varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Петровск-Забайкальский. Часть 1: вокзал и кладбище



Петровск-Забайкальский - городок (18 тыс. жителей) на Транссибирской магистрали, где-то между Бурятией и Забайкальским краем. До областной Читы отсюда 430 километров, или ночь пути; до Улан-Удэ можно доехать за два с половиной часа, зато в разных часовых поясах. Двадцать лет назад тут жило более 30 тысяч человек, но... Петровск-Забайкальский - эталон того, что в прессе называют "депрессивный моногород": двести лет вся жизнь здесь вертелась вокруг основанного в 1789 году металлургического завода, после распада СССР прекратившего своё существование. Но именно двухсотлетняя металлургия привлекла сюда меня: Петровский Завод был частью Нерчинского горного округа, самого дальнего и страшного в Российской империи, и здесь отбывали последние годы каторги семьдесят декабристов.

Петровск растянут на семь километров вдоль Транссиба по узкой долине речки Баляги, прорезающей хребет Цаган-Хуртэй, и с запада на восток (точнее, с севера на юг) делится на три района: привокзальный посёлок, Старый город и Новый город. Им трём и будут посвящёны три части рассказа о Петровске соответственно.

С внешним миром Петровск сообщается по Транссибу, а в этой его части пассажирский трафик не так уж и велик. Я прибыл сюда ночным поездом из Иркутска около 7 утра; поезда на Улан-Удэ уходили в районе 10 (три штуки подряд), затем в районе 16 и в полночь. Общих и сидячих вагонов в них, как правило, нет, поэтому билет до Улан-Удэ обошёлся мне в без малого 500 рублей. Но зал ожидания цивильный, постоянно дежурят минимум три охранника (один из которых - вылитый Данила Багров!), а на улице мне почти сразу проверил документы очень вежливый милиционер (пардон, слово "полицейский" здесь произнести язык не повернётся), сказал, что у них город опасный и если что - вот дежурная часть. Чужаки, тем более настолько издалека, здесь бывают редко.
Вид по Транссибу на запад. Точнее, фактически - на север, но у Транссиба есть только запад (на Москву) и восток (на Владивосток). До Москвы 5800 километров.

2.


Пристанционный посёлок - это северная окраина Петровска, а учитывая, что основной жилой район находится на юге - я бы даже сказал, просто окраина. Станция называется Петровский Завод, на другом конце города есть ещё станция Декабристы. Стояки поездов тут короткие, а раньше были по 20 минут. Транссиб здесь делает довольно заметную петлю - как говорят, его специально провели рядом с заводом. В итоге закрылся не только завод, но и локомотивное депо.
Над станцией - необычайно капитальный виадук, ведущий в малонаселённый район за путями. Хорошо видна доминанта Петровска - сопка Лунина высотой 1018м над уровнем моря... и всего метров 200 над городом.

3.


Вокзал в Петровске-Забайкальском выглядит на удивление внушительно и цивильно. Всё-таки РЖД - структура самостоятельная, и состояние вокзалов часто не коррелирует с состоянием городов. Вокзал состоит из трёх корпусов: сталинского, позднесоветского и современной башни между ними. Именно под башней находится зал ожидания, а сталинский корпус для пассажиров закрыт, в его торце - дверь той самой дежурной части:

4.


Местная достопримечательность - памятник Ленину и 8 декабристам (1959). Увы, подписи к портретам очень мелкие, поэтому расшифровать их на своей фотографии я не могу. А вот надписи на табличках приведу:
Верхняя: "Петровский железоделательный завод основан в 1789 году. С 1830 года по 1839 год был местом отбытия каторги декабристами".
Левая: "...Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног. Воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение (А.И. Герцен)".
Правая: "...Мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих людей. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена, а Герцен развернул революционную агитацию (В.И. Ленин)".
Последнее в наши дни звучит как-то очень зловеще...

5.


А позднесоветский корпус вокзала примечателен мозаиками. Со стороны путей - образ декабристов и их жён:

6.


А на торце - пламя Революции:

7.


В общем, это самый настоящий вокзал-памятник, и как мы убедимся в дальнейшем - главный памятник декабристам в Петровске. Вид вокзала со стороны площади, в предрассветных сумерках:

8.


На привокзальной площади - пара-тройка домиков времён постройки Транссиба. В этом - магазинчик, а рядом лежбище маршруток в центр. Маршрутки тут организованы предельно по-дурацки: сначала стоят полчаса на конечной, пока не заполнятся, а потом пассажирам на промежуточных остановках негде сесть. Проезд - 18 рублей, существенно дороже, чем в Улан-Удэ и Иркутске.

9.


Вот ещё деревянный дом с логотипом Министерства путей сообщения:

10.


10а.


А в основном эта часть города выглядит так, и более всего впечатляет рельеф: Петровск действительно горный город. Кадр снят из окна маршрутки, пешком здесь ходить поленился.

11.


Станцию я осматривал уже перед отъездом, а в районе Старого города гулял на рассвете. Собственно старый город со своим заводом стоит у слияния рек Кижа и Баляга, причём на последней ещё и довольно внушительный пруд. Границу же его образует Транссиб:

12.


Товарняки по магистрали ходят иногда с метрополитеновским интервалом, а иногда - ни одного поезда по часу. И тем не менее, грохот вагонов и гудки локомотивов - постоянный фон в Петровске-Забайкальском:

13.


У Транссиба - огромная заброшенная конструкция металлургического завода, а точнее его разделочной площадки - завод работал на привозном металлоломе:

14.


15.


16.


Насыпь Транссиба довольно высокая, и в центр сквозь неё ведёт проход типа небольшого тоннеля. Если от этого прохода посмотреть налево - увидишь на холме кладбище:

17.


И это тоже достопримечательность города. Во-первых, наличие металлургического завода позволяло заказать металлическое надгробие любому мало-мальски зажиточному человеку, вплоть до преуспевших крестьян. А во-вторых, здесь покоятся декабристы. Да и не только они: три очень интересные могилы расположены у входа. Покосившийся крест на заднем плане - старейшая на кладбище могила купца, умершего в 1818 году, за семь лет до восстания декабристов. Под железным обелиском - генерал Станислав Лепарский, умерший в 1837 году. Он, напротив, за декабристами надзирал:

18.


А "Здесь похоронен прах Либы Моисеевны Белокамень, скончавшейся 13 августа 1908 года на 75 году". Вторая надпись, как видите, на идиш. Да и скорее всего не Белокамень, а Вайсштейн. О том, как евреи попали в Сибирь, я уже писал, а в Петровске-Забайкальском была особо крупная и богатая община.

19.


За этими двумя могилами видны и заводские трубы. Дымит ТЭЦ 1930-х годов, а ступенчатая четырёхгранная труба - это Старый завод. Есть ещё Новый чуть дальше по Транссибу - но оба мертвы, и только с кладбища на них и смотреть. Ещё здесь была Петропавловская церковь, вокруг которой кладбище и выросло. Соседние с ней надгробия даже сохранились:

20.


Но самая примечательная из кладбищенских построек - склеп Александры Муравьевой, жены декабриста Никиты Муравьева. Она вторая из жён декабристов отправилась в Сибирь вслед за мужем, покинув Петербург зимой 1826 года и оставив там трёх малолетних детей. В Сибири у неё судьба сложилось особенно мрачно: из ещё трёх родившихся там дочерей две умерли в младенчестве (Ольга и Аграфена), а сама Александра умерла в 1832 году и была похоронена здесь же, на холме над заводом:

21.


Правда, третья (точнее, первая на каторге) её дочь всё-таки выжила и прожила до 1892 года. В склепе, помимо самой Александры, похоронена и малолетняя Ольга. Дверь склепа прикрывает решётка, внутрь можно заглянуть:

22.


Ещё на этом кладбище похоронен декабрист Иван Горбачевский, который по окончании каторги остался в Петровском Заводе жить и прожил аж до 1869 года. Но я его его могилу почему-то не нашёл. Само же кладбище на редкость живописно своим расположением на холме, между сопок и заводов:

23.


24.


25.


Большинство могил - всё же советские, а выше по склону есть так называемый Ельцинский участок, где почти все похоронены в 1990-е, почти все - мужчины, и почти всем - по 40-50 лет.

26.


Вот под этим обелиском, скажем, покоятся революционеры... уже третьей волны (см. памятник на вокзале):

27.


Пока гулял среди могил - из-за горы встало Солнце:

28.


Кладбище обрывается к пруду - Петровский Завод изначально был вододействующим.

29.


Вдалеке можно различить вокзал:

30.


Руины Старого завода и старый город. Крупное жёлтое здание по центру - бывшая синагога:

31.


Транссиб уходит вдаль по долине Баляги, и между гор виднеется труба - это уже Новый завод, а вернее его ошмётки.

32.


Крыши и дымки Старого города. На переднем плане - деревянный дом купца Вахнера и каменная тюрьма (1907):

33.


В следующей части спустимся в Старый город, где у меня была своего рода "база" - Музей Декабристов. А без "базы" никак - мороз стоял то ли под 40, то ли за 40, и город осматривать можно было только так: полчаса погулял - греться, полчаса погулял - греться.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
"К вечеру потеплело до -35". Вступление.
Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. От Глазковки до острога.
Вокруг Иркутского острога.
Улица Маркса и окрестности.
Улицами старого города.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Улан-Удэ. Вокзал и площадь.
Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.
Улан-Удэ. За Удой и за Транссибом.
Улан-Удэ. Дацан "Ринпоче Багша".
По бурятской степи. Пейзажи и образы, а также Иволгинский дацан.
Тарбагатай. Оплот допетровской Руси.
Петровск-Забайкальский.
Вокзал и кладбище.
Старый завод и Старый город.
Новый завод и Новый город.
.
Tags: "Молох", "Тюркский след", Сибирь, дорожное, невольничье, транспорт
Subscribe
promo varandej март 27, 01:24 38
Buy for 500 tokens
В этом году я часто пишу о планах. Потому что в этом году они меняются часто и непредсказуемо, как не менялись уже давно. Вот например этой самой ночью я должен был ехать на юг, в Краснодар, Армавир, Ростов-на-Дону и на Апшеронскую узкоколейку. Даже слоган для поездки сочинил: "От Апшерона…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments