varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Category:

Рубцовск. Столица алтайской целины.



Начав рассказ о целине в зауральских степях и продолжив Северным Казахстаном, закончу степями перед Алтаем.
О Рубцовске, третьем по величине (155 тыс.) городе Алтайского края, я вполне мог бы рассказать ещё в октябре - планируя поездку на Рудный Алтай, я изначально думал сделать Рубцовск базой своих вылазок в Змеиногорск и Колывань. Но это город совершенно другого плана - основанный в 1892 году крестьянами-переселенцами во главе с Михаилом Рубцовым, в 1913 ставший станцией Турксиба, а в 1927 - городом, поднявшийся после войны на строительстве тракторного завода и освоении целины, и наконец выживший в 1990-2000-е, с утратой завода, на приграничной торговле, Рубцовск - самый наглядный представитель того, что я когда-то называл "Сибирским Черноземьем".
Да и в принципе тут есть, на что посмотреть: два сталинских соцгорода, депо Турксиба, деревянный собор начала ХХ века.

От Рубцовска до Семипалатинска - всего 3-4 часа на маршрутке, которая ходит четыре раза в день: местные ездят в Казахстан отовариваться, что очень удобно - автовокзал в Семске стоит за базаром. Граница проходится быстро, и через Рубцовск в Семипалатинск вполне можно съездить на денёк, не углубляясь в Казахстан. Вокзал и автовокзал в Рубцовске занимают одно здание, залы ожидания соединены коридором, а сама постройка очень характерна для Сибири, где в последние годы появились десятки подобных вокзалов:

2.


У зала ожидания очень симпатичный интерьер, но кадры не получились. Рядом - здание времён "первой волны" строительства Турксиба, который в 1913-17 годах дотянули до Семипалатинска.

3.


Прямо перед вокзалом - небольшой мемориал Победы, что очень напоминает привокзальную площадь Барнаула (который, если кто не в курсе, центр Алтайского края):

4.


Построенный в советскую эпоху, Рубцовск устроен предельно просто - вытянут с севера на юг вдоль четырёх параллельных осей, с запада на восток это железная дорога, Комсомольская улица, Ленинский проспект и река Алей, текущая отсюда до самой Оби. Почти вся капитальная застройка - полоса между Комсомольской и Ленинским, по бокам - характерный для Алтайского края обширный частный сектор. С привокзальной площади я вышел на Комсомольскую улицу и вдоль неё отправился на север:

5.


Застройка Рубцовска в основном довольно примитивная - послевоенные малоэтажки и хрущобы. Но впечатляет обилие всяких мелких бытовых заведений - магазинчиков, забегаловок, парикмахерских, ателье, турфирм - в общем, видно, что нынешний Рубцовск - город малого бизнеса. В принципе он оставляется впечатление цивильности и зажиточности, особенно неожиданное в нищем Алтайском крае. Если не знать, что это вообще-то моногород, потерявший свой завод, догадаться об этом сложно.

6.


Слева по ходу нашего движения Комсомольская почти соприкасается с железной дорогой. Гигантские элеваторы напоминают, что мы на целине, в одной из главных российских житниц.

7.


Справа по ходу нашего движения же - бесконечные хрущобы:

8.


Впрочем, местами попадаются и выделяющиеся здания - например, какой-то техникум с датой постройки (1927) на фасаде. Вспомним, что в 1927 году разросшееся село Рубцовка только-только получило статус города, и тогда же советская власть возобновила строительство Турксиба.

9.


Рядом с колледжем - деревянный дом, вполне возможно ещё дореволюционный:

10.


А вот и соцгород Алттрака (так сокращённо Алтайский тракторный завод называют):

11.


Тракторный завод в эти края забросила война - эвакуация мощностей из Харькова и Одессы. После войны производство осталось здесь, а дополнительный импульс его развитию дала Целина, которой требовались трактора и комбайны - непосредственно на целине работала два тракторных завода (второй в Павлодаре), и оба ныне почти мертвы. Алттрак выпускал гусеничные сельскохозяйственны трактора, самый известный из которых ДТ-54. Соцгород Алттрака сложился, видимо, в поздние 1950-е:

12.


Непосредственно на Комсомольской - очень симпатичный ДК Молодёжи, у ворот которого стоял ЗиЛ, гружённый свежими ёлками:

13.


14.


Комсомольская пересекает улицу Калинина, спускающуюся сюда с эстакады, и кварталом далее завершает соцгород местный дом-под-шпилем (опять же привет Барнаулу!):

15.


Очень симпатичная стела, вполне передающая романтику Освоения Целины:

16.


Далее я поднялся на эстакаду:

17.


За железной дорогой раскинулся уходящий к горизонту "Алттрак":

18.


И количество угольного дыма над трубами меня сначала обнадёжило - а может, слухи о смерти завода сильно преувеличены? Увы, нет - дымила ТЭЦ, с трёх сторон окружённая Алттраком:

19.


Сам же Алттрак, размеры которого около 2км в поперечнике, в основном пребывает вот в таком виде. Это именно тот случай, когда "заводы стоят" - большая часть цехов заброшена, где жизнь ещё теплится - работа не ведётся, рабочим задерживают зарплату, и вообще всё плохо-плохо. Очень тягостное зрелище, но всё же радует то, что сам город при этом удержался на плаву - ведь мог скатиться в яму, как, например, Ирбит.

20.


Вид с другой стороны моста - Туркисб уходит в Казахстан, до которого отсюда менее тридцати километров:

21.


22.


Спускаемся обратно - за железной дорогой лишь промзона и частный сектор. Улица Калинина с эстакады ведёт прямиком на площадь Ленина - центр соцгорода:

23.


За Ледовым городком, который здесь 19 декабря ещё только строился - очень характерный для 1960-х годов ДК Тракторостроителей, явная "ободранная сталинка" с очень неплохими мозаиками:

24.


25.


На катальной горке написано, пожалуй, самое знаменитое в 2011 году слово из трёх букв в почти правильной транскрипции - честно, ни за что бы не подумал, что его знают даже здесь:

26а.


Простенько, но мило оформленный ЗАГС. Можно ли подумать, что за железеной дорогой - заброшенный гигант индустрии?

26.


А вот больница рядом с площадью, самое капитальное в Рубцовске сталинское здание, действительно в очень неприглядном виде - я даже подумал, что заброшена:

27.


По улице Ленина я снова пошёл на юг, свернул налево, и оказался на Краснознаменной - ещё одной улице, тянущейся через весь город и отдельнной полосой частного сектора от реки Алей:

28.


29.


Так я шёл минут 20, прежде чем достиг того, чего искал - среди изб и бараков каким-то чудом уцелел деревянный Михаило-Архангельский собор, построенный ещё в 1902 году - для Сибири памятник действительно редкий, да и во всей России городские деревянные соборы ушли в историю ещё в 19 веке, уцелев буквально в нескольких городах. Впрочем, это был и не городской собор, а церковь села Рубцовка, основанного переселенцами из русского Черноземья:

30.


Ныне это единственный храм города. Внутри - как-то очень тепло. Я сидел и отдыхал, а вокруг ходила женщина, по очереди целуя святых на фресках. В притворе висела распечатка вот этих размышлений kruglov_s_g. Всё-таки в сибирских церквях всё как-то совсем иначе, чем в среднерусских или, например, украинских... А вообще, собор действительно красивый:

31.


Далее я вернулся на Ленинский проспект. Местная "Мария-Ра" (а в Алтайском крае это примерно как все самые популярные столичные торговые сети, вместе взятые), своим видом опять же очень констрастирующая с цехами "Алттрака":

32.


Собор стоит почти на одной линии с вокзалом (чуть севернее), и я начал понемногу замыкать круг, но сначала ушёл в кварталы южнее вокзала, где находился центр довоенного Рубцовска, ещё не обзаведшегося тракторным заводом. Архитектура местами напоминает Барнаул - но только тихий и просторный:

33.


Много красивых наличников:

34.


В Алтайском крае явно сложилась своя школа новстроек - безмерно провинциальная, но узнаваемая и симпатичная:

35.


Архитектура Старого Рубцовска тоже довольно характерна, мне чму-то напоминала архитектуру довоенного Харькова в миниатюре:

36.


37.


Особенно впечатляете явно довоенный Драмтеатр имени Кирова, затерянный в самом центре этого района:

38.


И железнодорожный ДК уже на Комсомольской, занятый ныне каким-то производством (котельная?):

39.


Увидев водонапорную башню (опять же типичную для Алтайского края), я вышел к локомотивному депо, почти конструктивистские здания которого, судя по всему, без изменений сохранились со времён постройки Турксиба (1927-31):

40.


41.


А между тем смеркалось, и мне оставалось лишь идти на вокзал, ждать поезда в Новосибирск, откуда мне предстояло лететь самолётом в Москву. В поезде ехал с тётеньками из Алма-Аты, которые были весьма обескуражены беспорядками в Казахстане и очень боялись, что всё, конец режиму пришёл. Потом подсели двое дембелей-неформалов (как видите, в современной Российской армии это уже не кажется невероятным), много интересного рассказывали об условиях службы, но в целом были очень довольны тем, как провели год в артиллерийской части - даже жили они не в казарме ("конюшне"), а в общежитии. Последний день я с утра до сумерек гулял по Новосибирску - огромному и серому, но как мне кажется уже второй раз, довольно уютному. Но о Новосибирске я в ближайшее время вряд ли что-то напишу, так как гулял по нему совершенно бесцельно и бессистемно. Тем более в обозримом будущем в Новосибирск я вернусь не раз - спасибо аэропорту Толмачёво с билетами по 3000 рублей и развилке Транссиба с Турксибом.

Ну а в целом - "поднятие личной целины" в последнем путешествии 2011 года более чем состоялось. И это главное.

ЦЕЛИНА-2011
Вступление. Обзор экспедиции.
Россия. Курганская область
Шадринск.
Курган.
Северный Казахстан.
Петропавловск. Центр.
Петропавловск. Предместья.
Практическое отступление. Как я регистрировался в Астане.
Астана. Новая столица в чистом поле.
Астана. Хан-Шатыр и Байтерек.
Астана. Бульвар Нур-Жол.
Темиртау. "Казахская Магнитка" проездом.
Караганда. Проспект Бухар-жырау.
Караганда. Старый город и Юго-Восток.
Экибастуз. Город Царицы Труб.
Павлодар.
Семипалатинск. Центр.
Семипалатинск. Татарский край и Полковничий остров.
Семипалатинск. Крепость и Левый берег.
Возвращение в Россию. Сибирь.
Рубцовск.
Приложение: Новосибирск-2009. 
По центру. || Новосибирский метрополитен и окраины. || Академгородок. || По следу Янки Дягилевой.

Здесь же, думаю, будет уместным оглавление другой серии, в которой вполне мог бы оказаться Рубцовск.
РУДНЫЙ АЛТАЙ-2011
Дорога на Алтай.
Урал и Поволжье.
Западная Сибирь.
Кузбасс
Кузбасс и Донбасс. Вместо вступления.
Кемерово (апрель-2009). Красная Горка.
Кемерово (апрель-2009). По городу.
Новокузнецк. Кузнецкий металлургический комбинат.
Новокузнецк. Соцгород..
Новокузнецк. Старый Кузнецк и не только.
Прокопьевск. Шахтёрский проспект.
Прокопьевск. Шахтёрский посёлок.
Междуреченск.
Рудный Алтай.
Барнаул. Столица Рудного Алтая.
Барнаул. Проспект Ленина.
Барнаул. Старый город.
Алтайский край. Пейзажи и история.
Змеиногорск. Край забытых рудников.
Саввушка. Скалы Колыванского озера.
Колывань. Город камнерезов.
Дорога на Горный Алтай.
Бийск. Старый город.
Бийск. Новый город.
Республика Алтай и её обитатели.
Горно-Алтайск.
Чемал.
Tags: "Тюркский след", Сибирь, деревянное, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej march 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →