varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Петербургские Молохи. Обводный канал, часть 1.



Обводный канал в Петербурге напоминает мне Садовое кольцо в Москве - четка граница старого города, за которую он перехлёстывает в нескольких местах, но в основном находится в её пределах. Самый длинный из петербургских каналов (8 километров), соединияющий Неву с речкой Екатерингофкой, проходит примерно в 2-3 километрах за Фонтанкой. Он был прорыт в 1769-80 (западная часть) и 1805-33 (восточная часть) годах как транспортная артерия, последнее звено первой петербургской "кольцевой дороги" вместе с Невой и её рукавами, и южная граница города - изначально даже с крепостным валом. В общем, идеальное место для строительства фабрик.
Походу вдоль Обводного канала с дальнейшей вылазкой к морскому порту на Гутуевском и Канонерском островах мы с periskop.su посвятили целый день. Рассказ об этом походе также будет состоять из трёх частей: две - о пути вдоль канала, третья - о руинах завода "Красный Треугольник". Впрочем, Обводный - это не только фабрики, но и дома, мосты, вокзалы, церкви, да и просто по-петербургски цельный и харизматичный ансамбль, который я попытаюсь показать с разных сторон.

Рассказывая про Обводный, нельзя не упоминуть самый новый его элемент - одноимённую станцию метро, октрытую 30 декабря 2010 года в составе новой "пятой" линии Петербургского метрополитена.



Станция получилась чертовски, не по-современному стильная. Её настенные панно - настоящий путеводитель по Обводному каналу, или уж точно его портрет. Балки под потолком не только покрашены под ржавчину, но и даже с клёпками - однозначно дореволюционная деталь, которую стилизаторы частенько забывают. Но особенно впечатляет зал в виде толстенной трубы, заполненной мутной водой до половины:



Дизайн очень специфический, и главное - очень смелый. Без всяких заморочек в духе "А понравится ли пассажирам ощущать себя внутри водопроводной трубы?". Нет, пассажира просто тыкают носом в грубую романтику старопромышленной эпохи. В общем, кому как, а мне эта станция кажется настоящим произведением современного искусства.



Вообще, один пост о Питерском метро у меня уже был, но в эту поездку я наснимал материалов на ещё один. Может быть, чуть позже выложу и его. Но пока - поедем наверх:



Вид непосредственно от вестибюля. Вот он - канал, довольно широкий (от 21 до 42 метров). Справа - Лиговский проспект, построенный на месте одноимённого канала, прорытого ещё в 1720-е годы. Первоначально (до 1805) Обводный здесь и заканчивался. А Лиговский ведёт на север, прямиком к Московскому вокзалу.



Мрачные островерхие дома по 5-7 этажей, порой глядящие на "красную линию" брандмауэрами - характерная застройка северной стороны канала. Вид в обратную сторону: за Лиговской - доходной дом, а сам вестибюль на первом этаже стеклянного торгового центра, построенного на пределе допустимой этажности. К счастью, пока таких в центре Петербурга немного.



Ново-Каменный мост между ними появился в 1805 году, и служил акведуком - Лиговский канал был существенно выше Обводного. Сейчас такое уже вряд ли увидишь - перекрёсток двух водных путей на разной высоте. Затем Лиговский засыпали и сделали проспектом, а нынешний мост - 1970 года. Вот такой с него открывается вид - вдалеке Боровой мост (1960-61) и позднесоветский дом, ныне занятый деловым центром "Нептун" - надо заметить, гораздо более тактичный, чем его современный "коллега":



В канале довольно сильное течение, судоходства нет, а одно из прозвищ в народе - Обвонный. Почему - догадаться нетрудно:



У Борового моста - явно производственное здание, если ничего не путаю - бывший гвоздильный завод Бари (1880-е), с 1902 года ставший Типографией имени Ивана Фёдорова:



Через мост на южный берег уходит Боровая улица, на которой примечательна Покровская церковь (1890-97), основанная Покровским епархиальным братством (курировало приходские школы и церковное пение в столице). Ныне её занимают евангелисты, которым, видимо, не хватает средств отреставрировать храм. А вообще, не находите, что этот абзац больше подошёл бы к чему-нибудь в Западной Украине? Православные братства, смена конфессий в одном церковном здании...



Рядом - бывшая мануфактура "Лиговский текстиль" (1844-50), очень напоминающая текстильные фабрики Москвы. Её сейчас активно переделывают подо что-то - очередной лофт.



Ещё через пару сотен метров открывается вот такой вид с триптихом мостов. Пешеходный Ипподромный мост (1985-86, сам ипподром сгорел в блокаду), трубопровод с баннером и железнодорожный Царскосельский мост. Упоминание об энергетике тоже не случайно - за мостом начинается район соответствующих производств, и даже большой красный дом изначально был построен для специалистов-энергетиков.



Царскосельский мост в нынешнем виде построен в 1900-04 годах, и по нему проходит трасса старейшей в России железной дороги (1837).



Изначально она имела колею 1829мм, но на рубеже 19-20 веков прошла тотальную реконструкцию. В те же годы был построен и нынешний Витебский вокзал, а до Царского Села линия оставалась трёхпутной - Третий Особый Императорский путь был отдельным подразделением со своим режимом. По ширине моста видно, что по нему пролегало три пути:



Причём непосредственно над водой - по двум разным переходам:



А дизайну здесь уделялось особое внимание:



Именно по этому мосту в Петербург приходят поезда из Белоруссии и Украины. А через несколько минут после того, как под мостом прошли мы, на мост выехал поезд из Вильнюса. К мостам примыкают Новые Егерские казармы (1815) - длиннющее П-образное здание. Казарм вдоль Овбодного вообще много - не случайно когда-то здесь проходил крепостной вал.



Напротив - какие-то старинные цеха, назначение которых объяснять не берусь. Ныне здесь строительный гипермаркет "Метрика", раньше была Рыбинская стройбаза (в народе - Рыба), а ещё раньше - Главный Газовый завод Общества столичного освещения:



Газовые заводы - неотъемлемая часть мегаполисов 19 века, эпохи газовых фонарей. Московский аналог я уже показывал, но в Петербурге это предприятие старше и больше: первые цеха построены в 1859-61 годах под руководством инженера Отто фон Гиппиуса. Панорама района газзавода с Можайским и Рузовским мостиками:



Главный элемент газовых заводов - газгольдеры, то есть круглые башни для хранения светильного газа. Лучше всего виден гигантский (42 метра в диаметре, 21 метр в высоту) газгольдер второй очереди (1881), стоящий прямо над каналом. Натурально - замок:



Чуть дальше вглубь заводской территории уходит цепочка из трёх газгольдеров первой очереди (1859-61). Увы, кадр получше не получился. Сам знаю, что надо было снимать с другого берега и объектив протереть, но что уж есть теперь... Видно, например, что у старых газгольдеров стены декоративно оформлены (впрочем, это лучше сохранилось в Москве).



Здесь же действовала и одна из первых в Петербурге Центральная электростанция (1897), корпус котороый с трубой-"пеньком" хорошо виден дальше. А в краснокирпичном здании ближе находился петербургский офис "Сименс и Гальске", который и поставлял для неё оборудование.



Кадр снят с Газового моста напротив газгольдеров, впереди виден Масляный мост, оба чисто пешеходные. Взгляд за канал - Исаакий в перспективе Бронницкой улицы:



Завершает "городок энергетиков" жилой дом работников ГРЭС начала 1930-х годов - отличный образец конструктивизма:



Чуть дальше - Фрунзенский универмаг (1934-38), напоминающий минские постройки Лангбарда (Дом Правительства, Опера). Его хотели снести, потом вроде отстояли, потом опять непонятно... Короче, один из лучших памятников советской архитектура Петербурга пока что в подвешенном (и завешенном) состоянии. Впереди видна Воскресенская церковь (1904-08) у Варшавского вокзала.



Универмаг возвышается над Ново-Московским мостом (1965-67), по которому проходит Московский проспект - одна из главных питерских магистралей. Но мы пока что свернём на Заозёрную улицу, мимо водочного завода Келлера (1870-е):



В перспективе хорошо видны сооружения химического завода "Аист". Гигант бытовой химии (стиральные порошки и прочее) тоже имеет полуторавековую историю, начавшись с мыловаренного завода в 1845 году.



Справа по Заозёрной, над автостоянкой - ещё один газгольдер (1881):



Напротив - завод "Хлебный дом". Запах соответствующий, то есть очень приятный:



А на углу Смоленской улицы - то, ради чего Перископ и предложил отклониться от маршрута - "Порт-Артур":



Это не предприятие, но для промышленной истории России тоже знаковый памятник - первый дом-коммуна (1904), а говоря современным языком - первая в России общага-малосемейка. До этого рабочие жили или где попало (землянки, бараки), или прямо в цехах, в самом лучшем случае - в казармах. Ну, кому хватало денег - снимали квартиры в доходных домах, по несколько десятков человек на комнату. Общагу построил инженер-строитель Владимир Кондратьев, которого на эту идею натолкнула многолетняя работа обшмерщиков в домах под снос в 1890-е годы, так что о нуждах и условиях он знал не по наслышке.



Предполагалось, что семейные рабочие будут снимать тут небольшие комнаты - выходило несколько дороже, чем в казарменных условиях, но несопоставимо дешевле, чем съём собственной квартиры. В общем, попытка решить проблему, крайне актуальную и сейчас. С общаждно-арендным людом в Москве я знаком не по наслышке, но сложность в том, что жильё типа "Порт-Артура" в наше время - примерно то же, что казармы сто лет назад.



Кстати, название Порт-Артур - народное: дом сдали (в совсем другом смысле слова) почти одновременно с Порт-Артуром.



Дворик. Здесь Перископ обратил моё внимание на то, как до Революции приходилось изворачиваться из-за дороговизны земли, сгибая дома немыслимыми загогулинами. Что ни говори сейчас, а в 1920-е годы советское градостроительство в условиях госмонополии на землю (что позволяло делать просторные зелёные дворы) выглядело прорывом .



Дом 1920-х годов на другой стороне квартала с Порт-Артуром:



Это уже Киевская улица, и её южная сторона вся проходит вдоль Бадаевских складов. Тех самых, блокадных. Комплекс деревянных складских помещений был построен в 1914 году, а 8-10 сентября 1941 года их разбомбила Люфтваффе. Сгорели 3 тысячи тонн муки, около тысячи тонн сахара, а чёрный дым от горящего продовольствия окутал город - так началась блокада. Но сам по себе этот пожар не был роковым - по нормам мирного времени сгоревших запасов хватило бы всего на 3 дня, то есть даже в условиях экономии они бы не спасли город от голода.



Нынешние здания Бадаевских - послевоенные.



Местность вокруг - это именно здесь люди искали в снегу расплавленный сахар и горелую муку:



Крыши рабочих слободок:



Но про эстетику в Петербурге не забывают и здесь:



За Бадаевскими - жилой комплекс "Империал", одна из самых скандальных строек в Петербурге. Её несколько раз останавливали, предписывали укоротить, отменяли предписания, снова останавливали... Короче, застройщики в Петербурге не менее наглые, чем в Москве - но противодействие им гораздо сильнее. Обводный, Фонтанка и Мойка - три линии обороны Старого Города, и пока основные "бои" идут между Фонтанкой и Обводным. Ну а монстры типа "Империала" севернее Обводного пока просто немыслимы.



Московский проспект - подробно на нём останавливаться не буду, скажу лишь, что это великолепный сталинский ансамбль, одна из витрин сталинского стиля. О нём можно написать отдельный пост, так что пока возвращаеся на Обводный:



Мимо фабрики "Петмол" (Петербургское молоко, то есть) в корпусах Скотопригонного двора (1823-26, архитектор Шарлемань). Обратите внимание на часы в виде молочного пакета:



Размеры двора очень приличные - квадрат со сторонами по 182 метра. В глубине - уже сталинские здания, изначально принадлежавшие "Петмолу". В общем, здание почти не меняется своей специализации уже около 200 лет.



За каналом, среди доходных домов окнами на промзону...



Каким-то чудом затерялся особнячок (1839-42):



Его построил не купец или дворянин, а некий Тимофей Дылёв, "лепных дел мастер". И красивейшее лепное украшение на фасаде было его рекламой:



А впереди... Впереди ещё много интересного: Воскресенская церковь Александро-Невского братства трезвости (1904-08, на кадре чуть выше, в лесах), Варшавский и Балтийский вокзалы, резинотехнический "Красный Треугольник" (кирпичные башни), Гутуевский остров с Богоявленской церковью (вдалеке) и портом:


Но это всё - в следующий раз.

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.
Tags: "Молох", Петербург, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →