varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Боржавская узкоколейка. Часть 1: базарвокзал



В конце 19 века австро-венгерские Карпаты опутала густая сеть железных дорог, в основном колеи 760мм (то есть на сантиметр шире наших узкоколеек), которые строились здесь для вывоза леса - а именно лесозаготовки были основной специализацией Закарпатья в составе и Австро-Венгрии, и Чехословакии. Как и везде в бывшем СССР, с 1970-х годов они уже не могли конкурировать с автостранспортом, и начали исчезать на глазах, сжавшись в два "островка" : полутуристическая Выгодская узкоколейка (она же "Карпатский трамвай") в Прикарпатье и вполне себе пассажирская Боржавская, связующая Виноградов, Иршаву и Берегово. От неё тоже остались лишь клочья - достаточно сказать, что в саму Боржаву она уже давно не заходит. Её история вполне могла закончиться в 1985 году, когда остановилось пассажирское движение... но случилось почти невозможное: в голодные 1990-е местные жители и власти добились от "Укрзализницы" его восстановления. Ныне эта короткая (около 40 километров) линия Виноградов-Хмельник-Иршава с ответвлением к депо в Берегове - наверное, самая активная пассажирская УЖД на постсоветском пространстве. Как она (а также ещё две - в Ровенской и Кировоградской/Одесской областях) существует в наш век оптимизаций всего и вся - загадка, но всё же я счёл своим долгом проехаться по ней.

Об узкоколейке будет два поста - о вокзалах в Берегове и Виноградове и о собственно поездке до Хмельника. Первая часть получилась не столько транспортной, сколько этнографической, ибо по утрам на виноградовском вокзале творится таааааакое.... Ну и напомню тем, кто тут впервые: я вообще-то не знаток железных дорог, поэтому тут могут быть ошибки даже в терминологии, не говоря уж про любые обобщения. Указывать на них прошу корректно, без профессионального сноибзма. А за подробным и профессиональным рассказом с картами отсылаю к Сергею Болашенко.


...Если помните, рассказ о Берегове я закончил у радиозавода, к которому ведёт улица Сечени. Так вот, если от её окончания пройти метров 200 направо, оувидишь вот что - я даже не сразу понял, что это унылое здание, похожее на барак, и есть береговский вокзал (1884). Увы, дворцы на имперских железных дорогах австрияки строили ещё реже нас:

2.


То же со стороны путей. Обратите внимание на сдвоенные рельсы - через Закарпатье, от Ужгорода до Тячева, проходит совмещённая линия "русской" (1520мм) и "стефенсонской" (1435мм) колеи, используемая для транзита европейских грузов из Польши и Словакии в Румынию. Уложены рельсы в шахматном порядке - каждой колее принадлежит "внешний" рельс с одной стороны и "внутренний" с другой:

3.


В ту сторону я и пошёл, и вскоре обнаружил, что от магистрали направо ответвляется ржавая однопутка, местами пропадающая в кустах. Я уже знал, куда она меня выведет:

4.


Тут уместно показать карту, которую я позаимствовал с всё того же "Сайта о железной дороге" по ссылке. Узкоколейка обозначена жирной чёрной линией с красными пунсонами. Её единственный ныне узел - станция Хмельник, близ которой нет даже населённого пункта. Сквозный поезд Виноградов-Иршава то отменяют, то восстанавливают, а вот Иршава-Хмельник и Хмельник-Виноградов ходят туда-сюда по 4 раза в сутки.
В общем, феномен - линия обслуживает 7 сёл, расположенных в густонаселённой местности.

5.


До Берегова же пассажирского движения нет - здесь только депо, куда узкоколейные тепловозы уходят после смены:

6.


Парочка ТУ7 - самых распространённых ныне узкоколейных локомотивов (всего было сделано 3300 штук, сколько из них живы - не знаю, но работают они даже в Африке), делавшихся с 1970-х годов в Камбарке (Удмуртия). В основном такие работают на уцелевших узкоколейках России, под такими я ездил и по Тумской УЖД под Рязанью (ныне покойной), и по Каринской под Кировом (вроде бы тоже покойной).

7.


А рядом нечто поинтереснее - тепловоз ТУ2, строивший в 1955-58 годах в Калуге. Их было построено около 300, но надёжность и эффектный внешний вид стали причиной того, что они сохранились на большинстве Детских железных дорог (я как-то даже устал объяснять, если вдруг кто не знает, что это такое) и на нескольких узкоколейках. В частности, на Украине именно они работают на трёх УЖД с пассажирским движением (ещё Антоновка-Заречное, Гайворон). ТУ2 - это символ советских узкоколеек, и увидеть его в естественной среде для транспортного путешественника - примерно как для всех остальных увидеть в естественной среде какое-нибудь экзотическое животное:

8.


Хотя депо не заброшено, в тот момент вокруг него было тихо и пусто. Территория никак не огорожена, туристу никто не мешает. Чуть дальше вдоль этой линии стоит цыганский табор, а ещё дальше - усадьба Перени, до которых я уже не пошёл:

9.


На самом деле в Берегове я был после утренней поездки из Виноградова в Хмельник, которую покажу лишь в следующем посте. А в Виноградов я прибыл вечером предшествовавшего дня, и только заселившись в гостиницу, отправился на станцию узнать, что там да как. Железная дорога - примерно в километре южнее центра, и о близости вокзала напоминает вот это здание, которое я из-за слишком уж "австрийской" (т.е. не "венгерской") архитектуры принял было за какое-нибудь имперское железнодорожное ведомство (но как оказалось - детский приют, 1897-1902, коим остаётся и поныне):

10.


Вот и вокзал - как и все австро-венгерские вокзалы (кроме "дворцов" в крупных городах) простенький и уютный. Башня вдалеке - чехословацкий элеватор. И здесь хорошо видно, что рельсы охватывают вокзал с двух сторон - прямо по привокзальной брусчатке проложены пути узкоколейки:

11.


А на путях собственной персоной поезд под тепловозом ТУ2, причём тепловоз дымил и тарахтел:

12.


Вот так станция выглядит с обратной стороны - пути широкой колеи проложены здесь:

13.


Причём опять же сдвоенные. Как и всё в Виноградове, на восток они ведут к Чёрной горе (565м):

14.


На вокзале довольно колоритные пассажиры:

15.


16.


Между тем, доносившееся с площади тарахтение ТУ2 изменилось, и я побежал к окошку. Так и есть - локомотив перецеплялся, обходя вагоны:

17.


Прицепился с другой стороны, собрал последних пассажиров и укатил - в Хмельник и далее (уже без вагонов) в Берегово:

18.


Я же решил ехать утром, первым же рейсом. Вот их расписание - активность потрясающая, ведь на многих узкоколейках поезда ходят не каждый день (а большинство так и вовсе чисто грузовые):

19.


Без поезда на вокзале стало тихо и скучно, и я побрёл в гостиницу:

20.


И как же я был потрясён, придя сюда утром! Вместо вокзала меня встретил базар:

21.


Вся площадь была заполнена лотками и людом, за которыми едва-едва просматривался локомотив, грохот которого заглушался рыночным гомоном:

22.


Торговали прямо на рельсах. Едой, обувью, металлоизделиями и просто всякой всячиной. Настоящий невосточный базар. Украина - одна из последних стран в Европе, где жив дух старых рынков. По крайней мере вряд ли он где-то более сильён.

23.


И в ожидании поезда я быстро увлёкся фотографированием - снимал я быстро, аккуратно, от пояса, готовясь в случае чего включить дурачка и отступать к вагону... но это и не потребовалось. Закарпатье - очень мирный край...

24.


25.


26.


27.


А вот этот путь запечатлён на заглавном кадре:

28.


Самые колоритные обитатели базара - конечно, цыганки в ярких платьях:

29.


30.


31.


Говорят, они далеко не всегда смуглые и чернявые... Хотя вот не могу поверить, что и это тоже цыгане:

32.


Пассажиры понемногу заполняли вагон. Вслушивался в разговоры - говорят в основном по-венгерски.

33.


Тепловоз отцепился, пошёл по путям, с которых торговцы спешно убирали товар - сначала "туда", потом (на вводном кадре) - "обратно":

34.


Поезд тронулся:

35.


36.


Прошёл у подножья элеватора:

37.


Но дальше - отдельная история.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Покутье. Коломыя.
.

Tags: "Другая сторона", Западная Украина, деревянное, транспорт, этнография
Subscribe
promo varandej july 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →