varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Categories:

Дом со львом



...Года три назад в село Поповка, что в 20 километрах от Хвалынска на севере Саратовской области, наведалась очередная студенческая экспедиция из областного центра. Они приехали сюда за устный фольклором... но вместе с тем внезапно совершили открытие: местные жители показали им Дом-со-львом. Дальше, по логике вещей, кто-то должен был это запостить, кто-то повздыхать "ах, такая красота умирает", а затем порешить, что власть во всём виновата и на этом успокоиться... но логика почему-то нарушилась. Неравнодушные люди сумели организоваться, выкупить дом у хозяина (который как раз хотел его разобрать), привлечь внимание общественности и прессы, разработать проект Музея народной монументальной живописи, который в перспективе должен здесь разместиться. Дому-со-львом посвящён отдельный блог lion_house, но внесу свои пять копеек и я.

По словам местных жителей, раньше в Поповке было 3 таких дома, но один сгорел, второй разобрали. В одном из них, говорят, были нарисованы орлы. Считается, что такие дома - наследие кулугуров, как на Нижней Волге называют староверов-беспоповцев. Они не входили в иерарихию Иргизов и Черемшан, но селились к ним поближе.


Добраться в Поповку без своего автомобиля - задача не из лёгких: хотя от Хвалынска до неё всего 22 километра, автобус ходит раз в сутки в 6:50, что рано, так как в дом-со-львом не попасть без помощи соседей. Через Поповку проходит железная дорога Сызрань-Сенная... вот только электричек на ней в расписании не значится. Последний вариант - такси, но на одного это дорого: в основном берут 500 рублей в один конец, а туда-обратно и вовсе 750. Есть, правда, ещё проверенный таксист Максим (+7 927 126 75 70), который за туда-обратно берёт 600 рублей и знает подходы. В перспективе, вероятно, будет возить туда экскурсионные группы. С ним я и поехал - покидаем Хвалынск (о котором я расскажу позже). Точнее, кадр снят, напротив, при въезде, а по указателю Черемшаны-2 - один из санаториев, в которые были превращены старообрядческие монастыри при Советах.

2.


Местность тут очень живописна, и чтобы покинуть Хвалынск, надо перевалить через натуральный горный хребет, который собственно и дал прибежище Черемшанам. Слышал, что раньше эти холмы называли Катюшиными горами: ведь не секрет, что на Волге в давние времена промышляли разбойники, самые настоящие речные пираты, и говорят, здесь обосновалась шайка разбойниц-"амазонок", атаманшу которых и звали Катюшей. Верится с трудом, но легенда красивая:

3.


Саррррынь на кичку!!! - боевой клич волжских пиратов, дословно примерно "Чернь - в сторону!": в фольклоре все эти разбойники были ещё и робин-гудами, которые купца оберут до нитки, а простого человека, если конечно он не холуй и не полезет господина защищать, пальцем не тронут.

4.


А дальше местность в основном очень невзрачная - сёла, поля, холмы. Донельзя обжитый ландшафт. Вообще, в Саратовской области распаханная земля чередуется с участками дикой степи, и какая в этом чередовании логика - судить не берусь. Поповка соседствует с селом Кулатка, через оба пролегает железная дорога, но как уже говорилось, судя по всему, поезда тут теперь только дальние. На въезде в Поповку встречает Никольская церковь (1911), новообрядческая:

5.


Староверы же по-прежнему живут во многих окрестных сёлах, в первую очередь Сосновой Мазе, где до революции было две церкви, а сейчас новый храм перестроен из обычного дома (батюшка ierej_vadim). Впрочем, это не кулугуры, у которых не было ни попов, ни церквей, а "австрийцы", как в этих краях называют Белокриницкое согласие, крупнейшую староверческую конфессию. Ведь Саратовская область - одна из вотчин другого, Новозыбковского согласия, отсюда и такое противопоставление.
Сама же Поповка - обычное южнорусское село, небогатое, но живое:

6.


7.


8.


Хотя и разруха в наличии - её меньше, чем на северах или в среднерусской стороне, но больше, чем в казачьих регионах Юга или в Восточной Сибири:

9.


Дом по соседству с искомым - вполне обитаемый:

10.


А вот и сам Дом-со-львом, столетняя изба, снаружи ничем не выделяющаяся среди себе подобных:

11.


Энтузиастам удалось даже восстановить его "родословную": первым хозяевами, а стало быть создателями, были кулугуры Ларягины, в 1933 году раскулаченные и отправленные в ссылку теперь уже неизвестно куда. Следующие 40 лет домом владела "семья тёти Моти" - ещё обитавшая в этом доме Матрёна Михайловна жива до сих пор, у неё 13 детей, а у них уже не только внуки, но и правнуки. Затем ещё сорок лет, с 1973 года, домом владел некто Тарас Лазаревич Сорокин, сын репрессированного "кулака", а затем дом пришёл в запустение, пока его не нашли студенты. Ныне за домом приглядывают соседи - Валентина и Пётр Мишанины. Чтобы посетить дом, лучше заранее созвониться с Валентиной (+7 937 229 12 91).

12.


Вход через пристройку, осевшее крыльцо во дворе:

13.


Кем был этот Дорофей?

13а.


Дом пока выглядит заброшенным. Внутри невыносимо пахнет плесенью, но... он действительно со львом:

14.


Это ведь не особняк, не хоромы - а обычная изба зажиточного крестьянина. Говорят, расписные интерьеры были популярны в допетровской Руси, и именно поэтому сбереглись у староверов. Подробный рассказ об истории Дома, каждом квадратном сантиметре его росписей с культурологическими аллюзиями есть в блоге Дома-со-львом. Я, конечно, напишу гораздо поверхностнее, но всё же:

15.


В красном углу - киот, где когда-то была икона. Рядом херувим, Георгий Победоносец и орёл:

16.


А также загадочное изображение кого-то, поливающего дерево в кадке - этот символ до сих пор не разгадан:

16а.


О фигуре на потолке же в блоге Дома пишут вот что: Лев, орел и этот некто не наталкивают ли на мысль о четырех символах евангелистов? Представляется,что это действительно ангел, хотя и бескрылый. Кроме того, в районе колен у него/нее можно обнаружить кольцо — в нему подвешивалась зыбка для младенца. Как считают многие посещавшие дом дамы, этот рисунок мог заменять ребенку постоянно трудившуюся мать.

17.


Сам лев, которого я за общую добродушность сразу прозвал Лёва. Его сравнивают то с творчеством Пиросмани, то с изображениями отдыхающих аристократов эпохи сентиментализма.

18.


Вот что ещё пишут в блоге дома: Если есть орел (Иоанн), лев (Марк), ангел (Матфей), то, по правилам сказки, должен быть и бык (Лука). И он есть. Видите закрашенную серо-зеленой краской область справа от двери? Там-то бык и есть.
Несмотря на слой краски, прекрасно видны очертания рогов, крупа и ... вымени. Думается, мастер был весельчак, раз так свободно трактовал евангельские образы. Роспись мы попробуем раскрыть (я, впрочем, ничего не разглядел). Вот такие вот бездны смысла - ни то замена храма для кулугуров, отказавшихся от священства; ни то наглядное пособие по Христовой вере для крестьянских детей.

18а.


Ещё в этой комнате есть русская печь с умывальником:

19.


20.


И донельзя аутентичное тележное колесо:

21.


Вторая комната - бывшая спальня с ещё одним раритетом:

22.


И голландской печью:

23.


Смотритель дома дядя Петя утверждает, что пастух - это портрет первого хозяина дома, кулугура Ларягина. Но в блоге дома приводится и ещё одна версия: пользователь zotov указал, что в образе нашего пастуха может скрываться святой Трифон! Zotov привел следующую цитату: «Святой мученик Трифон: типом римлянин, молод, около 23 лет, пастырь гусей при озере, с пробивающейся бородкой, в рубашке немного пониже колен, сверху епанча с куколем, как носили пастухи; одежда грубая, босой, лицом худощав, волосы кудреваты».

24а.



А гуси больше похожи на динозавров:

24б.



Ещё одна кадка с цветами:

24в.



Я забыл сфотографировать самого дедю Петю... впрочем, внешность у него отнюдь не деревенская, вполне сойдёт и за работягу из города. Тут нужен не фотоаппарат, а диктофон: я ещё ни разу не слышал тОкОй правильнОй вОлжскОй гОвОр. Много незнакомых слов, и в целом лучше всего в речи дяди Пети мне были понятны матюки... которые тут настолько естественны, что даже не воспринимаются матюками. Тем не менее, рассказал он достаточно много, в том числе из сказанного выше.

25.

И в целом, для тех, кто читал невнимательно, хочу сказать вот что: не стоит заламывать руки и страдать на тему того, что "ах, такая красота умирает, а вот в Европе-то...". Здесь красота как раз не умирает: нашлись те, кто готов вернуть её к жизни. Если Вы действительно неравнодушны - лучше как-нибудь помогите lion_house (тем более там написано, какая им помощь нужна).
Напоследок - ещё несколько вещей со двора:

26.


26а.


27.


А сколько ещё таких домов по деревням ждут своих первооткрывателей? И сколько из них - дождутся?

В следующей части расскажу про Хвалынск.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
Попова. "Дом со львом".
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково. Родина трактора.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.
Tags: "Раскол", Поволжье, деревянное, дорожное, природа, ручная работа, староверы, этнография
Subscribe
promo varandej июнь 5, 10:19 29
Buy for 500 tokens
Между знойным и горячим Закавказьем, - весенним Азербайджаном (+Иран) и осенней Арменией (+Грузия и Турция), - самое время съездить на Север, охладиться там физически и морально. Через десять дней я отбываю в Мурманск, чтобы обойти Кольский полуостров на теплоходе "Клавдия Еланская",…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments