varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Братск. Часть 1: Над затопленной страной



В прошлой части я уже рассказывал о Братском остроге, основанном в 1631 году казаками Максима Перфильева на Ангаре в устье реки Ока, ставшим плацдармом для основания Иркутска и с подъёмом последнего к концу 18 века деградировавшим в село Братско-Острожное. Процветавшее в 17 веке Среднее Приангарье так и не смогло интегрироваться в купеческую Сибирь 19 века, и превратилось в край старожильческих сёл - столь же глухих, сколь и богатых. Забытье кончилось в советское время, и Братск, в 1951 году в четвёртый раз перенесённый на новое место, словно принялся навёрстывать упущенное за три века упадка, к 1980-м годам превратившись в один из главных индустриальных гигантов Сибири и второй по величине город Иркутской области (248 тыс. жителей). Здесь заработали крупнейший на Земле алюминиевый завод (4% мирового и 30% российского производства), гигантский лесоперерабатывающий комплекс, а главное - третья по величине в России ГЭС, стройка которой в 1954-67 годах стала настоящей советской легендой и даже вдохновила Евгения Евтушенко на поэму "Братская ГЭС". Но возрождаясь, Братск словно целенаправленно уничтожил ту свою историю, которая напоминала о периоде упадка: второе по величине водохранилище Земли поглотило старожильческое Приангарье, и лишь две башни острога город сохранил как память о славном далёком прошлом.

В общем, эпический город. А для меня - ещё и первый в Восточной Сибири, и вероятно поэтому день в Братске я бы отнёс к своим провалам: из-за нескольких ошибок я не увидел около трети того, что хотел, да ещё и чуть не опоздал на поезд; ещё не приноровился ни к Восточной Сибири, ни к новому фотоаппарату, поэтому и кадры из Братска гораздо хуже по качеству, чем из последующих пунктов поездки. И всё де две главные достопримечательности я осмотрел вполне неплохо - Братскую ГЭС и "Ангарскую деревню". Им и будут посвящены две части рассказа соответственно.

Первое, что нужно знать о Братске - что это не город, а агломерация, состоящая как минимум из трёх разных городов на некотором удалении друг от друга. Кроме того, в агломерацию входит ещё и самостоятельный город Вихоревка (22 тыс. жителей), где находится крупнейшая в этом районе железнодорожная станция с получасовыми стоянками и самой дальней в России электричкой в Усть-Кут (около 400км, более 10 часов пути):

2.


Железная дорога сюда пришла в 1947-51 годах из Тайшета, и первоначально заканчивался станцией Лена в городе Усть-Кут - это Старый БАМ: за Леной строительство продолжилось лишь в 1975 году. Участок от Тайшета до Усть-Кута вроде бы официально считался частью Байкало-Амурской магистрали, но в обиходе под "БАМ" обычно подразумевают "новую" часть, а здесь - так, предБАМье. Тем более есть и пара важных отличий: "старый" БАМ двухпутный и электрифицированный, "новый" - однопутный, а от станции Таксимо ещё и тепловозный.

3.


Вихоревка и основана была в 1947 году как пристанционный посёлок, названние получила от реки, которая в свою очередь названа в память стрелецкого сотника Вихора Савина, убитого здесь в 1630 году эвенками. До недавнего времени здесь был очень симпатичный, хотя и вряд ли удобный деревянный вокзал. А вот так выглядит привокзальная площадь - в Иркутской области очень популярны дома с островерхими крышами, а у многих польские корни:

4.


От Вихоревки до станции Гидростроитель поезд с несколькими остановками идёт около полутора часов, причём дорога обходит стороной собственно центр города - это тоже наследство Братской ГЭС, затопившей первоначальную линию, тем более нынешний центр начал строиться несколько позже. Ближайшая к нему станция Анзёби стоит посреди тайги:

5.


Где-то между Вихоревкой и Анзёби от БАМа отходит параллельная линия, пересекающая промзону, дымы которой с БАМа днём и ночью видны за тайгой. Примерно на полпути - станция Братск между БрАЗом и заводом ферросплавов, а где-то в 5км от центра - Багульная рядом с целлюлозно-бумажным комбинатом. Ещё там где-то есть недостроенный вокзал, который мог бы стать главным транспортным узлом Братска. Мне по этой линии проехаться не довелось, но что ещё интереснее, в город она приходит тупиковой станцией Новобратск:

6.


Рядом с которой - автовокзал, обслуживающий в основном дальние районы города:

7.


Но вернёмся на БАМ - примерно через полчаса от Анзёби находится станция Падунские Пороги. Падун и Энергетик - районы на левом берегу Ангары, примыкающие к ГЭС, фактически представляют собой отдельный город, немногим уступающий собственно Братску. Вокзал Падунских Порогов - мало того, что унылейшая бетонная коробка, так ещё и закрыт на реконструкцию. За путями - очередная промзону, этот ракурс очень любят московские командировочные в качестве иллюстрации того, как Братск ужасен. Не верьте им! За путями - обыкновенная ТЭЦ, коих и в Москве три десятка.

8.


Наконец, последняя и на мой взгляд самая красивая станция в Братске - Гидростроитель, обслуживающая районы за плотиной:

9.


Здесь я сошёл примрено в 11 ночи и сразу побежал в гостиницу "Восточная" по соседству с вокзалом. Гостиница оказалась маленькой и очень уютной, но и не дешёвой - 1500 рублей за одноместный номер. Братск - город командировочных, а не туристов, поэтому гостиницы тут все дорогие и качественные. А с запада сюда ещё и невозможно прибыть утром. Но в целом у меня был довольно красивый план: заночевать на Гидростроителе, с рассветом начать движение на восток, и сесть в иркутский поезд в Вихоревке (откуда он выходит на 2 часа позже, чем с Гидростроя)... и если бы это был не первый город на маршруте, мне бы это даже удалось, а так понаделал ошибок.

10.


Но тем не менее моё знакомство с Братском началось с прогулки по посёлку Гидростроитель - именно сюда в 1951 году было переселено Братско-Острожное, попутно превратившись в ПГТ Братск: проектирование ГЭС шло полным ходом. И как самая старая часть города, Гидростроитель может похвастаться даже дохрущовской архитектурой. Напротив вокзала в конце короткого бульвара - очень симпатичный ДК Транспортостроителей:

11.


К тому же деревянный:

12.


В общем-то, все три братских "города" имеют похожее устройство: в центре - очень цивильный и уютный район многоэтажек, вокруг которого многочисленные барачные кварталы. В Гидростроителе же к вокзалу примыкает целый район деревянных советских коттеджей (!) - даже не знал, что такое бывает:

13.


А в целом - здесь всё серьёзно:

14.


С полчасика погуляв по Гидростроителю, я сел на автобус и поехал к Братской ГЭС. Автобус петлял по посёлку минут 20, и из его окна я успел оценить и местные многоэтажки, однако так и не сфотографировал их. Затем ещё минут 5-10 автобус едет по незастроенной местности, и наконец впереди, в сыром тумане, возникают грандиозные сооружения плотины:

15.


Братская ГЭС, построенная в 1954-67 годах, то есть в эпоху Энтузиастов, Оптимистов и Ударников стала вторым звеном Ангарского каскада - чуть раньше, в 1958 году была пущена Иркутская ГЭС, а несколько позже, в 1980 - Усть-Илимская. В красноярском Кодинске достраивается Богучанская ГЭС, а ещё три (Нижнебогучанская, Мотыгинская и Стрелковская) пока проектируются. То, что именно Ангара стала главной гидроэлектрорекой Сибири, тоже не случайно - в ее естественном русле было много довольно мощных порогов, на которых и строятся плотины. Ангарский каскад сделал Иркутскую область главным электроэнергетическим регионом России.

16.


Сама же по себе Братская ГЭС, третья по мощности в стране (после Саяно-Шушенской и Красноярской ГЭС на Енисее) - сооружение действительно сверхчеловеческое: длина плотины более километра, а высота над Ангарой 127 метров. На кадре выше это можно оценить, сравнив размер плотины с размером идущего по ней поезда. Со стороны Падуна въезд на ГЭС отмечает гидротурбинна - я подумал было, что стилизация, но как оказалось - настоящая, времён постройки электростанции, замененная на более современную и поставленная как памятник в 2007 году:

17.


Автобус высадил меня в Падуне, уже на левом берегу. Я решил искать какую-нибудь точку на берегу Ангары, с которой можно будет увидеть ГЭС во всей красе, минут 40 блуждал по каким-то задворкам и в конце концов махнул рукой -  со стороны Падуна ниже ГЭС на пару километров вдоль берега тянется закрытая территория. Я решил идти обратно на правый берег и искать эту точку там... и ключевое слово здесь "идти", а не "ехать", так как в отличие от большинства гигантских плотин Волги и Енисея, Братская ГЭС открыта для пешеходов.
В начале и конце плотины - барельефы. Со стороны Падуна - о строительстве ГЭС. Рядом двухэтажный пост охраны, так что фотографировать тут лучше с предельной осторожностью:

18.


Путь по плотине, вид в сторону Гидростроителя:

19.


Водоспуски. Серая конструкция наверху - железная дорога:

20.


Вид в сторону Падуна - как видите, ограда плотины популярна у молодожёнов:

21.


Чтобы пройти плотину из конца в конец, нужно минут 15-20, и это очень тяжёло, учитывая мороз и курящуюся внизу незамерзающую реку. Со стороны Гидростроителя барельеф повествует о Революции:

22.


Но самое главное - даже не сама плотина, а виды с неё. Снимать их, надо заметить, достаточно сложно - сетка довольно мелкая, а проёмы, в которые можно просунуть объектив, находятся стабильно на уровне колен. То есть, для съёмки надо присесть - а если это вахтёр заметит?
Во так со стороны Падуна выглядит уже упомянутая "запретная зона" - хотя говорят, ещё пару лет назад и туда можно было спокойно пройти, а молодожёны со своими кортежами заезжали едва ли не к машинному залу. Отсюда ещё не вполне видно, что ширина Ангары здесь около километра:

23.


А вот вид непосредственно с плотины - до воды более ста метров:

23.


Где-то под ногами - машинный зал, а за спиной и бетонной стеной опять же вода, стометровая бездна:

24.


Скалистый берег Ангары. Падун - ни что иное, как название каскада порогов, на котором и выросла ГЭС: широкая и степенная Ангара здесь втискивается в узкую долину. Это был самый сложный участок водного пути - из-за порогов караван с Енисея добирался в Братский острог по два месяца.



Но сибирская природа по-настоящему впечатляет своей мощью:

25.


Хорошо видно, как Ангара из ущелья выходит на плёс... но там начинаются острова уже следующего, Усть-Илимского водохранилища. Под этой водой - сотни некогда процветавших селений... да впрочем, думаю, все читали "Прощание с Матёрой". И ведь среди старожилов были и те, кто предпочёл утонуть на родной земле, чем переехать жить в многоэтажку.

26.


Братское водохранилище - по площади 6-е в мире и 2-е в России (после Куйбышевского), по объёму же (169,3 кубических километра) это второе водохранилище Земли после африканского Кариба (180 кубокилометров). Это примерно половина объёма Азовского моря. Причём больше половины Братского водохранилища приходится не на Ангару, а на Оку, в устье которой изначально стоял острог.
Вообще же, в мире есть 3 района сверхгигантских водохранилищ: бывший СССР, тропическая Африка и (разрыв шаблона!) Канада.

27.


На правом берегу я всё-таки нашёл точку, с которой видна ГЭС - не так хорошо, как хотелось бы, но вполне:

28.


Вон там вот, наверху, я шёл некоторое время назад:

29.


За свадебным обоо - вид плотины сверху донизу:

30.


Собственно машинный зал - туда со стометровой высоты поступает вода, вращая турбины. Впрочем, фактически Братская ГЭС - ни что иное, как заводская плотина, так как 70% её энергии потребляет БрАЗ - алюминиевое производство отличается крайней энергоёмкостью.

31.


Здесь я тоже так и не нашёл других подходов к берегу, да ещё и мной вплотную заинтересовались местные собаки:

32.


За Ангарой ультразумом заснял водопад - сток дренажных вод, просачивающихся сквозь плотину. Подходы к нему ныне также перекрыты:

33.


Проведя на ГЭС около 2 часов, я отправился на Падун:

34.


Падун и Энергетик, как уже говорилось, вместе слагают второй по величине "город" Братска, а сами они разделены заливом. Судя по Google Earth, интересных зданий здесь почти нет, но с Энергетика неплохие виды на Братское море и ГЭС сверху. Но меня поджимало время - я дошёл до главной площади с ДК и раскрашенным ледовым городком:

35.


И на чудесном маршруте №10, соединяющем Гидростроитель с Новобратском, уехал в "Ангарскую деревню" на полпути между Падуном и центром. Дорога здесь в основном выглядит так - петляющий по склонам сопок автобан отличного качества с физическим разделением. Ехать по нему одно удовольствие:

36.


Про "Ангарскую деревню" будет отдельный пост, и так получилось, что я не успел толком осмотреть Центр. Несколько кадров я снял из окна маршрутки - здесь довольно много нетривиальных позднесоветских зданий, как например вот этот крытый рынок:

37.


Или ДК "Братск-Арт":

38.


Вообще, если Вы любитель позднесоветской архитектуры, в Братске скучать не придётся - как ансамбль 1970-80-х он вполне достоин Тольятти. Среди отдельных зданий я больше всего жалею, что не увидел местный Мемориал Славы (1975) прямо на берегу Братского моря:

39.

Из Panoramio, автор фотографии Надежда Зырянова_219.

Центр Братска вообще-то выглядит так - с красивыми домами и широкими улицами, часть из которых раскрываются к морю... Но вот этого-то я увидеть и не успел. Надо будет вернуться летом.

40.

Оттуда же, автор Vitaliy Alt.

Я выбирался из "Ангарской деревни" со случайно подвернувшейся маршруткой, вывозившей музейных сотрудников. Меня высадили в ближайшей к автовокзалу точке маршрута, и минут 10 я шёл через барачный район:

41.


Местами, впрочем, здания довольно симпатичные:
 
42.


43.


44.


А дойдя к автовокзалу, я увидел уезжающую маршрутку Братск-Вихоревка... и тогда ещё не понял, в какую попал ловушку, так как до поезда было ещё часа два. Но весь мой план развалился, когда обанаружилось, что в Братске нет маршрутки в Вихоревку, подгаданной к отправлению поезда - обычно они курсируют каждые полчаса-час, но именно здесь двухчасовое окно! Не было и ни одной подходящей электрички. Меня это повергло в ступор... но как бы то ни было, в Анзёби я уже не успевал, а такси до Вихоревки обошлось мне в ни много ни мало 700 рублей.

Напоследок - вид из окна гостиницы, обычный ночной двор на дальней окраине. Соседи по плацкарту, сами из Красноярска, рассказывали мне, что Братск очень хорошо освещён, и даже в самом задрипанном барачнике тут будут гореть все фонари. Ночью я по городу, конечно, не гулял и поручиться не могу, но обилие огоньков, видимых с поезда, отметил.

45.


Несмотря на собственный эпик-фейл, я теперь искренне не понимаю, почему в столичной блогосфере Братск представляется этаким адом наяву? Я видел несколько постов, в которых автор надрывным тоном рассказывает о кромешной нищете, промышленной вони и о том, что по Братску даже днём никто не ходит в одиночку... Я ходил, даже ближе к вечеру, и мне Братск показался вполне себе цивилизованным и зажиточным городом, по крайней мере далеко не худшим среди индустриальных гигантов.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
"К вечеру потеплело до -35". Вступление.
Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. Глазковка, мост и два вокзала.
Иркутский острог.
Улица Маркса и окрестности.
Улочками старых окраин.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Петровск-Забайкальский.
Tags: "Тюркский след", Сибирь, деревянное, дорожное, индустриальный гигант, транспорт
Subscribe
promo varandej july 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →