного из Кронштадта чугунолитейного завода, и построен Карлом Гаскойном - модернизатором Колпино и Петрозаводска, основателем Луганска. Большую часть своей истории это была классическая металлургия, аналог современных "комбинатов полного цикла", выпускавший продукцию от ядер до рельсов. В 1868 году завод купил Николай Путилов.



Про эту личность стоит сказать подробнее - для российской промышленности Путилов (этнический русский, прошу заметить!) сделал не меньше, чем Гаскойн или де Геннин. Начинал свою карьеру он как инженер, в Крымскую войну был рекомендован великому князю Константину Николаевичу, от которого получил почти невозможный заказ: к началу навигации построить на казённых верфях флот винтовых кораблей. У России не было не только своего винтового флота - не было ни малейшего опыта его постройки, а единственные возможные "учителя" в этом деле - Англия и Франция - как раз при помощи винтовых кораблей и нарезных винтовок громили русских в Крыму. И в общем, Путилов совершил чудо похлеще советской атомной бомбы - в 1855 году Россия уже имела 64 канонерских лодки и 14 корветов. Особенно показательно было ещё и то, что Путилов выполнил заказ без малейшего перерасход средств, и даже остаток (4%) умудрился не освоить.



В 1857 году инженер вышел в отставку, и переквалифицировался в заводовладельцы - сначала выкупил и модернизировал несколько предприятий в Финляндии, затем совместно с Обуховым организовал Обуховский металлургический завод, и наконец в 1868 году выкупил и это предприятие, ставшее в последующие десятилетия Путиловским заводом. Основной продукцией заводов Николай Ивановича была сталь и изделия из неё - в это время импорт рельс, стальных пушек и другой подобной продукции сократился в разы (например, по пушкам - с 88% до 17%). В 1878-85 годах Путилов организовал даже перенос морского порта на Гутуевский остров и строительство Морского канала, чем воспользоваться уже не успел, так как умер в 1880 году. В общем, один из величайших людей 19 века, такому современные олигархи (а он ведь был типичный олигарх!) в прислугу не годятся.



Но и после смерти промышленника Путиловский завод остался флагманом российской промышленности. Здесь трудилось до 37 тысяч рабочих, по объёму производства (в денежном эквиваленте) Путиловские заводы уступали во всём мире лишь заводам Армстронга (Англия) и Круппа (Германия). Металлургия сочеталась с тяжёлым машиностроением, к морю завод выходил Путиловской верфью (ныне Северная верфь), строившей самые современные в империи боевые корабли. До революции здесь строились первые в России броневики, после - первые в СССР трактора. Также строились локомотивы, вагоны, краны, проходочные щиты для Московского метро, танки и многое-многое другое. В войну на базе оборудования Кировского завода был создан Челябинский тракторный завод.



Но кроме того, крупнейшее в столице обиталище пролетариата было и главным рассадником Революции. Точнее, из трёх революций начала ХХ века здесь начались две. Именно путиловцы шли к Зимнему в январе 1905 года под руководством Георгия Гапона, именно с путиловских демонстраций и беспорядков началось свержение Николая Второго. Октябрьскую революции начали уже не путиловцы, но были одной из главных её опор.



В 1922 году завод переименовали в "Красный Путиловец", а в 1934 году, вскоре после убийства Кирова - в Кировский завод. Ныне его основная продукция - трактора (в том числе знаменитый "Кировец"), комбайны, вездеходы, энергетическая техника (турбины, первые в СССР атомные центрифуги).



В общем, история у завода богаче некуда, но никаких её следов непосвящённым людям не увидеть. А ведь некоторые цеха строил Шухов, и они могут считаться шедеврами промышленного зодчества начала ХХ века. Но всё это скрыто в глубинах гигантской заводской территории.



Даже улица Газа (это фамилия), по карте ведущая вглубь завода, закрыта - проходная у её начала:



Возможно, что-то будет видно с эстакад Западного скоростного диаметра (как я понял - это питерский аналог Третьего Кольца), но пока они строятся, а насколько реально будет на них зайти пешком - я не знаю, но думаю, не очень реально.



Кое-что, правда, видно с Канонерского острова, но и то ультразумом:



Напротив длинного корпуса сохранилась Никольская заводская церковь (1899-1906), где была могила и самого Николая Путилова. В итоге Освобождённый Пролетариат разрушил могилу и перестроили церковь в ДК, а вновь победившие белые ещё и загородили её ТЦ "Империал".



Когда-то эта сталинка выглядела вот так - по-моему, одна из лучших церквей псевдорусского стиля:



В общем, не на что и посмотреть особенно.



Покажу здесь и ещё несколько заводов, не попавших в другие посты. Ну например, наверное многие видели в перспективе Фонтанки четыре чёрных кирпичных трубы:



Это одна из трёх старейших электростанций в Петербурге, построенная в 1898-99 годах Бельгийским Акционерным Общество "Электрическое освещение Санкт-Петербурга". В этот раз я мимо неё не ходил, но неплохо отснял в январе-2010, в 25-градусный мороз.



Станция чуть помоложе своей московской "сестры" на Раушской набережной, и больше всего запоминается именно своими четырьмя трубами, стоящими по углам - в России планировка довольно редкая, этакая электростанция Баттерси (ну, которая у "Пинк Флойд" на обложке альбома "Animals") в миниатюре.



Вообще, дореволюционный Петербург обслуживали три электростанции, ныне образующие единое целое - Центральную ТЭЦ. Старейшая из них находится на Обводном канале, и её я покажу в соответствующем посте. Третья электростанция находится в Песках (район на востоке центра), и её труба хорошо видна со Старо-Невского:



Ну, или с Невы. Как можно заметить, ТЭЦ полностью перестроена. Что-то дореволюционное в ней может и есть, но не на виду.



По соседству с ТЭЦ - Невская мануфактура: хотя основной специализацией Петербурга была тяжёлая промышленность, текстильных фабрик тут тоже десятки. Невскую мануфактуру основал в 1833 не кто-нибудь, а Людвиг фон Штиглиц, банкир и вообще классический "владелец заводов, газет, пароходов", чьей основной вотчиной был Кренгольм под Нарвой с десятками мануфактур. Более того, в конце 19 века заводом владела Надежда Половцова (Июнева), чей муж построил на Урале Надеждинский металлургический завод (ныне город Серов).



Надежда Половцова вообще была та ещё затейница, и по-женски уделяла большое внимание эстетике. Я помню красивейшие резные вокзальчики вдоль железной дороги к Серову, здесь же, видимо, ей мы обязаны красивейшим главным корпусом (1895), напоминающим московский "Красный Октябрь", и трубами "Вера", "Надежда" и "Любовь".



Впрочем, ныне в мануфактуре обустраивается офисное здание, и две из трёх труб при этом снесли. Ещё в хостеле мне кто-то сказал, услышав про мои изыскания - "Недавно скандал был, снесли какие-то исторические трубы", и судя по всему речь шла именно об этих трубах. Интересна, какая из них уцелела? Рискну предположить, что "Надежда".



Вниз по течению - мануфактура и Смольный:



Вверх по течению - мануфактура и ТЭЦ:



Ещё пара видов со Свердловской набережной (то есть напротив Смольного) на Выборгскую сторону. Медепрокатный завод "Красный Выборжец" (изначально "Розенкранц"), за которым видна вышка первой советской системы мобильной радиосвязи "Алтай" (1963, на год раньше, чем аналог в США), причём по городской легенде, спаянная из танковых стволов (в других городах такие системы были установлены на бетонных башнях):



И едва-едва просматриваются корпуса "Арсенала" - одного из интереснейших старых заводов Петербурга. Он был основан на противопложном берегу Невы как Литейный двор ещё при Петре (отсюда - Литеный проспект), а в 1844-48 годах перенесен на Выборгскую сторону. Корпуса сохранились с тех же времён, и говорят, у них интересное внутреннее убранство. Золотой шпиль Петропавловки образует потрясающую диалектику с закопчённой кирпичной трубой:



Вообще, Выборгская сторона богата красивым промархом - например, целая цепочка текстильных фабрик прекрасно видна с Сампсониевского моста (того, что у крейсера "Аврора").





Но всё-таки фабрик в Петербурге слишком много, чтобы осмотреть их за один приезд... Более того, большая часть "молохов" в Питере группируются в крупные промзоны, самые значительные из которых, наверное, три - вдоль Обводного канала, вдоль проспекта Обуховской обороны (выше центра по Неве) и вдоль моря от Васильевского острова до Кировского завода. Две из них (коме последней) мы с periskop.su прошли пешком почти из конца в конец, но о каждой рассказ займёт по 3 поста. Не будет преувеличением сказать, что для российской промышленности Петербург значит то же, что и для российской истории в целом.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.
Tags: "Балтийские ветры", "Молох", Петербург, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej july 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments