varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Петербургские Молохи. Проспект Обуховской Обороны, часть 1.



Продолжаю рассказ о старопромышленном Петербурге. В сущности, всё показанное в прошлых постах - лишь прелюдия к двум главным питерским промзонам, в которых сосредоточена большая часть его старых заводов и фабрик. Они прекрасно видны на карте - первая вдоль Обводного канала, вторая - вдоль Невы выше центра. Мы с periskop.su прошли их обе, и про каждую из них будет рассказ из трёх постов.
Сначала отправимся в сторону Обухова - это самая большая промзона Российской империи, почти непрерывная 11-километровая цепочка заводов и фабрик. В первых двух частях пройдём её по проспекту Обуховской Обороны, в третьей - полюбуемся теми же местами с Невы.

Маршрут получился не совсем линейный - сначала я поехал на "Елизаровскую", откуда надо было пройти этак с полкилометра назад, в сторону центра, к Невскому метизному заводу, где мне и предстояло встретиться с Перископом:



Завод глядит на Перевозную набережную - как следует из названия, там находился некогда перевоз, ведь мосты в этой части города начали строить лишь в советское время. Перископ пригласил меня в офис в одной из заводских пристроек, напоил чаем, провёл инструктаж по карте, а дальше я осторожно сходил непосредственно на заводскую территорию.



Надо заметить, на действующем заводе, пускай и занимающем буквально одно здание, мне доводилось бывать мягко говоря нечасто. Фотографировать здесь, конечно, запрещено, но сам факт присутствия постороннего из-за того, что часть зданий арендуют офисы, ещё допустим.



Завод был основан в 1896 году купцом Аристовым, и тогда же возведены его корпуса и труба. Но много и советских элементов. Вот просто фотографии с заводского двора - это гораздо зрелищнее, чем виды снаружи или внутренности недействующего завода.



Завод - по сути одно здание сложной формы, имеет три дворика: маленький у Невы, Г-образный в глубине, квадратный с противоположной Неве стороны. Здесь немало артефактов вроде деревянных ворот 1930-х годов или старинных подвесных часов, правда вот советскую надпись "Ленинградский сталепрокатный завод" недавно сняли:







Рабочий день закончился, и мы с Перископом покинули офис. Начали поход мы в ближайших окрестностя Метизного завода - рядом с ним стоит вот такая казарма под снос с деревянной будкой на крыше:



По соседству ещё одна, почти такая же казарма - но целая и обитаемая:



Гнетущий дух старых рабочих окраин... Пролетарские слободки, особенно рядом с по сей день работающими заводами - одни из самых "атмосферных" районов. Вот только слишком эта атмосфера тяжёлая, в прямом и переносном смысле. Не каждый вынесет.



Дома на проспекте Обуховской Обороны, Метизный завод остался за спиной:



Проспект Обуховской Обороны, выходящий из площади Александра Невского (то есть фактически это продолжение Невского), возник почти одновременно с городом как Шлиссельбургская дорога, далее переходившая в тракт на Архангельск. Вллоть до рубежа 19-20 веков это была загородная территория, село Александровка. Однако из-за близости к Неве именно здесь особенно активно строились заводы, и постепенно, через промзону, эту территорию поглотил город. В 1882-1922 годах здесь ходил даже паровой трамвай - вторая в Российской империи линия этого транспорта (после Большой Фонтанской дороги в Одессе). Название проспекта вызывает ассоциации с Великой Отечественной, но на самом деле Обуховская Оборона - беспорядки на Обуховском сталелитейном заводе 7 мая 1901 года.
Выйдя на проспект, сначала мы прошли немного в сторону центра. В кадре - прокатный цех судостроительного завода Семянникова и Полетики (1863)в:



Ныне он называется иначе - Невский завод. Это один из петербургских гигантов вроде Кировского или Ижорского завода. Его основал в 1857 году английский предприниматель Томпсон, а затем выкупили золотопромышленники Семянников и Полетика. Тракт делил территорию завода пополам, и у Невы находились стапеля, а за дорогой - механическое и литейное производство. Через петербургские мосты не могло пройти судно с водоизмещение более 8000 тонн, поэтому Невский завод строил в основном корабли среднего класса, а в 1869 года наладил и производство паровозов (в том числе уже упомянутых паровых трамваев). Впрочем, при первых владельцах завод постоянно был на грани банкротства, после их смерти обанкротился совсем, в 1888 году был выкуплен инженером В. Титовым (не путать с инженером П. Титовым - гениальным судостроителем, который здесь тоже работал), реорганизован, и продан государству, которое с оборонным производством справилось намного лучше частных предпринимателей. К началу ХХ века завод сделался ведущим производителем миноносцев - среди его "изделий" был и легендарный "Стерегущий", один из 27 миноносцев класса "Сокол", здесь же строились первые в России подводные лодки (достраивавшиеся потом в Николаеве), ледоколы "Таймыр" и "Вайгач" (не атомные, но атомная пара названа именно в их честь) - подробнее история завода рассказана у babs71. А ещё завод прославился вот чем:



Разделение проспектом сыграло роль и в ХХ веке: судостроительная часть отмерла, а механическая продолжила развитие, и ныне это один из представителей главной промышленной специализации Петербурга - энергетического машиностроения. Гигантский бетонный корпус 1970-х годов очень внушителен, но и за ним видны старинные цеха:





У завода роскошный административный корпус (1867) - пожалуй, я бы его поставил на третьем места после Адмиралтейства и старой конторы Ижорского завода:



Вообще, парадные фасады заводских зданий стали популярны лишь в советское время. До революции это была большая редкость, навскидку за пределами Петербурга вспоминаются только Ижевск, хотя наверное есть и ещё. У завода - один из первых в СССР памятник Ленину (с листовкой):



На другой стороне - ДК, кондовейшие 1970-е:



Идём по проспекту на юг. Практически напротив квартала с метизным заводом - Невский рынок:



В одном из по-пролетарски мрачных дворов справа от проспекта...



...уже лет 10-15 стоит Гнилой Зуб - дом причта у бывшей Смоленской церкви (1879-82) в глубине двора. Церковь, выходившая на проспект, снесена в 1934 году - теперь на её месте сквер. Из двух деревянных домов один сгорел уже в постсоветское время, и его каменные фрагменты так и стоят во дворе.



Практически напротив, между проспектом и Невой - Александро-Невская мануфактура, одна из текстильных фабрик, которых в металлургическо-машиностроительном Петербурге тоже было немало. Примечательна она тем, что это один из первых в Питере лофт, то есть фабрика, переделанная в офис. В Москве таких уже десятки, но Петербург в ближайшие годы столицу догонит и перегонит.



Основана в 1837 году купцом Палем, потомки которого владели фабрикой влоть до революции. Название бизнес-центра аналогично название фабрики. Территория выглядит очень уютно:



Прямо на территории лофта находится пристань аквабуса. За рекой - трубы завода "Пигмент", основанный в 1839 году - одно из старейших химических предприятий в России. Просматривается островерхая крыша дореволюционного корпуса:



Впрочем, намного лучше "Пигмент" виден от метизного завода:



Выше по течению - одна из гигантских советских ТЭЦ, которые здесь не менее грандиозны, чем в Москве:



А ниже (т.е. ближе к центру) - Финляндский мост (1910-12). Это был первый железнодорожный мост через Неву, а до этого железная дорога в Финляндию была абсолютно изолирована от других железных дорог страны, и чтобы попасть из Москвы и Гельсингфорс, надо было проехать или пройти с одного вокзала на другой. Кроме того, это фактически два моста, причём один из них подъёмный, а другой - разводной. На заднем плане - телебашня и две трубы ТЭЦ-2, основанной ещё в 1898 году (о которой я уже писал).



Опять выходим на проспект, и здесь со стороны Невы находится бывшая Громовская лесобиржа, а ныне катушечный завод.



Фирменно питерская труба - граненная и с капителью:



А напротив - симпатичные сталинские домики, которые очень легко приписать пленным немцам. На самом деле всё куда интереснее - это Палевский жилмассив (1925-26), один из первых опытов советского градостроительства. Название - от всё того же купца Паля, а точнее Палевского проспекта, который вёл к его мануфактуре.



Жилмассив состоит из домов двух типов - обычных многоквартирных трёхэтажек и двухэтажных коттеджей. Вторые тоже многоквартирные, но там каждая квартира имеет собственный выход на улицу:



Местами в Палевском очень уютные дворики - как мне рассказали в хостеле, местные жители просто сами скинулись и благоустроили двор. Если это правда (а я совсем не уверен) - это тоже один из первых опытов в постсоветской России. Но выглядит замечательно и очень по-русски: чтобы плиточная дорожка с оградкой, а за оградкой - не газон, а луг...



Интересно, что в жилмассиве почти нет одинаковых домов. Зато есть всякие постройки типа фабрики-кухни. Атмосфера пролетарского городка из старых добрых советских фильмов очень сильна - заглавный кадр тоже снят здесь. Подробнее читайте у babs71.

К Палевскому примыкает Крупа, или ДК имени Крупской (памятник оной виден) - один из лучших образцов ленинградского конструктивизма (1926-28), ныне более всего известный своим книжным рынком (то есть "постоянно действующей ярмаркой"). Вот и тот же Перископ периодически постит что-нибудь интерсное из книг, купленных "на Крупе".



По левую руку, вдоль Невы - корпуса стеариновой фабрики (основана в 1839 году, ныне "Невская косметика"), едва ли не самого эффектного предприятия на проспекте. Мы даже приняли её за Пролетарский завод, который оказался несколько дальше. Ещё интереснее виды с Невы, которые я покажу в другом посте.









Рядом - текстильная фабрика "Рабочий", выросшая из Спасской и Петровской мануфактур Максвелла (1844, корпуса 1890-х). Здесь теперь тоже лофт, на территорию можно проникнуть:



На боковой улице Ткачей - здание Вечерней школы для рабочих (1890-14), основанной фабрикантом Николаем Варгуниным. Помимо того, что это одно из первых в импери подобных заведений, она ещё и примечательна своим преподавательским составом - школу плотно окучили революционерки, работавшие там учителями, в том числе сама Надежда Крупская.



А вокруг - всё те же беспросветные фабричные кварталы, где так и слышишь в воздухе "Интернационал" и "Марсельезу":





"Вставай, проклятьем заклейменный,
Голодный, угнетенённый люд..."
В таких местах отчётливо понимаешь, что значат эти слова, хотя прошло уже сто лет, да и райончик не самый худший.



Здесь пока и остановимся, до следующей части.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.
Tags: "Молох", Петербург, дорожное
Subscribe
promo varandej сентябрь 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments