varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Петербургские Молохи. Мимо фабрик по Неве.



Пройдя (в двух частях - первая, вторая) проспект Обуховской Обороны, отправимся вдоль него по Неве, только в обратную сторону. Собственно, возможность полюбоваться старой промзоной с воды была не последней причиной того, почему я поехал к Петербургским Молохам летом - всё же зимой промарх живописнее. При этом, Невская линия аквабуса начинается гораздо выше старых заводов, в Рыбацком, и заканчивается немного ниже - напротив Смольного, так что помимо фабрик из прошлых частей, здесь покажу и ещё кое-что.
Да, и этот пост - почти без исторических справок, мне лень повторять то, что уже было сказано в двух прошлых частях.

До конечной аквабуса (об этом экзотическом питерском транспорте я уже писал здесь) я добрался лишь со второй попытки. Поехал на метро "Рыбацкое", попытался узнать дорогу к пристани у местных, а местные меня посадили на трамвай и отправили к Невскому рынку - то есть, фактически в начало первой части. Впрочем, оно и к лучшему - в тот день шёл противный моросящий дождь, а когда я поехал в Рыбацкое днём позже с подробным инструктажем от periskop.su, была уже довольно симпатичная переменная облачность.



Питерские окраины от московских отличаются примерно как если бы это было другое государство. Здесь и архитектура панельных многоэтажек немного иная, и расположены они гораздо более упорядоченно и парадно (ведь в Ленинграде была своя мощная архитектурная школа, очень много строившая в Сибири и на Крайнем Севере), и трамваи ходят почти за город, но самое главное - в разы больше пространства. То ли здесь меньше точечной застройки, то ли так было изначально, но по сравнению с московскими питерские "спальники" пугающе просторны.



Пристань аквабуса найти несложно - от метро идите перпендикулярно линии в сторону Невы. Лучший ориентир - вот эта пока ещё строящаяся церковь, причал находится несколько правее (то есть ближе к окраине):



Я, впрочем, ушёл слегка нетуда и немного погулял по набережной. Здесь это уже не строгий гранит, о который разбиваются студёные невские волны (Пушкину привет!), а обычный парк у грязноватого берега. Совсем рядом Большой Обуховский мост и советские корпуса Обуховского завода:



Конечная остановка аквабуса практически в устье речки Славянка (это от неё пошли Графская Славянка и Петро-Славянка, на ней же стоит Павловск):



Город здась по сути дела заканчиваеся, переходя в предместья (которые у Питера едва ли не обширнее, чем у Москвы). На том берегу - видимо, чей-то особняк, а вдалеке пивзавод "Невский берег":



Подошёл аквабус, высадил единственного пассажира, и единственного же (то есть меня) принял. Забегая вперёд, скажу, что я так и ехал в нём один, а так как аквабус - по сути маршрутка, останавливается только по требованию или при наличии пассажиров на пристани - всю линию я проехал без остановок. Так не везде (линии в историческом центре намного более загруженные), и не всегда (в час пик многие ездят аквабусом на работу и с работы), но мне вот повезло. Экипаж катера - два человека: рулевой и помощник - кондуктор, швартовщик и прочее в одном лице.



Рассчитались (проезд 54 рубля) - и погнали вниз по течению. Скорость у авкабуса почти как у "Метеора". Через несколько минут над нами повис Большой Обуховский мост (в обиходе - просто Вантовый):



Грандиозное сооружение (хотя конечно не Владивосток и даже не Сургут) - высота пилонов 126 метров, общая длина 2824 метра, из которых 382 - судоходный пролёт. Высота моста над водой - 30 метров, поэтому его не приходится разводить. А для Петербурга это была революция: 301 год (мост открыли в 2004-м) по ночам, пока разведены мосты, не было никаких общедоступных способов попасть с одного берега на другой - метро в это время не ходит, на Неве даже зимой пробит фарватер, ближайший неразводной мост - под Шлиссельбургом. Вантовый мост стал для Петербурга настоящим прорывом:



По длине он превосходит любой другой питерский мост минимум втрое. Кстати, интересный факт: мостов свыше 2 километров за последние 10 лет в России построено больше, чем за весь ХХ век. Только это ведь не интересно?
Рыбацкое остаётся позади, а мы плавно въезжаем в район, показанный в прошлой части:



Недалеко от моста на правом берегу - пристань Уткина Заводь, фактически второй в Петербурге речной вокзал, так как первый не справляется с потоком круизных теплоходов (вот интересно - это потому, что теплохов с советских времён стало больше, или потому, что пропускная способность речного вокзала стала меньше?).



Уткина Заводь - старое заводское предместье, название получившее то ли от промышленника Уткина, то ли как перевод финского топонима. Здесь ещё в 18 веке работали кирпичные заводы для нужд города, c середины 19 века действует грузовой порт, а из сохранившихся памятников примечательны недействующий старый корпус ТЭЦ-5 (1914-20):



И готическая водонапорная башня:



Чуть ниже по течению - жилгородок "Уткина Заводь", построенный в 1926-33 годах для работников ТЭЦ:



Новая ТЭЦ-5 то ли не видна с реки, то ли не попала в кадр, но я уже показывал вид на неё с проспекта Обуховской Обороны.
По левому берегу же ещё на два километра, вдоль почти всей Уткиной Заводи, тянутся бетонные корпуса Обуховского завода - всё самое интересное у него со стороны проспекта Обуховской Обороны, к Неве же выходит сугубо функциональная советская часть:



Сталинки на Октябрьской набережной напротив завода:



А вот уже и главный речной вокзал с гостиницей, который ещё поди разгляди за теплоходами:



Подходим к Володарскому мосту с его башнями-"воротами". Даже перейдя к типовому строительству, Ленинград сохранил лучшие традиции Петербурга -  "стройный строгий вид" парадных проспектов и набережных.



Справа - бумажная фабрика Варгуниных:



Её я отснял не слишком подробно - с набережной да при вечернем свете она смотрится намного лучше.



Фарфоровый завод, тем более он в лесах, я сфотографировать как-то не успел. Зато вот дома на проспекте Обуховской Обороны:



Пролетарский завод с корпусами 1820-х годов - хотя они и образуют фасад, но почти не видны за сквером (кроме углового), ибо по сравнению с цехами конца 19 века очень маленькие.



Ну а вот и кульминация плавания - район мануфактуры "Рабочий" и стеариновой фабрики (она же "Невская косметика"). Мы въезжаем на территорию первой части рассказа, где я уже упоминал, что лучшие виды на эти фабрики открываются именно с Невы.



"Рабочий", За фабриками очень колоритный пролетарский район, так что эту часть Обуховской промзоны нужно осмотреть и с воды, и с проспекта.



Стеариновая мануфактура во всей красе:



Зубчатый корпус запоминается сразу и надолго. И главное - это не более чем осветительный элемент, ведь в те времена в цехах не было электрических ламп.



Ещё один довольно интересный корпус:



Но вот и "Невская косметика" осталась за кормой. Здесь Нева делает очень красивый изгиб, позади Володарский мост и многоэтажки левого берега:



Ещё один грузовой порт, ещё одна ТЭЦ:



Всё-таки огромное количество реальной промышленности, неприкрытая индустриальность - одно из важных отличий Петербурга от Москвы. А вот бизнес-центр "Александро-Невская мануфактура" в фабричных корпусах - явление уже вполне московское (обратите внимание на остановку аквабуса - на самом деле их по пути очень много):



Рядом и Невский метизный завод, где мы с periskop.su начали поход в двух частях по проспекту.



Дома на другой стороне - каюсь, снял с берега. Как-то они лучше получились, хотя ракурс почти тот же:



Невский завод с Невы практически не виден, а чуть дальше - элеватор 1930-х годов с собственной пристанью. Увы, ближе пристань заснять не получилось - почему-то все кадры вышли нерезкими, а ведь интересное сооружение!



А впереди уже Финляндский мост, за которым солнце озарило старый город:



Почти у самого моста - Скорябщенская часовня (1894-97) разрушенной одноимённой церкви Стеклянного городка - то есть слободки стекольного завода. Здесь хранился чудотворный список иконы "Всех Скорбящих Радости" "с грошиками", одна из главных петербургских святынь, к которой в 1888 году, после удара молнии в церковь, приросли 12 монет, на которые она упала. Ныне икона хранится в Троицкой церкви "Кулич-и-Пасха", показанной в прошлой части (увы, я при написании прошлой части этой информации ещё не знал).



Ещё один элеватор, теперь дореволюционный (1908-11) - первое от центра предприятие 11-километровой Обуховской промзоны:



Впрочем, индастриал в Питере повсюду - будь то старые фабрики или советские бетонные монастры. Даже в Петропавловской крепости действующий монетный двор, даже Адмиралтейство половину своей истории было заводом. Что уж говорить про ТЭЦ-5, показанную в одной из прошлых частей!



Проходим мимо Александро-Невской Лавры - третьей в Московском Патриархате по счёту (после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой). Там покоится Александр Невский - покровитель Петербурга, в 13 веке разбивший шведов на этом месте, а в 18-м веке по легенде трижды уходивший из нового "Града Антихриста" назад во Владимир. Да и много кто другой там покоится, на грандиозных и красивейших некрополях лавры - Достоевский, Чайковский, Ломоносов, и десятки других фигур такого масштаба.



Площадь Александра Невского с советской гостиницей Москва. Здание советское (хотя и реновированное), и по-моему самое грубое вторжение в старый город из всех, что в Северной столице есть. Да и просто бетонный монстр с надписью "Moscow" в старом Петербурге выглядит зловеще.



И заходя под мост Александра Невского (1960-65, ранее был самым длинным в Петербурге - 910 метров), оглянемся назад. Всё показанное в этих трёх частях осталось там, за Финляндским мостом.



О том, что можно увидеть с аквабуса на последнем участке, я уже рассказывал в посте "Петербургские Молохи. Разное". Причалив к Свердловской набережной (где аквабус провисел добрых 10 минут, ожидая, пока не освободится для него пристань), уехал на Охту к Пороховому заводу, о чём так же уже написал. Да и о Колпине, которое посетил до этого плавания - тоже.

Но я ещё не рассказал о третьей, пожалуй самой интересной петербургской промзоне - Обводном канале. Которому и посвящаются следующие три части.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.
Tags: "Молох", Петербург, дорожное
Subscribe
promo varandej сентябрь 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments