varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Петербургские Молохи. Пороховые на Охте.



Как уже говорилось, Петербург на протяжении всей своей истории, с 27 мая 1703 года, был промышленным городом. Даже Адмиралтейство - бывший завод, верфь деревянных кораблей. В окрестностях же работали смежники: Ижорские заводы в Колпине ковали металлические детали для флота, Сестрорецкий завод производил оружие, текстильные фабрики шили паруса. Чего ещё не хватает для полноценного боевого парусника? Правильно - пороха! Пороховой завод на Охте, в 10-15 километрах от города, Петр Первый основал в 1715 году. Двести лет завод был флагманом химической промышленности в России, действует и теперь. Из-за своей удалённости этот район почти не посещается туристами, но по-своему тоже очень колоритен.

Добраться к Пороховым - задача непростая, учитывая, что город огромный, а метро туда не ходит. Автобусы в этот район идут из разных мест, но питерские в большинство своём сами не знают, какие именно маршруты там ходят. Я навскидку могу назвать №37 (от Финляндского вокзала) и №90 (от метро "Чернышевская"), ещё какие-то от Ладожского вокзала, я же свой путь начал на набережной Свердлова, куда приехал на аквабусе (об этой штуковине будет отдельный пост):



Отличный заповедник "ленинградским проектов" точно напротив Смольного. Воскресенский собор (1748-51) работы Растрелли - одно из самых ярких зданий Петербурга:



Вверх по течению - пристань аквабусов (кстати, на кадре выше как раз аквабус и идёт по Неве), великолепный Большеохтинский мост (1909-11), площадка несостоявшегося Газоскрёба за устьем Охты, и показанные в прошлой части Невская мануфактура и ТЭЦ-2 на другом берегу:



За разводным пролётом, между башнями-маяками видны купола Александро-Невской Лавры:



Но нам в другую сторону:



Напротив руин Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, от которой осталась только водонапорная башня - совершенно мозговыносящий бизнес-центр "Бенуа":



Фигурки на стенах - по мотивам рисунков художника Александра Бенуа, созданных для "Дягилевских сезонов". Что имелось в виду - понятию не имею, но смотрится удивительно! Вообще, о "питерском хай-теке" можно сделать отдельный пост, и не один. Пышный ориентализм, "лужковский стиль", здесь не прижился - строгие стеклянные поверхности Северной Пальмире ближе:



Здесь расходятся два проспекта - налево Пискарёвский, направо - шоссе Революции. Оно ведёт прямико к Пороховым, его из конца в конец проходит автобус №37, который я и ждал на ближайшей остановке. Ехать - минут 10, всё по прямой, но с парой очень неудобных перекрестков. Ориентир для высадки - Ильинская церковь (1782-85).



Строил её, между прочим, то ли Львов, то ли Старов, и в общем для глухой окраины церковь очень хороша. Я поленился (из-за жары и усталости) заснять её сбоку (что видел из окна автобуса), а её боковой фасад очень необычен - поэтому привожу фото из "Храмов России":



Второе название Пороховых - Ильинская Слобода, но от неё почти ничего не осталось, кроме нескольких кирпичных домов. В основном тут сейчас зелень и какие-то "владения" без зданий на территории.



Пороховые - это и сейчас окраина, что уж говорить про 18 век. Но это и немудрено - ведь на складах Порохового завода хранилось несколько килотонн взрывчатки. Конечно, вероятность разового взрыва (который был бы сравним с небольшим ядерным) исключена, но всё же пожар на Пороховых мог бы нанести городу сильный ущерб, а ЧП здесь бывали не раз. С Петровских времён на Пороховых ничего не осталось, завод проходил две крупные модернизации - в 1820-е и 1890-е годы - от обеих уцелело по несколько зданий. В 1823-78 годах в России действовала государсвенная монополия на производство пороха, и занимались этим всего три завода - в Петербурге, Казани и Шостке. В 1920-30-е годы специализация завода сильно расширилась - СССР лишился поставок многих стратегических материалов, и оставалось лишь учиться делать их самим. В 1931 году Пороховые стали Охтинским химическим комбинатом, ныне входящим в объединение "Пластполимер".



Заводская контора на улице Коммуны, 67, в которую и упирается шоссе Революции - скорее всего, рубежа 19-20 веков.



Справа от конторы - проходная, украшенная мортирами:



За забором - бетонный корпус с орденами. Удивительно - хотя в центре Питера сейчас с советскими артефактами нещадно борются, в районе Пороховых их, наоборот, очень берегут.



Если же от конторы пойти налево, пойдёшь мимо парка, углубившись в который, можно увидеть за оградой памятник Петру Первому:



И "пороховую крутильню" 1820-х годов - по сути дела водяную мельницу, где порох измельчался до порошка - сейчас её реконструируют, но под какие цели - не знаю:



Чуть дальше - плотина, основанная ещё в 1715 году для этих самых крутилен, и полностью перестроенная в 1960-е годы:



Я не догадался пройти за плотину, на улицу Химиков, а ведь там сохранились старые Александровские ворота (1805-06). Я как-то попросту забыл, что они там должны быть, и теперь испытываю острое желание укусить себя за локоть. Приведу фотографию Кирилла Кравченко, по сайту которого я в основном и готовился к поездке.



Я за плотиной увидел только вот это - бизнес-центр в бывшем НИИ "Химволокно". Дизайн удивительный! До сих пор не понимаю, нарисованы эти окна или настоящие.



Вид с плотины вниз - Охта речка довольно крупная, с Яузой соотносится примерно как Нева с Москвой-рекой:



На левом берегу (где крутильня) набережная гранитная, на правом - бетонная. Кое-где видны остатки старинной облицовки:



За Охтой - крутильня:



В русле в огромных количествах валяются жернова - вполне возможно, из этой же крутильни и вынутые:



Сбоку - водосброс с явно старой облицовкой, ныне просто сточная канава (запах соответствующий). Тем не менее, на камнях в русле Охты был обнаружен рыбак и два фотографа - Питер...



Выбравшись наверх, я пошёл по улице Коммуны на юг, предвариетельно позвонив periskop.su с проконсультироваться о местоположении объекта с заглавного кадра. К цели мне предстояло идти по прямой, однако дойдя до угла заводской площадки, я не удержался и свернул на улицу Красина, мимо полузаброшенной заводской казармы:



Внешний вид Пороховых цехов очень необычен - в равной степени непохоже на металлургию, ткацкую фабрику или машиностроение. Маленькие, длинные, приземистые цеха, явно рассчитанные на взрыв пороха. С угла завод открывает советская коробка с барельефами-знаменами:



Цеха:








Эмблема:



В основном улица Красина выглядит так: завод, довольно оживленная дорога, прямая тенистая аллея и забор:



За забором - капсюльный завод начала ХХ века:



И больница - как не трудно догадаться, более чем актуальная здесь. В дореволюционном Петербурге за "пороховых" боялись выходить замуж, слишком обыденным для них был риск не вернуться с работы. Как результат, "пороховые" стали чем-то вроде закрытого цеха, мало контактировавшего с остальным городом.



В основном завод находится в междуречье Охты и Лубьи. У мостика через последнюю - стела: здесь был один из главных коридоров снабжения Ленинграда в блокаду.



Но и за Лубьей, где в улицу Коммуны впадает Ириновский проспект, много старинных построек. Как они соотносились с Охтинским заводом, судить не берусь. Тут и каменные избы:



И нечто похожее на гараж начала ХХ века:



И заброшенное здание, которое может с равным успехом быть и заводским корпусом, и общественной баней (а как пояснили в комментариях, и вовсе бывшая автостанция "Пороховые" сталинской постройки - большая редкость):



Основная архитектура - сталинки и новостройки:



В районе дома №53, где в 1950-е был въезд в Ленинград, ещё в 1953 году поставили парадные пропилеи, украшенные, конечно же, Великим Лениным и Великим Сталиным. Сталина потом запломбировали, но скрытый от прохожих барельеф так и висел на пропилеи, и при реставрации в 2006 году кто-то догадался его открыть. Как и в Москве на "Курской", в Петербурге это вызвало скандал:



Так что знайте - в Петербурге есть свой памянитник Сталину. Один из буквально десятка уцелевших на постсоветском пространстве. И такое бывает...



Представляю уже, что обнаружу по утру в комментариях... На всякий случай сообщу, что в спорах о Сталине вряд ли есть хоть один аргумент, который я слышал менее 100500 раз.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.
Tags: "Молох", Петербург, дорожное
Subscribe
promo varandej сентябрь 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →