varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Как это делается

Тут меня уже не первый раз спрашивают, как я готовлюсь к поездкам. Ну, откровенно говоря, мне казалось и всё ещё кажется, что не дорос я пока до статуса travel-гуру, и всё же рискну удовлетворить читательское любопытство. Особенно советую это прочитать тем, кто мне завидует.

В общем-то, подготовку можно разделить на два этапа: 1 - ЧТО посмотреть, 2 - КАК посмотреть. Оба эти этапа повторяются дважды: сначала - вчерне (чтобы иметь представление, сколько дней на всё это дело надо), затем - начисто. Между черновым и чистовым этапами - покупка билетов. А билеты на поезда и самолёты я почти всегда беру заранее. В ближайшей железнодорожной кассе меня знают в лицо и боятся, ибо больше никто не покупает у них по 5-7 билетов разом.

Итак, этап "ЧТО посмотреть", или даже "ГДЕ посмотреть". Как верно заметил в своё время Ярослав Блантер, "Чтобы посетить Тотьму, нужно как минимум знать, что она существует". В каком-то смысле это самый сложный момент.
Тут хорошее подспорье - путеводители "Ле Пти Фюте" серии "Регионы России", которые я некогда буквально коллекционировал. Достоинство таких путеводителей - всеохватность в рамках отдельно взятого региона. Другой вариант - различные списки памятников культуры: например. по Казахстану самым полезным источником информации оказалась вот эта статья в Википедии. По Белоруссии неоценимый ресурс "Глобус Беларуси", по Украине - сразу несколько сайтов-путеводителей. Но при этом нет такого источника, который бы давал 100% охват: например, в "ле-пти-фютешном" путеводителе по Иркутской области не упоминалась Вершина, в статье по ссылке ни слова про Каркаралинск, а из украинских сайтов не понятно, чем может быть интересен Донбасс. Часто полезным оказывается Google Earth с Panoramio и Викимапия с контурами объектов. Если уж совсем ничего - как-то по наитию ищу в яндексе: от "Город Н. достопримечательности" или "город Н. памятники архитектуры" к "город Н. Никольская церковь" и далее. О многих местах я узнавал реально случайно... но это непередаваемое ощущение: когда нащупал внезапно какую-то небольшую зацепку - и "вытащил" на свет божий целый город.

В принципе, мои самые ходовые сайты (т.е. с большим территориальным охватом):
Википедия.
Google Earth.
Викимапия.
"Народный каталог православной архитектуры" - потрясающий охват.
"Музеи России" - ценнейший ресурс, охватывающий ВСЕ государственные музеи страны.
"Замки и храмы Украины" - только на украинском.
"Дорога.ua" и "Энциклопедия достопримечательностей Украины"
"Путеводитель по России" - очень неполный, но информации очень хорошо структурирована.
Сообщества russiantowns и arch_heritage.
Десяток отдельных ЖЖ, которые перечислять не буду, чтобы никого не обидеть.

Источники, прямо скажем, не фундаментальные. Имею ли я право что-то вякать по краеведческой части, не проведя год чистого времени в библиотеках - для меня самого вопрос мучительный. С другой стороны: а кто ещё?

Следующий этап - это КАК посмотреть, то есть логистика.
В первую очередь - транспорт. Тут самые полезные источники - "яндекс.расписания", all-transports и официальный сайт РЖД, где можно узнать наличие билетов и цены. Первый хорош всем, второй - очень полезен, но имеет много пробелов, а третий постоянно падает. В особо тяжёлых случаях я просто звоню на автовокзал и узнаю расписание до интересующего меня места.

С гостиницами сложнее. Вообще, минус российских гостиниц в том, что с большинством из них невозможно общаться по мейлу - только звонить. Более того, дешёвые гостиницы (до 1000р.) как правило не имеют сайтов с указанием цен. Список гостиниц для данного места обычно ищу тупо поиском в яндексе, который чаще всего приводит на "Командировку.ру". Далее - читаю отзывы, смотрю сайты, в конце концов созваниваюсь. Что интересно, в клоповники попадаю довольно редко: почти всегда за 1000-1500р. у меня есть чистый одноместный номер с евроремонтом. Впрочем, заранее бронирую я далеко не всегда: часто ищу ночлег уже на месте, и на улице не оставался ни разу. Помимо гостиниц есть ещё комнаты отдыха на вокзалах, общежития, которые летом могут сдаваться туристам - в общем, не так уж мало мест, которые только на месте найти и можно.
При этом, из-за дороговизны гостиниц я всё-таки стараюсь прокладывать маршрут так, чтобы не пользоваться ими слишком много. И тут всплывает такая незаменимая вещь, как ночные поезда. То есть, ночлег + дорога. Огромные расстояния в России и Казахстане дают большие возможности для этого варианта. Одно плохо - ни раздеться, ни помыться, ни побыть одному, поэтому никогда не допускаю больше 3 (а лучше 2) ночей в поездах подряд. Я люблю комфорт, хотя и могу без него обходиться.
Общепит всегда ищу на месте, не брезгую буфетами на вокзалах или "сухим пайком" из продуктового магазина. В кафе предпочитаю что-нибудь недорогое и сытное (скажем, пиццу), а в ресторан хожу только с целью "гастрономического туризма", то есть дегустации какой-нибудь специфической и имеющей отношение к данному месту кухни.
Отдельная тема - разного рода бюрократия типа погранзон, регистраций, пропусков и прочего. Или невозможности добраться общественным транспортом. Например, в Вершину ехать в 45-градусный мороз автостопом - откровенно рискованно. Как результат, я звонил сначала в польское консульство в Иркутске, там получил телефон Галины Янашек (председательницы общины), и уже затем созванивался с ней. В глубинке часто неплохим источником информации бывают краеведческие музеи: например, на Мезени я узнал, как добраться, где ночевать и как обстоят дела с погранзоной именно позвонив в музей. О том, какой приём мне организовали музейщики в Жезказгане, я писал недавно. Но тут мне, конечно, очень помогает тот факт, что я занимаюсь travel-журналистикой профессионально, всё же "просто туристу" было бы сложнее.

Впрочем, как показывает практика, решить всё на месте тоже удаётся очень часто. Но я человек нервный, склонный к долгому беспокойству, и заранее всё прорабатываю как минимум для собственного спокойствия.

Проект путешествия я обычно составляю в виде таблицы в "Экселе", он становится итогом "чернового" этапа. Колонки следующие: № дня - число - день недели - планы на данный день - цены на поезда/самолёты, на автобусы, на гостиницы, на еду (из расчёта 300р. в день) + 200р. в день про запас. На это ложится режим работы музеев, расписание не ежедневных поездов и автобусов, кроме того места, которые я считаю более опасными, я стараюсь не посещать в выходные. И вот когда такая таблица составлена - можно идти брать билеты.

Ну а последний этап - составление "дорожной шпаргалки", которую затем распечатываю на принтере.
На каждый пукт туда входят название места, краткая историко-географическая справка, и далее по пунктам и подпунктам - что в нём интересного (например: п.1 - старый город и его рядовая застройка, п.1.1. - главная площадь, п.1.2. - церкви старого города, п.2 - железнодорожная станция, п.3. - музеи и т.д.). Тут главное впихнуть максимум информации в минимальный объём. Источники информации самые разные, но в основном или популярные ресурсы (типа википедии или "Глобуса Беларуси"), или тематические сайты ("Народный каталог православной архитектуры"), или местные краеведческий сайты. В Казахстане, например, перечеиь памятников архитектуры часто бывают на сайтах городских акиматов. В любом случае, проработать приходится десятки источников, чтобы собрать разрозненную информацию в одном месте. Википедия полезна своими ссылками на источники, где информации может быть намного больше, чем в самой статье. Само собой, всегда смотреть, насколько этот источник вызывает доверие и насколько совпадает инфа в разных источниках. Кроме того, огромные сведения дают журналы других путешественников. Всё это - сверяясь с картой, и шпаргалка одновременно служит лоцией. В общем, на это требуется много времени. Чтобы писать без ошибок, мне бы к каждой поездке пришлось готовиться полгода.


Что касается сборов, то комплект вещей у меня давно уже стандартизован.

1. Фотоаппарат с запасными флешками и аккумуляторами.
2. Запас маек, носков и трусов с таким расчётом, чтобы можно было обойтись без стирки или постираться один раз.
3. Дополнительный свитер и непромокаемая камуфляжка..
4. Предметы гигиены.
5. Зарядные устройства для фотоаппарата, телефона и плеера.
6. Кружка.
7. Шпаргалка и путеводители. Картами давно перестал пользоваться, но и на GPS не перешёл - хватает зрительной памяти.
Всё это весит 5-6кг, помещается в небольшой рюкзак, с которым можно спокойно ходить по городу. Правда, ещё ни разу не задумывался о походной аптечке, но и лекарства мне в дороги ещё не пригождались.


Но в целом, мне сильно помогает то, что у меня очень хорошая память и большой опыт.
Tags: дорожное, с человеческим лицом
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →