Итак, в прошлой части через Щучинск и Бурабай мы подошли ко входу в Национальный парк "Боровое", и там же, в прошлой части, я рассказывал о том, что такое Сары-Арка, откуда посреди степи горные оазисы и почему именно Боровое стало в Казахстане курортом №1. Теперь же предлагаю просто неспешно прогуляться по сосновому лесу вдоль чистого озера к подножью горы.
Сразу оговорюсь, что Боровое я видел крайне поверхностно - примерно как если бы приехал в Петербург и ограничился там прогулкой по Невскому от Московского вокзала до Эрмитажа. В роли Невского здесь - тропа вдоль Борового озера; в роли Адмиралтейства - скала Окжетпес, в роли Медного всадника - скала Жумбактас, а в роли Эрмитажа - поляна Абылая. В роли Васильевского острова или Петропавловской крепости могло быть озеро Большое Чебачье - но я, увы, не дошёл даже туда. На карте цифрой "1" я обозначил вход в парк из посёлка (где закончили прошлую часть и начинаем эту), цифрой "2" - Голубой залив с Жумбактасом и Окжетпесом, а цифрой "3" - поляну Абылая - всё вместе около 5 километров.
2.
Вот как то же самое выглядит "на местности" - вид от точки 1 к точке 2. Из-за высокого берега торчит Окжетпес - хотя он в несколько раз ниже Синюхи (974 метра), хорошо видно, что главный здесь именно он. Видно и то, что подобные скалы-пирамиды - вообще характерная черта Борового, и вдоль берега озера их стоит, наверное, десяток - как сторожевые башни:
3.
Кстати, Боровое - название русское, от сосновых боров, и Бурабай - лишь его транскрипция на казахском. Сами казахи называли эти горы Кокшетау (Синегорье), а озеро - Аулиеколь (Святое озеро). Название Бурабай закрепилось здесь, видимо, после того, как разросся Кокчетав - чтобы не было путаницы.
Местами, особенно при пасмурном небе, пейзажи напоминают Карелию или Кольской полуостров:
4.
А вдоль берега проложена вот такая вот тропа - гуляй хоть на шпильках да в белых брюках!
5.
По ней, не спеша, слушая плеск волн и пение птичек, и пойдём - к первой каменной пирамиде:
6.
Это недалеко, а её форма оказывается ещё причудливее, чем казалось издали, вот только склоны довольно крутые, и соблазн залезть и нажать на рычаг мне пришлось оставить при себе:
7.
Обратите внимание, как чиста тут вода. Говорят, зимой лёд Борового озера напоминает лёд Байкала. Из-за этой пирамиды уже видна следующая. Воображение легко рисует на их вершинах деревянные палисады и раскосых лучников с остроконечных шлемах:
8.
По дороге - санаторий довольно совкового вида. Их в борах затеряно несколько, а отдыхающие выглядят очень непафосно - несмотря на вложенные деньги, Боровое, к счатью, не превратилось в заповедник мажоров.
9.
Следующая пирамида пониже и поплоще, и прямо внутри санатория. Надпись на камне свидетельствует, что и россияне здесь не редкий гость, а также даёт прекрасный повод помучиться совестью.
10.
Забравшись на валун, я завтракал, любуясь озером. На самом деле озёра в популярности Борового сыграли не меньшую роль, чем близость к Астане - в других оазисах типа того же Каркаралинска горы может и покрасивее, но нет столь ценных в степи водных пространств. Хотя на взгляд избалованного обилием воды россиянина - всё равно тесно, взгляд упирается в дальний берег.
11.
Спускаюсь и иду дальше по озёрному берегу. Некоторые сосны очень мощные:
12.
Близ санатория дорожка снабжена фонарями и украшена инсталляциями вроде солнечных часов:
13.
Верхушка камня в левой части кадра поближе:
14.
Ещё одна инсталляция, ещё одна гора. Почему-то здесь очень много скал в виде птичьих голов:
15.
Та же скала во всей красе:
16.
Автодорога проходит чуть выше озера, и асфальт явно расчитан на проезд президентских кортежей. Как мне сказал один таксист, сюда частенько на выходные приезжают Назарбаев с Путиным "по кумысАм". Наверное, поэтому так много решений Россия и Казахстан принимают почти что синхронно.
17.
Скалы за озером... Так я и шёл примерно полчаса:
18.
Затем - ещё один поворот, дорога на несколько сотен метров уходит от берега, а когда бор вновь расступается - становится виден во всей красе Голубой залив:
19.
Слева - уже упомянутый Окжетпес, у подножья которого Жумбактас - небольшой, но особенно причудливый. Про них обоих - чуть позже. Справа, на горе, хорошо видны Три Сестры, за которым уходит наверх гребень Синюхи - при небольшой высоте, гора очень крутая:
20.
У оконечности залива - некоторые зачатки инфраструктуры, в том числе лодочная станция, где можно взять напрокат водный велосипед или вёсельную лодку и сходить к Жумбактасу:
21.
И довольно пафосного вида отель "Абылай". Сейчас очень жалею о том, что пожалел полчаса подняться на гряду за ним - от берега Голубого залива здесь всего 400 метров до Большого Чебачьего озера:
22.
Голубой залив от оконечности. Кадр № 19 снят вон от той скалы слева:
23.
Ок-Жетпес в переводе значит "Не долети стрела!". Скала возвышается над озером примерно на полторы сотни метров - не единственная, но самая грандиозная из окружающих озеро каменных пирамид. С горой и её названием связано несколько десятков легенд. Например, о красавице-калмычке, которую пленил в очередном походе на джунгар (а джунгары и калмыки, если кто не знает - одно и то же) Абылай и привёз в свою ставку как ценный трофей. И так долго и рьяно воины спорили о том, кому она достанется в жёны, что Абылай, во избежание беспорядков, пошёл на хитрость и разрешил пленнице самой выбрать себе жениха. Калмычка не растерялась, и забралась на вершину скалы, вывесила там белый платок, и сказала, что станет женой того, кто попадёт по этому платку стрелой. Много стрел было выпущено в тот день по горе - но ни одна даже не долетела до вершины. Последним стрелял сам Абылай, и также потерпел неудачу. А свободолюбивая калмычка, посрамив казахов, бросилась вниз со скалы.
24.
По другой версии, это была не калмычка, а дочь местного бая, а то и самого Абылай-хана, которая ни с того ни с сего влюбилась в простого батрака. Отец, до этого прогонявший женихов, в надежде, что дочь сама выберет достойного, видимо сильно пожалел о таких прогрессивных методах воспитания, и решил раз уж так, выдать девушку за лучшего из лучших, для чего объявил турнир по стрельбе из луков - само собой, назначив целью вершину Окжетпеса. Опять же ни у кого не получилось даже просто дострелить дотуда, а затем попробовал выстрелить тот самый батрак. Бай поставил ему условие: промахнешься - отрубим голову. Батрак промахнулся, но девушка сумела уговорить отца дать ему ещё один шанс, а потом забралась на вершину, якобы подбодрить возлюбленного. Он выстрелил - и внезапно попал! Бай остался верен своему слову, дочь женилась по любви, и как она сказала позже новому герою - на вершину она забралась для того, чтобы если он опять промахнется (а стало быть будет казнён) - броситься вниз.
25.
Говорят, что до вершины горы стрелы действительно не долетают... но скорее всего, тут дело в какой-нибудь аэродинамике.
26.
Спутник Окжетпеса - Жумбактас, или Камень-загадка, или по-нашему Сфинкс. Впрочем, он с каждой точки выглядит по-своему - например, с другого берега Голубого залива больше всего напоминает боевой катер:
27.
Тут задаёшься вопросом, как "голова" вообще держится:
28.
Тут - действительно сфинкс с мефистофелевским носом:
29.
А тут опять боевой катер. Для масштаба хорошо виден водный велосипед:
30.
Ещё одна скала между Окжетпесом и Жумбактасом:
31.
32.
33.
А дорога ведёт прямиком к поляне Абылая:
34.
Абылай, или Абилмансур, чью историю я подробно рассказывал в декабрьском посте про Петропавловск - один из самых любимых героев казахской истории, живший в середине 18 века. Это у нас 18 век - эпоха просвещеннаая и сентиментальная, а здесь ещё царило девственное Средневековье, и шла своя Столетняя война казахов с джунгарами, то есть монголами. Джунгары хорошо трепали и Китай, и Россию, с помощью пленных инженеров наладили производство огнестрельного оружия, а для казахов были врагом №1. Война шла с попеременным успехом, в ней отличились и предки Абилмансура - дед Абылай Кровожадный (Канишер), отец Корким Валисултан, и наконец сам Абилмансур, который имя своего деда-героя сделал своим боевым кличем. Родился он в 1711 году, когда дела казахов были особенно плохи, в 1730 году участвовал в казахской "реконкисте", а 1742-43 годы провёл в джунгарском плену, и поэтому неплохо знал Джунгарию изнутри и умел играть на её междоусобицах. Однако самое сложное началось после того, как в 1756 году Джунгарию уничтожил Китай. Казахи оказались между двух великих империй, Абылай несколько лет лавировал "между медведем и драконом", и сумев отстоять право казахских купцов торговать в Поднебесной, в 1759 окончательно принял протекторат России, что по меркам тех мест и той эпохи можно было бы назвать "европейский выбор". Екатерина II утвердила Абылая ханом Среднего жуза, то есть северо-восточного Казахстана. Наконец, в 1771 году Абылай был провозглашён ханом всех трёх казахских жузов (орд), и по легенде, это случилось именно здесь, на всенародном сходе.
35.
Поляна Абылая, украшенная стелой независимости и шестью каменными идолами (видимо, намёк на 6 жён, данных здесь новому хану) - место действительно величественное. Впечатляет и стела на фоне гор - у Казахстана всё же очень красивый герб - орёл, несущий на крыльях Солнце:
36.
На другой стороне - кафешка, где я впервые попробовал шубат:
37.
Второе такое же здание - музей Абылая. Кстати, гору с двумя вершинами на заднем плане туристы прозвали Пьяный Ёжик:
38.
Музей, посвящённый сходу 1771 года и избранию Абылая, сделан вполне по-казаахски - не слишком информативно, но очень зрелищно. Как я убедился ещё в Аркалыке, визуальной проработкой музеев здесь не пренебрегали даже в "эпоху застоя", что уж говорить про сейчас...
39.
Здесь же можно узнать о трёх казахских жузах, их основателях и делении на роды; о различных исторических личностях из самых разных частей страны, о петроглифах и мавзолеях... Короче, вполне можно потратить двадцать минут и сотню тенге:
40.
А в лесу за обелиском можно увидеть валун Трон Абылая - по легенде, хан трёх жузов был коронован именно здесь:
41.
Ещё можно было бы влезть на гору... но у меня уже попросту не было сил (скала в кадре, кстати, известна как Чёртова катушка - представляю, каково там зимой!):
42.
А если верить Википедии, вид с вершины окупил бы всё! Слева - Большое Чебачье озеро, справа - Аулиеколь, хорошо видны Три Сестры, Окжетпес и Жумбактас, посёлок Бурабай и граница степи и соснового леса:
43.
(отсюда)
Как уже говорилось, я не увидел здесь очень многого. Всё-таки на Боровом стоит провести несколько дней, несмотря на его многолюдность и туристичность. Ещё здесь есть грот в виде юрты, где по легенде родился мятежный хан Кенесары (который штурмовал показанную в самом начале серии Николаевку), роща Танцующих берёз (прозваны так из-за формы), многие другие горы, скалы, озёра, водопады, пещеры... Можно было бы, в конце концов, вернуться в Бурабай пешком, обойдя вокруг озера - хотя впереди было ещё 7 километров. Но вместо этого я застопил егерский УАЗ и уехал обратно в посёлок, а оттуда - в показанный ранее Кокчетав.
44.
В следующих двух частях - о моём втором приезде в Астану, которую я теперь покажу совсем с другой стороны...
Другие мои посты о Казахстане - здесь.
---
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ-2012
Великая Степь. Пространство и безвременье.
Приграничье. Челябинская область.
Николаевка. Казачья крепость на краю степи и мои приключения.
Варна. Башня Тамерлана и Малая Европа.
Троицк. Предместья.
Троицк. Наследство ярмарки.
Троицк. Уральская Мекка.
Троицк. Антигород.
Тургайская степь (Кустанайская область)
Лирическое отступление №1. Люди Казахстана.
Кустанай.
Тургайская степь. По дороге в Аркалык.
Аркалык.
Сары-Арка (Акмолинская и Карагандинская области).
Лирическое отступление №2. Города и веси Казахстана 100 лет назад.
Кокшетау (Кокчетав).
Боровое. Щучинск и Бурабай.
Боровое. Прогулка вокруг озера.
Флешбек №1. Астана зимой 2011. Общее. || Хан-Шатыр и Байтерек. || Бульвар Нур-Жол.
Астана. Осколки старых городов.
Астана. Музей Первого Президента.
Акмол (Малиновка). АЛЖИР.
Долинка и Спасск. Карлаг.
Флешбек №2. Караганда зимой 2011. Новый город (проспект Бухар-жырау) || Старый город и Юго-Восток.
Караганда. Штрихи к портрету.
Каркаралинск.
Каркаралинские горы.
Кент и дорога к нему.
Середина Степи (бывшая Жезказганская область)
Семиречье (Алматинская область).
Алма-Ата.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →