varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Унев. Шестая лавра.



Все кругом пишут о завтрашнем, но закончить рассказ мне всё-таки надо. В последней части галицко-волынской серии отправимся в село Унев в нескольких километрах от городка Перемышляны под Львовм, где в укромной долине между холмов стоит самая настоящая лавра, шестая в восточно-славянском мире. От других пяти - Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской, Почаевской и Святогорской - она отличается хотя бы тем, что принадлежит не православным, а греко-католикам. И в отличие от перечисленных лавр с их столпотворением и роскошью, Уневская лавра - тихая уединённая обитель.

Итак, в прошлой части я дошёл из Перемышлян в Унев пешком - это километров пять. Не учёл я лишь того, что сам Унев вовсе не зря при Советах и до 2003 года назывался Межгорьем - село представляет собой извилистую улицу, растянутую по долине на 3-4 километра.



О том, что эта улица ведёт к главному монастырю целой конфессии, не напоминает почти ничего - обыкновенное село с разбитым асфальтом, стадами кур и гусей, добродушными крестьянами. Даже обилие "малых форм" вроде крестов и капличек ни о чём не говорит - ими усеяна вся экс-австрийская часть Украины:



В центре села - кладбище, с окрестных холмов видимое за несколько километров:



И очень красивая церковь-новостройка, посвящение которой я узнать забыл. Скорее всего, она имеет прямое отношение к Лавре:



Рядом - Народный дом, здесь это название часто используют вместо "дом культуры" или "клуб посёлка":



Местные говорили: "Идете просто до хреста и наливо!" (т.е. "прямо, до креста и налево"). Вот крест, поставленный в 1896 году в честь 300-летия Брестской унии, в которой и возникла Украинская греко-католическая церковь:



А дальше - опять никаких намёков на лавру, идти по прямой ещё километра полтора:



На холмах - ещё какие-то памятники:



Ещё одна церковь на холме, причём явно не новостройка - но и оней информации не нашёл, все поисковики выдают по запросам только саму лавру:



Ну вот и пришли. В общем, лучше ездите сюда автобусом (из Львова, от автостанции №6 в конце Лычаковской, 4 рейса в день, все с заходом в Перемышляны):



Когда именно возник Уневский монастырь, теперь уже точно не скажешь, но ещё в 14 веке Унев упоминался как крупный религиозный центр. Опекал его Фёдор Любартович - сын того самого Любарта, строителя Луцкого замка. завершивший полувековую польско-литовскую войну за Галицко-Волынское наследство: Галичина осталась за Польшей, а Волынь - за Литвой. Для монастыря такая опека не прошла даром, он окреп, став одним из центров галицкого православия, в 1542 году получил статус архимандрии, а в 1549 был разрушен татарами и остроен уже как каменная крепость. Затем Унев одним из первых принял унию, и 17 век стал временем его расцвета, в 1648-1770 годах даже действовала Уневская типография, одна из лучших на востоке Речи Посполитой.



В 1790 году, уже в австрийскую эпоху, монастырь был упразднён, а здания стали резиденцией Михайло Левицкого - епископ, а позднее митрополит УГКЦ, правивший до 1858 года. Наконец, в 1898 году за Унев взялся сам Андрей Шептицкий - греко-католический митрополит, правивший всю первую половину ХХ века и умерший в 1945 году от серднечного приступа. Шептицкий успел пострадать и от польских, и от советских, и от фашистских властей, но его не зря считают едва ли не духовным отцом Западной Украины. Именно Шептицкий дал Уневу статус лавры, причём монахи тут не василиане (как в большинстве греко-католических монастырей), а студиты. Понять отличия монашеских уставов непосвящённому человеку довольно сложно, но если вкратце, устав Студийского монастыря в Константинополе - более строгий, архаичный и восточный, именно он господствовал в России до 16 века (борьбы иосифлян и нестяжателей).



Лавра состоит из двух дворов, за первыми воротами - внешний. Внутренний - каре жилых корпусов с дворцом митрополита (1816), скрывающее внутри Успенский собор (1549-57).



Как видите, монастырь отличается действительно идеальным состоянием, но при этом без чувства "евроремонта" - настоящая черепица, деревянные рамы, дорожки вымощены брусчаткой. Перед входом - часовня-звонница 1630-х годов:



На холме - деревянная церковь Климента и Леонтия, явный новодел, но очень хорошо стилизованный под прикарпатское зодчество. За церковью - пасека: у Лавры очень крепкое хозяйство.



Общий вид Лавры сверху - хорошо видно, что у неё есть и третий, закрытый для посторонних двор, и что это действительно монастырь-крепость. Не случайно в войну здесь с благословения Шептицкого укрывались евреи.



В 16 веке был ещё и внешний пояс укреплений, от которого уцелел фундамент брамы напротив ворот митрополичьего дворца:





Святой источник - говорят, вода здесь по-настоящему чудодейственная:



Вход в монастырь, за которым сразу вход в собор:



Последний также отличается пугающей мощью и неприступностью - храм-донжон, или даже храм-бункер. Внутри простое, но очень красивое убранство с нервюрным сводами, но при этом фотографировать там запрещено - первый раз такое вижу у греко-католиков! То ли статус Лавры обязывает к строгостям, то ли студийский устав:



На котрфорсе - герб Шептицких. К какому из двух Шептицких - Андрею (начало ХХ века) или Афанасию (начало 18 века) он относится, точно не знаю - но скорее всё же ко второму.



Слева от собора - корпуса 18 века с росписями на стенах. Плитку подметают трое монахов "в штатском":







Напротив фасада - галерея, а в галерее настоящий музей:







Самый ценный памятник здесь - ренессансное надгробие Ванька Лагодовского, возобновившего обитель в 16 веке. Таких на всю Украину известно три - ещё Константина Острожского (было в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, сохранились обломки) и Адама Киселя (в церкви села Низкиничи под Нововолынском)





Продолжает галерею коридор в Митрополичьем дворце, украшенный современными и историческими фотографиями униатских святынь, деятелей, событий:



Церковная лавка тоже имеется, и очень большая:



В общем, неожиданно тихое место. Говорят, паломническая гостиница летом всегда занята полностью, а зимой только по выходным - но в ней всего двести мест. Уневская лавра, оставаясь греко-католическим монастырём №1, не относится к числу главных паломнических центров. Говорят,совсем другое дело - Зарваница, столпотворением не уступающая Почаевской лавре. Сравнивать же Унев с Почаевом, как мне кто-то советовал - не совсем корректно.



От монастыря я поднялся на Чернечью гору, где едва ли не с 11 века стояло укреплённое селение - сохранились остатки валов, кусочки домонгольской плинфы (тонкого кирпича), но что это было точно и когда исчезло, единого мнения нет. Там же монастырское кладбище, где мне было приятно просто посидеть и полюбоваться закатом сквозь кресты и стволы:



На земле "казацкий крест" 17 века - напоминание о Хмельничине:



Спустился я к заднему двору, перейдя по мостику речку Гнилая Липа:





Здесь есть курган с крестом - наверное, чья-то братская могила:



Непонятный мегалит, похожий на трон:





Я не знаю, есть ли ещё в мире места, подобные Западной Украине, где мирно сосуществует такое количество христианских конфессий: православные трёх церквей, греко-, римо- и армяно-католики, лютеране, баптисты и всякие сектанты, староверы (у которых роль лавры играет Белая Криница), армяне, а может и кто-то ещё. А всё вместе, в сочетании с крестьянским селом, где люди пашут поля на лошади, складывается в какую-то совершенно непвоторимую гармонию - и этим ощущением Западная Украина порой напоминает Русский Север.



Из Унева я выбрался, напросившись в машину к супружеской паре из Перемышлян - ждать автобуса два часа не хотелось. А из Львова я поехал ночным поездом в Житомирскую область, о которой рассказал в самом начале серии. Круг замкнулся. Это был мой третий приезд в Западную Украину, и уверен, что не последний - на очередь Карпатский регион по обе стороны гор и "работа над ошибками" (то есть пропущенными местами) в Галиции, Подолии, Буковине, Волыни...

А завтра вечером уезжаю совсем в другие края. В Казахстан...

ВОЛЫНЬ-2011
Время Волыни. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
Коростень. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Бердичев. Город из еврейских анекдотов.
Пролог. Волынь. История, архитектура и колорит.
Ровенщина, или Острожская ординация
Ровно.
Острог. Замок и окрестности.
Острог. Межирич и Академия.
Дубно. Замок.
Дубно. Старый город.
Южная Волынь (Тернопольская область).
Кременец.
Почаевская Лавра.
Волынская область.
Берестечко.
Луцкий замок.
Луцк. Старый город.
Луцк. Новый город.
Владимир-Волынский.
Зимно. Монастырь и городище.
Лодомерия.
Червоноград. Шахтёрский край в Галичине.
Сокаль и Жвирка.
Белз. Средместье и Замочек.
Белз. Люблинское предместье и Заболотье.
Немного Галиции.
Свиржский замок.
Перемышляны. Обыкновенный городок.
Унев. Шестая лавра.
Tags: "Другая сторона", Западная Украина, деревянное, дорожное
Subscribe
promo varandej november 29, 13:19 45
Buy for 500 tokens
Армения. Здесь мы провели 40 дней, и я прекрасно понимаю, почему Мандельштам назвал её "орущих камней государством"... Грузия, где мы были краешком и в основном отдыхали в Батуми. Действительно не в меру душевна... Турция, в этой своей части некогда бывшая Арменией, Грузией и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments