varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Высокопетровский монастырь и окрестности

 

Всего в Москве более 20 действующих монастырей. И из них минимум пять могли бы сделать достойным отдельного посещения любой город России независимо от того, как он далеко. И даже утрата Симонова монастыря не обесценила монастырское наследие. Новодевичий монастырь признанно считается одной из "визитных карточек" столицы, но сегодня речь пойдет о монастыре, по-моему, ничуть не менее привлекатльном - Высокопетровском, расположенном на улице Петровка в 3 минутах ходьбы от Пушкинской площади.

В отличие от Новодевичьего, Новоспасского или Донского монастыря, Высокопетровский монастырь никогда не был крепостью, и большую часть своего времени располагался в глубине городской застройки. Поэтому его комплекс встроен в "единую фасаду" Петровки, и можно каждый день ходить мимо, даже и не совсем понимая, что это за монастырь.



Хотя какая-то странная "европейскость" бросается здесь в глаза сразу же, а часть "единой фасады" внезапно оказывается постройками допетровских времен. Да какими!



Внутри же еще интереснее! На самом деле монастырь был основан в 14 веке митрополитом Петром как Петропавловский, а в 1680-е выстроен в камне на средства Нарышкиных, став одним из самых цельных ансамблей в стиле "нарышкинского барокко". С 1993 года - Патриаршье подворье. Вход туда - через ворота под колокольней:



Первое, что встречает путешественника в стенах монастыря - рекламы паломнического центра "Фавор" и православного института. Это может отпугнуть, но лучше это проигнорировать. Так как, только зайдя в монастырь, видишь одно из ценнейших архитектурных сокровищ Москвы:



Вот это-то сооружение и придают монастырю "европейский" облик. Это церковь Петра Митрополита, 3-я по возрасту в Москве (после собора Андроникова монастыря и кремлевских соборов), возведенная Алевизом Фрязиным (Новым) в 1519 году. Причем, видимо, здесь перед архитектором не стояла задача создать архитектуру чужой страны и веры, и он возвел ротонду, какая бы смотрелось органично в его родной Италии.

Здесь же, под серым русским небом и на фоне конструктивистских зданий, она смотрится поразительно.



Кто-то, наверное, уже обрадовался и готов сказать, что "тривиальная для Италии церковь в России становится шедевром национального значения" - но я не соглашусь. Уверен, если поставить посреди Рима или Флоренции любой из русских соборов 16 века, итальянцам они буду казаться таким же чудом, как нам - эта ротонда.

Перед ней стоит церковь Толгской Иконы Божьей Матери - памятник позднего барокко (1744г.). Так она выглядит снаружи, с тротуара Петровки:



А так - изнутри, маленькая на фоне классических и конструтивистских зданий Москвы:



По бокам от Петровской церкви стоят еще две, построенных уже Нарышкиными, и являющимися, как не трудно догадаться, памятниками "нарышкинского барокко".

Справа - церковь Сергия Радонежского:



Слева - Боголюбская церковь с пристроенной в 18 веке часовней-усыпальницей Нарышкиных.



Около нее сложены надгробья - видимо, принадлежавшие когда-то Нарышкиным:



И опять - до боли европейское...



Мимо Сергиевской церкви, под крытым переходом, надо пройти во второй двор монастыря:



Если первый двор больше для туристов, то второй - сугубо "внутреннего пользования", хотя вход туда открыт для всех. Двор опоясывают живописные галереи (и снова Европа!):



У его дальней стены стоит Петропавловская церковь (18в.) на безразмерно высоком подклете:



И нависают грандиозные братские кельи, возведенные Нарышкиными в 1690-х годах. Это одно из крупнейших для своего времени каменных зданий.

Изнутри:



Снаружи:



Оцените масштаб! К кельям примыкают построенные тогда же палаты Нарышкиных. Вот их отражение в окне соседнего здания:



Словом, меня монастыря потряс своей оригинальностью и цельностью, однако у монастыря весьма необычные окрестности. На фасадах домов Петровки и окрестных переулков подробно останавливаться не будем - пойдем сразу в узкий переулок за Братскими кельями. Пройти немного мимо идущей сейчас стройки - и взгляду откроется поразительное здание, скрывающееся за церковью:





Это Константинопольское патриаршье подворье, возведенное в 1887-93 годах. Ныне оно используется как жилой дом, действующего подворья в Москве нет (из-за напряженных отношений Московского и Константинопольского патриархатов), отреставрирован лишь один корпус здания. Остальные своей запущенностью живо напоминают старинную фабрику.





Рядом, между двумя историческими православными организациями, устроилось посольство мусульманского Алжира:



Есть у Высокопетровского монастыря и другой сосед, стоящий точно напротив. Это музей современного искусства им. Зураба Церетели. Или просто музей Церетели. На стенах музея висят репродукции отнюдь не современных картин:



И для вольного доступа открыт двор, куда можно спокойно зайти. Правда, если вы это сделаете - будете в этом желании не одиноки.

Во дворе - скульптуры. Зураб Церетели как он есть:











И напоследок - несколько кадров в районе Пушкинской площади:



Меня привлек необычный дом в Путинковском переулке - кажется, одна из самых ранних советских построек:





И церковь Рождества Богородицы в Путинках, построенная в 1649-52 годах, последний в Москве шатровый храм.

Вид с Пушкинской площади:



И из Путинковского переулка:



Одна из 7 трехшатровых церквей России. Другие: в Угличе, в Вязьме, в Кеми, в музее Витославлицы под Новгородом и в Перми.

Напоследок - перспектива Тверской. Спускаюсь в метро...


 

Tags: Москва, дорожное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments