varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Петербургские Молохи. Проспект Обуховской Обороны, часть 2.



Продолжаем поход по проспекту Обуховской Обороны - самой большой промзоне в дореволюционной России. Первая часть здесь, вторую начнём там же, где остановились.

Итак, позади остались живописнейшие краснокирпичные корпуса стеариновой фабрики (ныне "Невская косметика") и мануфактуры Максвелла (ныне фабрика "Рабочий"), и по левую руку открывается пространство Невы. За Невой, впрочем, тоже индастриал - только бетонно-советский:



А по правую руку начинается Пролетарский завод - один из трёх главных в Обуховской промзоне:



Кроме того, он и старейший в этих краях - основан в 1824-26 годах как Александровский чугунолитейный (по названию села Александровское, которое находилось здесь в те годы) под руководством инженера Матвея Кларка. В железнодорожную эру завод стал одним из главных поставщиков техники для российских магистралей - так, в 1845 году здесь был построен первый отечествеенный паровоз, а с 1850-х налажен выпуск вагонов. В 1922 году завод стал Пролетарским, а ныне основная его продукция - судовое оборудование.
На Неву глядят корпуса 1820-х годов (в том числе дом директора на кадре выше), здание слесарной мастерской немного напоминает промышленную архитектуру Урала:



А длинный корпус за ней - чистейший петербургский классицизм. Есть версия, что к этим цехам приложил руку сам Василий Стасов, с которым дружил Кларк. Корпуса конца 19 века (включая водонапорную башню) все в глубине территории, что ещё удивительнее - довольно редко у старых заводов всё самое интересное на фасаде.



Была у Александровского завода и ещё одна специализация - здесь отливали чугунные ограды, решётки, статуи. Например, украшения Московских и Нарвских ворот, или шестёрка лошадей над аркой Генштаба. Парочку львов и для себя не забыли:



И в общем, хотя промышленная архитектура рубежа 18-19 веков гораздо менее зрелищна, чем промарх столетней давности - мне она кажется гораздо интереснее. Во-первых, потому что её памятников сохранилось меньше на порядок, а во-вторых потом, что период от Петра Первого до Александра Первого был "золотым веком" русской промышленности.



Напротив Пролетарского ДК - навигационные знаки. Я знал, что бывают светофоры для судов, но здесь увидел их впервые:



Проспект окончательно становится набережной, проходя по самому берегу Невы. На той стороне Петербург сменяется Ленинградом у Володарского моста:



Напротив - мрачноватые пролетарские дома, то ли предреволюционные, то ли 1930-х годов:



Набережная с гранитными стенками, кованными оградами, опустевшими пристанями внизу выглядит очень капитально. Но по словам periskop.su , расцвет этого района пришёлся на 1940-60-е годы, последние же сорок лет, когда жизнь рядом с заводами становится всё менее популярной, продолжается его деградация. Трава, прорастающая сквозь плиты набережной, очень наглядно это иллюстрирует:



За рекой ещё две очень красивые фабрики - шерстяная мануфактура "Торнтон" (1844, корпуса конца 19 века):



И бумажная фабрика Варгуниных (те самые основатели вечерней школы для рабочих, о которой говорилось в прошлой части) - по-моему, один из самых красивых промышленный ансамблей в России:





Чуть дальше - Ломоносовский фарфоровый завод (изначально - Императорский), увидеть который во всей красе мне не удалось из-за реставрации. Между тем, здание 1780-х годов можно принять за дворец в стиле позднего классицизма. Завод был основан в 1744 году, и с тех пор остаётся одним из главных художественных придприятий России - его изделия популярны среди иностранцев, ЛФЗ не бедствовал даже в 1990-е годы. По словам Перископа, самый дорогой петербургский фарфор - времён Гражданской войны, просто потому, что производилось его в это время крайне мало, и каждый экземпляр - редкость.



А вот и Володарский мост - предпоследний из невских мостов Петербурга, как по расположению, так и по времени постройки (1985-93, на месте моста 1930-х годов). За мостом - "ворота" с двумя свечками 1970-х годов. Советская архитектура Ленинграда - отдельная и очень интересная тема:



Перед мостом - администрация Невского района (1938-40), достойного Дома Советов в иной области:



С другой стороны Володарский призывает с небес то ли дождь, то ли Мировой Пожар. Памятник работы Манизера поставлен в 1925 году, практически на том месте, где Моисей Гольдштейн (так революционера звали на самом деле) был застрелен в 1918 году.



А впереди хорошо виден Речной вокзал с вереницей круизных теплоходов, которые приходят в Петербург по рекам и каналам со всей Европейской России. Само здание вокзала я уже показывал в посте "Нева и её обитатели":



За теплоходами показываются пилоны Большого Обуховского моста - первого неразводного моста через Неву в черте Петербурга (открыт в 2004 году). О нём я расскажу в другом посте, скажу лишь, что его открытие стало для Петербурга прорывом - ведь раньше попасть с одного берега на другой, когда разведены мосты, можно было только почти что через Шлиссельбург.



За Невой - сталинские дома и трубы ТЭЦ-5:



За поворотом ещё два интересных здания:



Одна из красивейших в Петербурге водонапорная башня, входившая в инфраструктуру Обуховского завода:



И старый корпус ТЭЦ-5, она же ГРЭС "Уткина Заводь" (1914-1920) - одна из первых электростанций Петербурга, остановленная совсем недавно после почти века непрерывной работы - даже часть оборудования сохранилась с 1920-х годов. На фотографиях прошлых лет её здание венчали невысокие трубы. Новая ТЭЦ-5 построена по соседству (первый энергоблок пущен в 2006 году), а "старушку" (как сами работники называют этот корпус), возможно, сделают музеем:



В пяти минутах ходьбы за Речным вокзалом примечателен Комбинат цветной печати. До революции он назывался гораздо интереснее - Императорская карточная фабрика. Построенная в 1817-20 годах как часть Александровской мануфактуры, в 19 веке она монопольно производила игральные карты, доход с продажи которых шёл в казну. Учитывая нравы тех времён, когда картёжничество среди дворян и купцов стояло в одном ряду с пьянством, рентабельность у неё была, наверное, не ниже, чем у чугунолитейных заводов. В 1860-е годы сама мануфактура закрылась, а карточная фабрика продолжила действовать и даже обзавелась новыми корпусами. Скоро их, весьма вероятно, снесут. Что стало с самим Комбинатом цветной печати - не знаю: то ли умер, то ли перенесён.



Ещё немного - и мы вышли к метро "Пролетарская", чей вестибюль мне кажется одним из интереснейших образцов позднесоветской архитектуры:



Отсюда, с "Пролетарской", я и уехал обратно в центр - но сначала решил пройти немного вперёд, где находится сам Обуховской завод, давший название проспекту. От метро прекрасно виден дом заводского начальника (1810), по другим данным - завозный двор:



А по третьим - конюшни усадьбы генерала Вяземского (1780-е). Весьма вероятно, что просто здание, входившее в комплекс усадьбы и двух заводов, сменило все три функции. Практически напротив стоит и другая усадебная постройка, одна из интереснейших церквей Петербурга - Кулич-и-Пасха:



Она же Троицкая церковь. Это был храм села Александровское, построенный по проекту Николая Львова в 1785-87 годах. Львов вообще был очень нетривиальным архитектором, ему принадлежит множество экспериментов с формой в Торжке и тверских усадьбах. Но здесь он превзошёл сам себя, выстроив храм в виде двух пасхальных блюд - церковь-кулич, колокольня-пасха... Точнее, скорее прототипы были куда высокопарнее - ротонда храма Весты и пирамида Цестия в Риме, но поди это объясни мещанам! Однако спустя 200 лет "гастрономическая" интерпретация выглядит гораздо интереснее. Кроме того, эта церковь примечательна тем, что здесь крестили Колчака (1874), хранится знаменитая икона Богоматери "Всех Скорбящих радости" "с грошиками" (в 1888 году, после удара молнии в церковь, где она хранилась, к ней каким-то образом приросли 12 монет, что стало первым из многих чудес), а закрыта "Кулич-и-Пасха" была лишь в 1938-46 годах. Так что даже если Вы не любитель промарха, съездить в этот район стоит.



От церкви уже хорошо виден корпус Обуховского завода между проспектом и Невой:



Александровская мануфактура на этом месте был основана Павлом Первым ещё в 1798 году, и именно из неё выросла Карточная фабрика. Но как уже говорилось, в 1863 году мануфактура обанкротилась, и на её площадке  Павел Обухов и Николай Путилов основали новый завод. Оба они были не только предпринимателями, но и инженерами-металлургами высочайшего класса, Путилов в 1854-55 годах выстроил целый флот канонерок и корветов - при том, что до него Россия вообще не имела опыта строительства винтовых кораблей, а с их единственными обладателями вела безнадёжную войну. Обухов же своими разработками в области оружейной стали вывел качество российских винтовок и пушек на совершенно новый уровень. В общем, такие люди плохого бы не построили: завод стал одним из флагманов российской металлургии, производил детали орудий и двигателей, боеприпасы, броню, а в начале ХХ века - ещё и оптические приборы, почти всё на нужды "оборонки". К 1914 году здесь работало более 10 тысяч человек, а в 1901 году на заводе произошла забастовка, кончившаяся столкновениями с полицией - та самая Обуховская Оборона.
По переулочку, мимо советских корпусов, спустимся к проходной:



Сама проходная и один из старых цехов:



Великолепная водонапорная башня, которую я сначала принял за доменную печь 18 века:



На проспект выходит фабрика-кухня 1920-х годов, ныне пекарня (что очень по-ленинградски - в Питере сохранилось как минимум три хлебзавода в стиле конструктивизма):



Но больше всего впечатляет, конечно, длинный ребристый корпус 1890-х, вытянувшийся вдоль проспекта:









Ещё одна водонапорка:



Как я понял - заводская контора 1860-х:



Чуть дальше - заводская больница (1897):



А вот заводская церковь апостола Павла (1817-26), построенная ещё при Александровской мануфактуре, не пережила советских времён:



Здесь историческая промзона заканчивается, хотя производства тянутся и дальше - например, ТЭЦ, да и сам завод вытянут вдоль Невы почти на 2 километра, до самого Большого Обуховского моста. На дальнюю часть промзоны, а также на всё, показанное уже в этих постах, в следующей части полюбуемся с Невы.
Пока же возвращаемся на "Пролетарскую":



И в целом, я бы сказал, что проспект Обуховской Обороны - это такой тёмный антипод Невского, его фабричный собрат. Выходя из площади Александра Невского в разные стороны, два проспекта наглядно иллюстрируют две стороны "прекрасной эпохи", одна из которых вскоре стала Белыми, а другая - Красными.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.
Tags: "Молох", Петербург, дорожное
Subscribe
promo varandej сентябрь 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments