varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Темиртау. Казахская Магнитка проездом.



Темиртау - крупный по казахстанским меркам (170 тыс. жителей) город в 30 километрах от Караганды по дороге на Астану. Он известен как "Казахская Магнитка" - здесь находится единственный в стране металлургический комбинат полного цикла, ныне принадлежащий небезызвестной "Арселлор-Миттал". Целенаправленно я бы сюда вряд ли поехал, но неожиданно много оказалось видно из окна маршрутки Астана-Караганда, которая даже не заезжала в центр. Все кадры сняты на ходу сквозь стекло, поэтому качество не ахти, а на полноту обзора я не претендую - но кто ещё когда о Темиртау расскажет?


Из Астаны я выехал затемно - до Караганды 180 километров, по меркам Казахстана это совсем немного, и по очень неплохой дороге маршрутка доезжает туда где-то за три часа. Я то засыпал, то просыпался, и в какой-то момент увидел рассвет над заснеженной степью:

1.


Степь бескрайняя, безлесная, и ладно хоть слегка волнистая, в отличие от плоских, как доска, степей на севере и западе Казахстана. Карагандинская область - это уже не северный, а центральный Казахстан, и по духу она уже совсем другая. Обратите внимание на изгородь, призванную задерживать снежные перемёты - в степи она почти такая же, как в воркутинской тундре:

2.


С появлением солнца окна довольно быстро запотели и покрылись инеем, я задремал, но в какой-то момент проснувшись, увидел впереди город. Потом за домами мелькнула доменная печь, я понял, куда мы подъезжаем, и начал расчищать стекло от покрывшей его изморози - эту процедуру приходилось повторять буквально перед каждым кадром, и не всегда удачно:

3.


Будущий город зародился ещё в 1905 году как русское село Жаур, основанное переселецнами из Самары, к 1909 году разросшееся до посёлка, переименованного в Самаркантский. В 1920-е годы здесь побывала экспедиция "отца" казахской науки геолога Каныша Сатпаева, который полезных ископаемых здесь не нашёл, но пришёл к выводу, что сочетание разных условий идеально для обустройства металлургического комбината именно здесь. В 1930-е годы построено водохранилище, в войну пущены ГРЭС (1942), завод синтетического каучука (1943) и металлургический завод (1944), в 1945 году Самаркантский стал городом Темиртау, что в переводе значит - Железногорск.

4.


В 1950-е годы же началось строительство "Казахской Магнитки" (если кто не в курсе, Магнитка - это крупнейший в бывшем СССР, да и в мире вне Китая Магинтогорский металлургический комбинат), и в карагандинских степях вырос очередной Семидесятипалатинск - ударная комсомольская стройка, где энтузиасты трудились, живя в палаточных городках. На большинстве таких строек в КазССР всё проходило гладко, но Темиртау прославился настоящим восстанием рабочих летом 1959 года: так как стройка была особенно массовой и долгой, власти не сумели создать энтузиастам приличные условия. в палаточном городке стали нормой антисанитария, перебои с водой и просроченная еда - рабочие регулярно требовали улучшения условий, но власти как всегда затягивали. Довершил картину приезд группы строителей из братской Болгарии, которых тут же поселили в общежитие и вообще предоставили всё то, чего советские строители добивались месяцами. Последняя капля случилась, когда советских рабочих отказались пускать в столовую, пока не доедят болгары - бунт разгорелся мгновенно. Рабочие разгромили столовую и лагерь, беспорядки перекинулись на сам город, представители власти разбежались кто куда, а бунтовщики удерживали Темиртау в течение трёх дней, пока не подошла регулярная армия, открывшая огонь на поражение - было убито 16 человек. В общем, ничего не напоминает?

5.


Тем не менее, рабочим были предоставлены адекватные условия, бывшие бунтовщики (не считая около ста раненных и арестованных) уже через неделю вышли на работу и ударными темпами восстановили всё то, что сами же разгромили, и менее чем год спустя Карагандинский металлургический комбинат заработал. В числе его первых рабочих был некто Нурсултан Назарбаев, прошедший путь от чугунщика доменной печи до секретаря заводского парткома, после чего возглавил сначала Карагандинскую область, а затем и весь Казахстан. С 1995 года комбинат принадлежит "Миттал-Стил", и как уверены в Караганде, именно с этого комбината началось восхождение Лакшми Миттала на пьедестал крупнейшего в мире металлургического магната.

6.


В город маршрутка не заезжала, поэтому из отдельных зданий я увидел лишь стоящие на окраине, друг напротив друга, православную церковь и мечеть:

7.


8.


Сам город, насколько я понимаю, целиком застроен в позднесоветскую эпоху, может быть там есть какие-нибудь запоздалые сталинки, но в общем архитектурой Темиртау не богат - как и другие семидесятипалатински типа Рудного или Экибастуза. В интернете нашёл всего два выделяющихся объекта - кинотеатр "Восток":

9.


И памятник металлургам:

10.

Обе с городского сайта ВТемиртау.кз.

А ещё - настоящая трамвайная система, в Казахстане редкость огромная. Вообще, я и троллейбусы-то видел только в Петропавловске, а трамвайных систем на весь Казахстан 4 - Алма-Ата, Усть-Каменогорск, Павлодар и Темиртау. Показательно, что в областной Караганде трамвай были ликвидирован уже в постсоветское время. Ныне сеть включает 3 маршрута, работники комбината ездят бесплатно - собственно, для их доставки на работу в 1959 году и была создана эта система:

11.

(из википедии)

Подробнее о центре города читайте у dikiy_m.
Маршрутка едет дальше, и с карагандинской трассы комбинат хорошо виден во всей своей мрачной красоте:

12.


Объём производства здесь не очень большой - всего 3-4 миллиона тонн стали в год: на Украине Темиртау был бы 4-м по величине (после опять же митталовской "Криворожстали" и двух комбинатов Мариуполя), в России уступает любому из 9 комбинатов полного цикла. Но прошу обратить внимание - на всю Россию предприятий такого типа всего 9 штук, так что даже самый небольшой из них грандиозен.

13.


14.


Парадный въезд в город со стороны Караганды:

15.


16.


А минут через десять - снова бескрайняя волнистая степь под тонким слоем снега:

17.


До Караганды осталось ехать меньше получаса.

ЦЕЛИНА-2010
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление. Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Центр.
Караганда. Не центр.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр и Полковничий остров.
Семипалатинск. Татарский край.
Семипалатинск. Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Немного Новосибирска.
Tags: "Тюркский след", Казахстан, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments