varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Петербургские Молохи. Обводный канал, часть 2.



Продолжаем поход вдоль Обводного канала - исторической южной границе петербургского центра. Фабрики, вокзалы, жилгородки и морской порт на Гутуевском острове.

Почти сразу за Московским проспектом - Воскресенская церковь (1904-08), построенная Александро-Невским обществом трезвости. О секте трезвенников под Петербургом я уже писал полтора года назад, но гораздо более распространённым явлением были вполне официальные православные братства, специализировавшиеся на борьбе с пьянством. Братство Александра Невского в двухмиллионном Петербурге включало ни много ни мало 70 тысяч человек. Потому и церковь крупнее собора в ином губернском городе, а колокольня напоминает по форме бутылку. Увы, во время нашего похода она была в лесах, поэтому даю фото из "Народного каталога православной архитектуры":



Уже в постсоветское время (1992) здесь отпевали Льва Гумилёва, а в 1998 году - Андрея Панова, более известного как Свин (если кто не в курсе, это не бандит, а панк).
Почти сразу за церковью - Варшавский вокзал. Почему-то я забыл снять его с правильной стороны, а когда хватился - возвращаться ради одного кадра было уже не целесообразно. Поэтому - вот такой вот снимок против солнца, вполне дающий представление об этом длинном (около 300 метров!) приземистом здании:



Вокзал был открыт в 1853 году как начальный пункт ветки к царской резиденции в Гатчине, а нынешнее здание построено в 1857-60 годах - возраст для вокзала очень почтенный. К тому времени ветку успели протянуть до Пскова, а спустя ещё два года вокзал стал действительно Варшавским. Отсюда ходили поезда в Европу, в том числе "Северный Экспресс" Париж-Петербург, не раз упоминавшийся в русской классике. Отдельную группу составляли "семейные" поезда, принадлежавшие богатейшим фамилиям в качестве личного транспорта. Первые потеряли актуальность в 1917 году, вторые - постепенно в течение ХХ века. В 2001 году вокзал закрыли, дальние поезда перенесли на Витебский, пригородные разделили с Балтийским. В роскошном здании разместился торговый комплекс, ныне опять закрытый на реконструкцию.



А на путях (которые, некогда заходили внутрь здания, а теперь обрываются у заднего фасада) обосновался железнодорожный музей, переехавший сюда со станции Шушары - его огромные "запасники" можно увидеть по дороге в Царское Село (станция "Паровозный Музей"). Музей один из лучших в России в своём профиле - здесь есть такие редкости, как ракетный поезд, 305-миллимитровые корабельное орудие на платформе или тепловоз Щэл1 1920-х годов. Об этом музее можно сделать отдельный пост, и не один - но это в другой раз. Часть путей действует, при нас грузили вагон-зековозку:



Вокруг - пристанционные постройки, например отдельный павильон для обслуживания Императорского поезда. Тишина, упадок, потрескавшийся асфальт...



Словно и не центр Петербурга, а какая-нибудь некогда крупная приграничная станция, из-за распада СССР утратившая 9/10 трафика. Причём возможно даже не в России.



Привокзальная площадь. Всё та же тоскливая атмосфера. В доме слева живут ни то нелегалы, ни то цыгане. За домами - ещё какой-то завод.



На другой стороне канала - Измайловские провиантские склады (1819-22). Один из крупнейших городов мира должен был где-то хранить продукты, не говоря уж о том, что это был главный порт и промышленный центр Империи - по петербургским складам вполне можно сделать отдельный пост.



Через заводик от Варшавского - Балтийский вокзал, в отличие от последнего исправно действующий: он обслуживает только электрички и дизели, но охватывает ими пол-области, и считается одним из самых напряжённых вокзалов страны. Толчея на площади действительно редкостная:



Балтийский и Варшавский вокзалы - ровесники, этот открыт в 1857 году, причём здание (сильно перестроенное в 1930-е годы) так и стоит с тех времён. До 1872 года он назывался Петергофским - именно туда вела ветка, построенная на деньги барона Штиглица, который, скорее всего, рассчитывал дотянуть линию до своих мануфактур под Нарвой. Надо заметить, на другом конце изначальной линии - один из самых удивительных российских вокзалов Новый Петергоф.



За Балтийским ещё недавно находился Питерский Гарлем - треугольный квартал на улицах Шкапина-Розенштейна, выходивший острием к Обводному каналу. Территория, зажатая между вокзалом и "Красным Треугольником" (а о том, что это такое, я расскажу позже - скажу лишь, что это страшно) с необычно кучно построенными домами для рабочих по 6-7 этажей уже к 1960-м годам превратилась в трущобы: дома были признаны непригодными для постоянного проживания, остались без капитального ремонта, а расселение их растянулось на десятилетия. Само собой, там начали селиться деклассировынные элеменеты и нелегалы - и в общем, получилось нечто вроде знаменитой "Вяземской Лавры" (бандитского гетто в дореволюционном Петербурге - как Хитров рынок в Москве, только хуже). В Сети мало его фотографий, но много красочных описаний прогнивших, грязных, закопчённых халуп с тесными дворами. "Гарлем" расселили только в 2003 году, затем дома ещё некоторое время стояли заброшенными, и наконец квартал был просто снесён - реакция на это была очень неоднозначной. Угол канала и улицы Розенштейна - слева виден забор снесённого квартала, а справа - дом примерно такого типа, как были там:



А мы приближаемся к "Красному Треугольнику", башни которого хорошо видны впереди. Конструктивистское здание за каналом было его подстанцией:



Оглянемся назад - здесь господствуют постепенно выросшие из-за зданий трубы очередной ТЭЦ:



А над нами уже нависает "Красный Треугольник" - самый страшный, пускай и мёртвый, из Петербургских Молохов. periskop.su провел меня и вовнутрь, поэтому о Треугольнике будет отдельный пост. Если вкратце - это был один из крупнейших в мире резиновый завод, основанный в 1859-61 годах и проработавший до середины 1990-х. В начале ХХ века здесь трудилось более двадцати тысяч рабочих, завод был безусловным мировым лидером по производству галош, а в отдельные годы - и по производству резины в целом. Экологической модернизации здесь не проводили отродясь, а как результат - завод порождал немыслимое количество дыма, вони и онкологии. До сих пор резиновый запах ощущается за несколько кварталов от завода, что уж говорить про времена, когда он действовал...



А на другой стороне канала - обыкновенный винзавод (1890-е). Идём дальше - вдоль бесконечных красных цехов с чередующимися башнями. Завод действительно имеет форму треугольника, каждая сторона - по километру. Церковь в перспективе - уже на Гутуевском острове.



За каналом - весьма живописный пивоваренный завод Дурдина (это его дом я показывал на Лиговке у пересечения с Обводным) 1890-х:



На углу "Красного Треугольника" - дом Пазетти, построенный в 1830-е годы и полностью перестроенный в 1890-е. Помимо съёмных квартир, здесь находилась обойная фабрика, магазин "Треугольника" и многое другое. Дом смотрится весьма живописно:



И имеет, пожалуй, самую красивую подворотню, что я когда-либо видел. Возможно - потому что она проходит угол дома наискось, и служила как бы внешним холлом:





Напротив - фабрика "Веретено", она же Российская бумагопрядильная мануфактура, одна из первых в стране механизированных текстильных фабрик (1835). Очень красивое здание, настоящий фабричный дворец, больше напомнило мне екатерининскую эпоху:



На фасаде проходной - краткое описание:



На верхушке - Гермес. В общем, очень необычное для России промышленное здание, одно из самых интересных в Фабричном Петербурге. Как пишет Кирилл Кравченко (правда, это данные за 2006 год), за вполне приличным фасадом - катастрофическая разруха. А отсюда и не скажешь...



Взгляд назад. Справа - цеха завода "Металлист", этакого питерского родственника московского "Серпа и Молота", судя по всему тоже остановленного.



За "Металлистом" - жилгородок "Красного Треугольника", построенный в 1930-е годы всё-таки не под самым заводом, а на некотором удалении от цехов. Учитывая, что господствуют в Питере западные ветры - здесь жить было явно лучше, чем на Шкапина-Розенштейна. Таких кварталов много в районе Нарвской Заставы, до которой отсюда минут 10-15 ходьбы.





Завершают канал пара фабрик. С южной стороны - текстильная "Советская Звезда":



С северной - пивзавод имени Степана Разина:



Мутные воды канала вливаются в гораздо более прозрачную речку Екатерингофку, ныне фактически ставшую проливом между берегом и Гутуевским островом:



Взгляд назад. Позади 6 километров пешком, не считая ответвлений к Порт-Артуру и вглубь "Красного Треугольника":



В перспективе Екатерингофки - Адмиралтейская верфь на Галерном острове в устье Фонтанки, один из трёх великих судозаводов Петербурга (наряду с Балтийской верфью и Северной верфью, а есть ведь ещё несколько менее крупных верфей). Это прямой наследник Адмиралтейства - ведь как уже говорилось, мало кто задумывается о том, что величественное здание в перспективе Невского тоже до 1844 года было заводом. На рубеже 18-19 веков мощности Адмиралтейства из центра стали выводиться поближе к морю, в 1833-35 годах построены старейшие корпуса Ново-Адмиралтейских верфей. Верфь стала одним из центров военного судостроения (в первую очередь подводные лодки, в том числе знаменитые "Варшавянки"), но и гражданские эллинги не простаивают - здесь строятся целые серии танкеров, в марте 2011 года спущено на воду научное судно "Академик Трешников" для Антарктической экспедиции... Вот только видны на здания верфей лучше искать с другой точки.



С другой стороны хорошо видна авангардная водонапорка Гидролизного завода (1923):



А мы выходим на Гутуевский остров:



Который встречает роскошной Богоявленской церковью (1888-91) в псевдорусском стиле (архитектор Косяков, автор Морского собора в Кронштадте). Её реставрация закончилась совсем недавно:



Церковь крайне богата деталями, причём сделанными очень красиво, а отреставрированными со вкусом:



А в доме при церкви в 1920-е годы находилась первая в Петербурге автостанция, обслуживавшая в основнмо внутригородские маршруты. Автовокзалы в современном понимании в СССР появились очень поздно, в Петербурге первый открылся в 1957 году на Сенной площади.





Продолжением Обводного на Гутуевском острове можно считать Двинскую улицу. Атмосфера здесь сразу меняется - ощущение, что отъехал от города хотя бы километров на 50-100: тишина, неспешный люд на запущенных улицах, тёмные магазины с разговорчивыми продавщицами... Даже не скажешь, что мы в подбрюшье Петербургского порта - хотя, может быть дело в субботе.



Гутуевский остров известен со Средних веков, причём сменил множество названий - впрочем, тогда это был второстепенный островок Невской дельты. В середине 18 века им владел купец-судостроитель Конан Гутуев, отсюда и нынешнее название. Но всё поменялось в 1870-е годы, когда Николай Путилов, владелец супер-завода чуть южнее, организовал перенос сюда Морского порта с Васильевского острова, для чего был вырыт Морской канал. Гутуевский получил нынешние очертания и начал застраиваться и заселяться... Впрочем, архитектура тут в основном советская:





Дом Культуры моряков - сзади конструктивизм (1932-34)...



Спереди - сталианс:



Напротив - гигантская сталинка Института водного транспорта (1951-52):



Улица между ними ведёт к старой дирекции Морского порта (1870-80-е) - П-образному краснокирпичному зданию:



Рядом - ещё одна дирекция, но уже советская, а перед ней памятник невоенным морякам и работникам порта, погибшим в войну:



Порт занимает 3/4 острова - застройка вдоль Двинской вклинивается в него узкой полосой шириной в пару кварталов. Порт занимает и соседние острова, и ныне является вторым по величине в России (после Новороссийска) - грузооборот 58 миллионов тонн, причём он резко вырос в последние годы. Но по портовой проходной на Гутуевском ни за что так не скажешь - больше напоминает увядшие порты типа Архангельска или Измаила. Видимо, просто этот участок ныне второстепенный.



А с Гутуевского мы вышли вновь на Двинскую, поймали маршрутку и поехали на Канонерский остров. Но это уже другая история, да и к тому же - рассказанная (см. оглавление). Промышленный Петербург плавно переходит в Петербург Портовый - и эти две его грани близки, как мало какие ещё.
Осталась последняя часть фабрично-петербургского цикла - о "Красном Треугольнике".

СТОЛИЧНЫЕ МОЛОХИ-2011
Москва
Средневековая. Пушечный и Монетный дворы, палаты-мануфактуры.
Знаковая. Красный Октябрь, Трёхгорка и ещё по мелочи.
Электрическая. Электростанции и Электрозавод.
Офисная. Новая жизнь закрытых фабрик.
Санкт-Петербург
Петропавловская крепость. Монетный двор
Адмиралтейство, Кировский завод и другие.
Пороховые на Охте.
Проспект Обуховской обороны. От Невского завода до Пролетарского завода.
Проспект Обуховской обороны. От Пролетарского завода до Обуховского завода.
Проспект Обуховской обороны. С Невы.
Обводный канал. От Лиговского проспекта до Варшавского вокзала.
Обводный канал. От Варшавского вокзала до Гутуевского острова.
Обводный канал. Красный Треугольник.
Канонерский остров. Вдоль Петербургского порта.
Колпино.
Tags: "Балтийские ветры", "Молох", Петербург, дорожное, транспорт
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments