varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Коломыя. Часть 1: от окрестностей до Писанки



Коломыя - достаточно крупный (70 тыс. жителей) город в Ивано-Франковской области и "ворота" Гуцульских Карпат. Местами она сама похожа на областной центр, и это не случайно: вокруг Коломыи - собственная историческая область Покутье, которую история вполне могла связать не с Польшей, а - как соседнице Черновцы - с Молдавией. К тому же у Коломыи есть целых два бренда: песенки-"коломыйки" и "писанка", то есть расписное пасхальное яйцо.

Мой рассказ о Коломые будет состоять из двух частей, в первой больше о колорите, а во второй - об архитектуре.


Сходив на гору Поп-Иван (часть 1, часть 2), из Верховины в Коломыю я уехал на старом добром ПАЗике. Как уже говорилось в посте про Верховину, дорога в Гуцульщине образует кольцо: Коломыя - Яремча - Ворохта - Верховина - Косов - Коломыя, и я его таким образом замкнул. Восточная половина кольца официально считается частью трассы "Верховина - Каменец-Подольский", местность тут куда менее живописна и куда более запущена, чем на дороге через Яремчу и Ворохту. А может быть мне просто примелькались горы - по крайней мере я был несказанно рад, когда очередной поворот дороги открыл мне бесконечную равнину... Просто к слову: это ведь та же самая равнина, на которой стоят Петербург и Москва, и даже - на её противоположном конце, за 3000 километров отсюда - Воркута.

2.


Покутьем издавна называли верховья Прута, вклинившуюся между Карпатами и Молдавией. Само это название по-русски звучало бы как Поуголье, "земля в углу". Когда-то это была даже спорная территория: в 1411-36 годах Коломыя сдавалась Молдове в аренду ради союза против татар, а в 1498-1531 Покутье и вовсе было завоёвано Стефаном Великим (при котором Молдова пережила недолгий расцвет) и отбито Яном Тарновским, основателем Тернополя. Весьма вероятно, что удержи Молдава эти земли - Коломыя занимала бы место нынешний Черновцов.

3.


И в принципе обособленность Покутья видна невооружённым глазом - здесь совершенно потрясающая сельская архитектура. То есть, в основном-то конечно привычные в Западенщине коттеджи, но местами попадаются вот такие вот домики: даже не хаты, а натуральные избы, рубленные "в обло" - но при этом с крышами из цветной черепицы:

4.


Не менее колоритны и деревянные амбары. Хотя бы парочка подобных домов осталась тут едва ли не в каждом селе:

5.


Сама Коломыя известна с 1241 года как торговый пункт по дороге из Польши и Литвы к генуэзским факториям Причерноморья, в другой украинский "угол" - Буджак. В 1405 году город получил Магадебургию, и последующие века был центром солеварения и хлеборобства - например, профессиональных пекарей тут было больше, чем во Львове. Вдвойне странно, что с тех времён не осталось почти ничего - судя по всему, к 18 веку город зачах, Австрии с 1772 году достался захолустьем, а в 1860 и вовсе выгорел дотла. Этим Коломыя тоже напоминает Черновцы: новая жизнь пришла сюда в конце 19 века внезапно - в 1866 году построили железную дорогу, а затем в окрестностях стали добывать нефть. За пару десятилетий город отстроился настолько, что в 1886-1967 годах тут даже ходил дизельный трамвай, связывавший Коломыю с нефтепромыслами в Рунгурах через Печенежин, то есть раньше Коломыи механическим общественным транспортом из городов постсоветского пространства обзавелась только Одесса (1880). Но к Первой Мировой войне добыча нефти начала выдахаться, не выдержавв конкуренции с Бориславом, а при Советах Коломыя и вовсе переквалифицировалась в центр машиностроения, где находится в том числе местный "Сельмаш".

6.


Автовокзал и ЖД-вокзал в Коломые находятся на противоположных концах центра, примерно в 3 километрах друг от друга, и так как вечером меня ждал поезд в Москву, а прибыл сюда я на автобусе - общее направление было задана изначально. С автовокзала надо просто выйти на проспект Грушевского (ближайшую крупную улицу) и идти направо:

7.


Впрочем, налево тоже можно - там, примерно в километре от автовокзала, уцелела деревянная Благовещенская церковь (1587) "гуцульского типа" - одно из буквально нескольких зданий "допожарного" города:

8.


На кладбище при ней много интересных могил - от кургана Сечевых стрельцов до вот такого сурового памятника. Это не "браток", как можно подумать, а боксёр Андрей Федчук:

9.


Ну а теперь пойдём в центр. К проспекту Грушевского автовокзал обращён торговым комплексом, и краснокирпичный "тризуб" я машинально принял за стилизацию под кремлёвские зубцы. Здесь же бросилось в глаза обилие машин с итальянскими номерами, что как бы намекает, куда предпочитают ездить коломыйские заробитчане:

10.


Старая застройка начинается почти сразу за автовокзалом:

11.


По общей оживлённости я бы сравнил Коломыю с Ужгородом, а то и самим Ивано-Франковском - полное ощущение, что находишься в областном центре.

12.


А вот архитектура всё же попроще, чем в Стрые или Самборе:

13.


По дороге - довольно интересная греко-католическая Михайловская церковь (1864), одно из первых пост-пожарных зданий в Коломые:

14.


От неё уже хорошо видна башня Ратуши (1877), прототипы которой имеют счастье видеть в огромных количествах уже упомянутые заробитчане.

15.


А вот площади Рынок тут нет - разрушения от пожара 1860 года были так велики, что город решили полностью перепланировать, и вместо четырёхугольного Рынка в Коломые теперь две длинные площади, сходящиеся к Ратуше почти под прямым углом:

16.


На север, перпендикулярно проспекту Грушевского, вытянулась площадь Возрождения с памятником Шевченко:

17.


А на восток вдоль проспекта - площадь Шевченко с памятником памятнику Шевченко, поставленному в 1914 году и год спустя снесённому русской администрацией.

18.


Замыкает площадь церковь Иосафата Кунцевича (1895) - это был литовский греко-католический епископ Полоцка и Витебска, который столь рьяно насажадл там униатство, что в конце концов православные подняли бунт и его убили, за что католики его и канонизировали.

19.


Напротив церкви начинается огромный базар, так что вернёмся пока в сквер напротив Ратуши:

20.


И пойдём через площадь Возрождения:

21.


22.


На местную пешеходку - проспект Черновола:

23.


В целом Коломыя - действительно очень приятный город, чистый, уютный и довольно зажиточный:

24.


Хотя какой ценой это даётся, недвусмысленно дают понять стенды обменников. И что меня всегда особенно поражало: это нам кажется ужасной необходимость ездить на заработки, западенцы же напротив не представляют себе ничего страшнее, чем работать на заводе, и многие здесь своим "заробитчанством" даже гордятся. Я слышал такие формулировки: "мы - свободные люди и работаем, где хотим!" и "мы - самая путешествующая нация, хотя и поневоле". Выше заробитчанства западенцы ставят только малый бизнес. Так они жили всегда, хотя я совсем не уверен, что ездили они бы на заработки, будь здесь избыток стабильной работы.

25.


Вот ещё зарисовки:

26.


27.


Но в какой-то момент по левую руку становится видна собственно Писанка - как с гордостью здесь говорят, "крупнейшее в мире пасхальное яйцо" высотой 13,5 метров. Точнее, это даже целый комплекс - в "яйце" обитает музей, а доме справа - гостиница "Писанка".

28.


Его история началась в 1987 году, когда в местном краеведческом музее (занимавшем Благовещенскую церковь) появился отдел писанок - в те времена этот промысел мало у кого ассоциировался с Коломыей, так как традиция красить яйца на Пасху популярна у всех восточно-славянских народов, а писанки Восточной Украины ничем не уступали западенским аналогам. Однако главный по фондам Любомир Кречковский и его лаборантка Мария Болездюк в 1990-е годы разработали какой-то способ консервации и хранения писанок. Денег на новый "Музей Писанки" подкинули мэр и лично Кучма, своей самой известной достопримечательностью Коломыя обзавелась в 2000 году, и именно с тех пор стала "городом писанки". Ныне в музее хранится 12 000 расписных яиц, билет стоит 10 гривен, а вот фотосъёмка - все 50. Тем не менее, я счёл своим долгом задушить жабу - музей действительно интересен.

29.


На первом этаже - в основном временные выставки, а также стенды о типологии расписаного яйца (кадр выше) и о процессе его изготовления (ниже). Собственно, "писанка" - это не любое пасхальное яйцо: так "галунки" красятся в один цвет (как правило варят с чем-нибудь окрашивающим, например репчатым луком), "крапанки" - пятнышками или полосками, а "писанка" имеет сложный орнамент. Вот что пишет википедия: "На вареном холодном яйце выводят узоры горячим воском при помощи стального пёрышка. Сделав узор, яйцо макают в разведённую холодную краску, начиная с самой светлой, обтирают и делают новый узор воском, и опять макают в другую краску. Когда все узоры выведены, надо осторожно «стопить» воск с яйца — или над пламенем газовой горелки, или над свечой. По мере того как воск тает, его надо вытирать мягкой бумажкой или тряпочкой". Вот как это делается:

30.


На втором этаже - круглый коридор, где помимо писанок представлена вышивка. Вообще, орнаменты в ярких красках - едва ли не главный "конёк" украинского народного искусства, будь то писанки, вышиванки или петриковка.

31.


Коридор охватывает зал с основной экспозицией:

32.


Своды "яйца":

33.


Вид вниз:

34.


Яйцо - штука компактная, поэтому экспозиция в этом не слишком большом здании действительно обширная. Пара десятков стендов, на каждом из которых выставлены работы какого-нибудь народного мастера 18-19 веков. По преимущество яйца красили женщины, а география самая обширная, от Карпат до Донбасса.

35.


Отдельный стенд - яйца с автографами "первых лиц государства" - Ющенко, Тимошенки, Кучмы... Вот только Янукович, вроде, пока ещё не отметился... точнее, отметился, но не здесь, а в Ивано-Франковске в 2004 году.

36.


Ещё одна экспозиция - в пристройке, и здесь тоже много всего, вроде писанок из Канады или Израиля.  Особенно меня впечатлил вот этот стенд с классификацией орнаментов:

37. Оригинал, на котором можно прочитать текст табличек.


Здесь же - вот такая "хата". С учётом вышивки в коридоре, вполне можно сказать, что фактически "Писанка" - это Музей украинского орнамента:

38.


А яйца расписывают самые разные - куриные, гусиные, перепеленые, яйца-"выкидыши", в наше время - страусиные, но в принципе яйцо можно и из дерева вырезать, и из глины слепить:

39.


40.


Что же касается настоящего культурного бренда Коломыи - то это отнюдь не писанки, а коломыйки. Очень грубо говоря, гуцульский аналог частушек, силлабические четверостишья с нечётным строчками из 8 слогов и чётными из 6. К песенкам прилагается и соответствующий танец. Более того, одна из них стала чем-то вроде неофициального девиза города (точнее, её первые две строчки):

Коломия не помия,
Коломия місто
,
В Коломиї такі дівки,
Як пшеничне тісто

И с этим, как видите, не поспоришь...

41.


В следующей части - в основном про центр города с типично австрийской сецессией и огромными новыми соборами, а также про вокзал и про то, почему лучше не ездить поездом София-Москва.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
Предисловие.
На галицкой равнине
Львов. Главный вокзал.
Львов. Стрыйский парк и штрихи к центру.
Львов. Шевченковский Гай.
Червонная Русь. Сходства и различия.
Червонная Русь. Железные дороги Австро-Венгрии.
Червонная Русь. Деревянные церкви.
Червонная Русь. Срам, или мотивы обнажённого тела.
Старое Село из окна поезда
Галицкое Прикарпатье.
Возвращение в Дрогобыч. Соль и нефть.
Борислав. Восставший из нефти.
Сходница и Тустань. "Висячая крепость" белых хорватов.
Долина. Ещё раз про соль и нефть.
Болехов и скалы Довбуша. Ещё одна "висячая крепость".
Стрый. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала на Галагов.
Ужгород. Старый город.
Ужгород. Замок и скансен.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкий замок.
Комитат Берег
Мукачево. Николаевский монастырь.
Мукачево. Старый город.
Мукачево. Замок Паланок.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка. Базар-вокзал и депо.
Боржавская узкоколейка. Поездка до Хмельника.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава и скансен "Старое Село".
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина, или Путь наверх.
Яремча. От Доры до центра.
Яремча. От центра до Камня Довбуша.
Ворохта.
Верховина (Жабье).
Поп-Иван. От подножья до Ухатого камня.
Поп-Иван. До вершины и обратно.
Покутье
Коломыя. От окрестностей до Писанки.
Коломыя. От центра до вокзала.
Tags: "Другая сторона", "Молох", Западная Украина, деревянное, дорожное, ручная работа, этнография
Subscribe
promo varandej september 3, 13:26 13
Buy for 500 tokens
Про Север писать интересно, но уже через неделю я должен оказаться в Ереване. И в общем я не помню, когда последний раз ехал вот так: у меня есть время "пока не надоест" (а надоест мне скорее всего где-то в середине ноября), цель увидеть Армению и Карсскую область Турции, и дорога между…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments