varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."



Несколько месяцев назад я уже был в одной Колывани - старом алтайском селе мастеров-камнерезов. Теперь расскажу про другую Колывань - довольно крупный посёлок (10,8 тыс. жителей) в 45 километрах от Новосибирска. В последнем у меня была пересадка с самолёта на поезд по дороге в зимнюю Восточную Сибирь, и идея съездить в Колывань возникла практически спонтанно. Один из нескольких десятков городков, основанных как остроги, поднявшихся как "купеческие республики" на Сибирском тракте и захиревших с постройкой Транссиба, насквозь западно-сибирская Колывань - вполне логичная начало путешествия в Восточную Сибирь: ведь более ста лет по дороге на Иркутск её проходили купцы, миссионеры, исследователи, каторжане... Если бы железная дорога прошла через Колывань - она сама бы стала Новосибирском, но вместо этого осталось заповедником старого Сибирского тракта.

Добраться в Колывань из Новосибирска не сложнее, чем в дальние районы города - с автовокзала на Красном проспекте раз в час-два ходят ПАЗики, а от Центральной больницы - "Газельки" по заполнению. Автовокзал находится практически в центре, ниже по склону - деревянные предместья, а выше - каменный купеческий центр. Вот только непосредственно вокруг автовокзала район довольно унылый:

2.


Название "Колывань" - это настоящая загадка: хотя Колывани разного размера и возраста встречаются по всему восточно-славянскому миру и даже Таллин в средневековых русских летописях известен как Колывань, о значении этого слова единого мнения нет до сих пор. Но между двумя сибирскими Колыванями связь вполне очевидна: "равнинная" Колывань была основана в 1713 году как Чаусский острог на дальних подступах к Томску, а Горная Колывань - в 1727 году Акинфием Демидовым как сереброплавильный завод. Заводы в России 18 века группировались в "горные округа", и на Алтае возник Колывано-Воскресенский округ, в 1747 году отошедший в собственность императора. Чаусский острог, не принявший за свою историю ни единого боя, в конце 18 века был упразднён, а крестьяне из острожной слободки приписаны к Колыванским заводам, и в 1822 году разросшееся на торговле село получило статус города и название Колывань, а в 1844 году город (изначально стоявший в 7 верстах от тракта) был перенесен на нынешнее место. В период своего расцвета Колывань была крупнее, чем сейчас - 14-15 тыс. жителей, но с постройкой Транссиба начался её быстрый упадок, к 1920-м года здесь жило уже около 7 тысяч человек, а в 1964 Колывань была "разжалована" в ПГТ. В общим, идеальные условия для сохранения истории: хотя архитектурных шедевров в Колывани нет, она впечатляет цельностью и аутентичностью.

3.


Центр Колывани стоит на пологом склоне, спускающимся к реке Чаус. Я обошёл круг, сначала направившись вниз от автовокзала. "Нижний город" (название даю сам) в Колывани выглядит в основном так - добротное сибирское село:

4.


Над избами и заборами господствует церковь Александра Невского (1881) - одна из двух уцелевших в Колывани, и единственная в первоначальном облике. Сейчас не вполне очевидно, что довольно крупный храм стоит в старом предместье, на уничтоженном при Советах кладбище:

5.


Внизу - крутой берег Чауса, за которым начинаются болота Обской поймы. До самой Оби отсюда ещё 7 километров, но город там построить попросту негде - мелкие островки, протоки, да ещё и в половодье всё это заливает вода. Поэтому фактически именно Колывань была перекрёстком Оби и тракта.

6.


По Нижнему городу мне было очень приятно гулять - лёгкий морозец, запах печного дыма, и непривычно, по-сибирски громкий скрип снега. Главная же его достопримечательность, на мой взгляд - наличники:

7.


Вообще, Сибирь в этот раз меня просто поразила обилием и красотой наличников, которые здесь гораздо сложнее и богачем, чем на Севере или Урале. И почти в каждом городе - своя "школа". В Колывани, скажем, наличники в основном двух типов - такие:

8.


И такие:

9.


И нечто промежуточное (обратите внимание на табличку с названием улицы!):

10.


Вот ещё интересный домик - в дальнейшем в Иркутске и Улан-Удэ подобная "чешуя" мне попадалась неоднократно:

11.


Так сразу и не скажешь - это новодел под старину или просто хорошо отремонтированный дом:

12.


Но самый необычный образец деревянной резьбы в Колывани - безусловно, вот этот:

13.


Что же касается церкви Александра Невского, которую видно в Нижнем городе практически из любой точки, то при ней с 1992 года действует женский монастырь, занимающий целый квартал за кирпичной оградой:

14.


Как часто бывает именно в женских монастырях, на территории запрещено фотографировать. В принципе ничего особенно интересного там и нет - церковь неплохо видно и снаружи, постройки все современные. Выделяется только советский обелиск, который виден на кадре ниже (вблизи его снять я забыл) - это братская могила жертв Колыванского восстания 6 июля 1920 года. Учитывая, что взбунтовались тогда крестьяне против большевиков, нетрудно понять, кто под этим обелиском покоится... и тем не менее, монахини ухаживают и за могилой своих бывших врагов.

15.


С одной из монахинь я тоже успел пообщаться: она заметила мой фотоаппарат, некоторое время незаметно для меня за мной наблюдала, а потом подошла и спросила, почему это я здесь фотографирую, не спросив разрешения. Я извинился, ответил что-то вроде "Но это же история!", рассказал, что путешественник из Европейской России... и монахиня едва ли не за руку отвела меня в храм, а когда уходил - пожелала хорошей дороги.

16.


От монастыря я направился по одной из улиц параллельно Чаусу, и в конце концов вышел на уже упомянутый Р.Проспект, что расшифровывается как Революционный, или просто Ревпроспект - главную улицу старой Колывани. Поднявшись на несколько кварталов, я оказался в "Верхнем городе", на его главном перекрёскте Ревпроспекта и Советской (Купеческой) улицы:

17.


Непосредственно на углу - полудеревянный дом Кроткова (1900), показавшийся мне самым интересным в Колывани из-за одной детали:

17а.


По соседству - ещё более странный продукт гибридного скрещивания: купеческий домик, поглощённый советским бараком:

18.


Перспектива Советской улицы в противоположную сторону. На переднем плане дом Кривцова (1885). Обратите внимание на вон ту сайдинговую ротонду, к который мы ещё выйдем:

19.


Ревпроспект выше перекрёстка - здесь выделяется белый дом Пастухова (1889), занятый ныне детской музыкальной школой с небольшим концертным залом:

20.


А между Советской и Ревпроспектом - небольшой берёзовый сквер с памятником Николая Чудотворцу:

21.


За которым притаился Троицкий собор (1859-67), до неузнаваемости перестроенный в советское время:

22.


Рядом длинная соборная трапезная, ныне занятая краеведческим музеем:

23.


И Колывань - один из тех немногих райцентров, где музей действителен интересен. Я сюда зашёл для очистки совести, и почти сразу понял, что без музея впечатление о Колывани будет очень неполным:

24.


Макет Чаусского острога - правда, не знаю, насколько достоверный. Я никогда не слышал о деревянных церквях с пирамидальным завершением, а в данном случае имеется в виду Ильинская церковь (1719):

25.


Каменная Ильинская церковь в Чаусе выглядела так - вот только я забыл сфотографировать табличку, а найти дату её постройки в интернете не получается. Тем не менее, это был единственный памятник Колывани до переноса на новое место... но церковь не пережила 1930-х годов:

26.


А вот так изначально выглядел Троицкий собор, над макетом которого - план Колывани времён расцвета, по которому вполне можно ориентироваться и сейчас, не считая того, что город сильно разросся по площади. Обратите внимание на обнесенный забором квадрат - это был Колыванский острог уже совсем в другом смысле слова: этапная тюрьма, где каторжанам давали небольшой отдых по пути на восток.

27.


В другом зале - ещё один макет Троицкого собора: как мне сказала смотрительница, недостоверный, но и выкидывать его музей не стал. Вот такая интересная вещь получилась - макет никогда не существовавшего храма:

28.


А глядя на эту фотографию, можно вспомнить, что Ревпроспект был когда-то Покровской улицей:

29.


Церковь Александра Невского же оказалась удостоена макета при жизни:

30.


Ещё в музее очень богатая и хорошо сделанная экспозиция купеческого, мещанского и крестьянского быта, но здесь я фотографировал мало - во-первых, всего не охватишь, а во-вторых в это же время в музее была небольшая съёмочная группа, скорее всего какого-нибудь новосибирского телеканала, и мне не хотелось попасть в кадр:

31.


32.


Ещё пара макетов опять же никогда не существовавших церквей:

33.


И очень красивые изделия местных народных промыслов, которые сразу заставили меня вспомнить Горную Колывань - только там всё было каменным, а тут в основном деревянное:

34.


35.


От музея я поднялся ещё на один квартал к Московской улице - это была уже часть Московско-Сибирского тракта (в западном направлении тракт назывался Московским, в восточном - Сибирским), и всякий колоритный люд проходил прямо под этими окнами:

36.


Чуть выше по Ревпроспекту - почта, если я не ошибаюсь, старейшее здание Колывани (возможно, и 1844 года), и всё это время она использовалась по назначению:

37.


Прямо на линии давно потерявшего актуальность тракта - площадь, хрущоба-администрация и Ленин:

38.


Дальше я начал спускаться, понемногу замыкая круг к автовокзалу. Вот этот домик стоит как раз напротив уже упомянутой "сайдинговой ротонды" на Советской:

39.


А в целом Колывань - приятный городок: тихий, патриархальный, уютный, но из-за близости к Новосибирску - вполне зажиточный. Думаю, это самое примечательное место в окрестностях Сибирской столицы.

40.


...Говорят, местные купцы, узнав, что Транссиб пройдёт в 40 километрах южнее Колывани, предлагали железнодорожникам "мешок золота". Более того, если бы Транссиб проходил через Колывань - за Обью он бы вёл прямиком в Томск, который в те времена был главным городом Западной Сибири, и его падение с постройкой Великой магистрали было столь же резким. Версий того, почему Транссиб обошёл старые города и породил выскочку-Новониколаевск, очень много, вплоть до вполне себе овальных в духе "Томские ямщики дали взятку"... но всё как всегда гораздо проще: Новониколаевский мост был построен в едва ли не самом узком месте Оби (которая вообще-то гораздо шире Волги), и что ещё более важно - там Обь течёт в глубокой долине, в то время как в основном её берега представляет собой многокиометровое болото, затопляемое в половодье. При возможностях того времени построить мост где-либо ещё было просто невозможно - поэтому Транссиб обошёл Колывань, а "петля" к Томску при таком раскладе оказывалась слишком длинной. Чуть позже в Сибирь потянулись столыпинские переселенцы, и уже к 1917 году здесь почти из ниоткуда возник огромный город. Томск и Колывань - это ни что иное, как исторический центр Новосибирска.

41.


А мой путь лежал в Восточную Сибирь, где до этого я ещё не бывал.
И в следующей части я расскажу не о каком-нибудь конкретном месте, а о разбросанных по трём скансенам фрагментам Братского и Илимского острогов на Ангаре - старейших зданиях во всей Сибири.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
"К вечеру потеплело до -35". Вступление.
По дороге в Иркутск
Колывань.
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Иркутск и окрестности.
Бурятия.
Петровск-Забайкальский.
.
Tags: "Тюркский след", Сибирь, деревянное, дорожное, невольничье, транспорт
Subscribe
promo varandej june 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments