varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Вольск. Часть 3: цемент



Вольск - не только купеческий город: в довершение ко всему прочему, это ещё и старый индустриальный гигант. Причём индустрия здесь достаточно необычная - не металлургия, не текстиль, даже не нефть, а цемент. В массовое производство этот материал попал лишь в конце 19 века, и тут-то оказалось, что меловые горы волжского правого берега содержат для него отличное сырьё, всё остальное же не проблема завезти по Волге. Так в 1896-1914 годах вокруг Вольска появилось 4 цементных завода, дававших 13-14% цемента в Российской империи. При Советах они получили новые имена: выше города стоят исправно действующие "Большевик" и "Коммунар", ниже города - заброшенные "Красный Октябрь" и "Комсомолец". Но на всех сохранились старые здания, в том числе совсем петербургские трубы-с-капителями.

За этот пост я хочу поблагодарить Вадима volskcement, который на своей машине не только провёл мне отличную экскурсию, но и довёз в такие места, куда сам я идти бы не рискнул или не нашёл дороги - например, к действующим карьерам. Отсюда и такой объём поста, последнего из трёх о Вольске.


...Сначала мы поехали в нижнюю промзону, к бывшему заводу "Красный Октябрь". Основанный в 1901-03 годах как завод Плигина и Зейферта, он был закрыт уже в наше время и полностью разобран. Сейчас сложно даже представить, где он находился - на месте цехов, клинкерных печей, цементных мельниц подрастает лес. Однако за этим лесом сохранилась рабочая слободка, которую открывает "Лондон" - старое общежитие для инженеров:

2.


Слободка представляет собой квартал на террасе - выше холмы, ниже крутой обрыв к дороге. Вход сюда только один, и 21 век не очень-то спешит этим входом воспользоваться. Здесь, кажется, ничего не изменилось внешне с довоенной поры - и хотя я повидал, наверное, сотни рабочих слободок, такой атмосферы ещё не видел:

3.


4.


5.


Жаль, что мы проехали её довольно быстро, не ступая на землю. Второе каменное здание - школа:

6.


Вернулись на дорогу. Чуть дальше зарастает бывшая контора "Красного Октября":

7.


К дореволюционному зданию которой можно взойти по гнилой лестнице. Здесь ещё что-то теплится:

8.


8а.


Однако хотя сам завод канул в Лету, никуда не деть его огромный карьер, на верхний край которого Вадим меня и завёз. На дне карьера тоже уже выросли деревья, а чтоб был ясен масштаб, предлагаю отыскать жёлтенькую машинку на лужайке у воды в правой части карьера:

9.


Кусок сырья:

10.


Вдалеке пылит "Большевик", крупнейший из вольских заводов, а в ложбине за краем ближнего холма - по сути, весь город, его 9/10:

11.


У Волги - ещё что-то со старой трубой:

12.


А под горой вдоль Волги вытянулась уже слободка "Комсомольца", не столь замкнутая, и потому менее атмосферная:

13.


14.


15.


"Комсомолец" - это бывший завод АО "Ассерин", построенный в 1911 году. По словам Вадима, он был остановлен ещё в 1987 году из-за оползня, от которого в цехах появились трещины. В его старой конторе теперь живут люди:

16.


До ликвидации цехов же дело дошло только недавно. Вадим рассказывал, какие прочные у "Комсомольца" были трубы, которые не удавалось повалить трактором (а у "Красного Октября" их взрывали). На прошлогодних фотографиях olster28 (№№44-51) они ещё были, а сейчас их уже нет. Красивый старый цех, видимо, тоже доживает последние месяцы:

17.


Трубы, судя по всему, стояли здесь:

18.


В цехе на стене целая табличка, иллюстрирующая, как росла трещина. Тем не менее, продержался до Перестройки. А надпись на правом фронтоне - "Охота домой!". Интересно, кто её оставил?

19.


Так что лучше поедем в Верхнюю промзону, к "Большевику" и "Коммунару". Собственно, по дороге туда мы осмотрели Старый город и набережную, которые расположены между двумя промзонами. Выезд из центра к "Большевику" - мимо той скорее-всего-часовни, которой я закончил прошлую часть. А по дороге ещё немного промарха.

Старый пивзавод (пиво тут какое-то особое, короткоживущее, поэтому не вывозится; я не пробовал, ибо не любитель) на фоне домиков центра - это взгляд назад:

20.


И бывшая верфь, а ныне завод "Металлист":

21.


"Большевик" - самый старый (1896) и самый крупный вольский завод, основанный "Товариществом для производства глухоозёрского портланндцемента" (кто сумел выговорить - молодец!). Его основателями были петербуржцы полковник Померанцев и горный инженер Антипин, которым Вольск, наверное, и обязан петербургской архитектурой труб. Собственно, "Большевик" тут исходный, а другие три завода - как бы его производные.

22.


Здесь сразу забивает ноздри крупная жёсткая пыль. Цементная промышленность одна из самых грязных - эти заводы не выбрасывают никаких особых газов, но порождают неописуемое количество пыли. Дышать тут мне было не легче, чем в донбасском Енакиеве.

23.


Вокруг завода - множество точек, где продают цемент, официальных и не очень. По словам Вадима, цены у них примерно одинаковые, но неофициальные обвешивают. До революции цемент хранили в бочках (причём Вольск потреблял 10-15% вех бочек, производимых в империи), а сейчас - в огромных силосах, комлекс которых примыкает к заводу прямо у берега Волги:

24.


Напротив силосов - заводоуправление, опять же в старых зданиях, гораздо более крупных, чем у заводов Нижней промзоны. Ныне "Большевиком" владеет швейцарская компания "Хольцим", крупнейший в мире производитель цемента. По случаю воскресения тут пустовато, но на парковке каждое место обозначено номером соответствующей машины - так что по будням тут жизнь явно кипит:

25.


Табличка, которая изрядно выносит мозг всем тут побывавшим:

25а.


Ещё какие-то старые здания. А вот слободка, может быть по контрасту с огромным заводом, тут редуцирована:

26.


По ту сторону завода находится самый большой карьер, около 1,5км в поперечнике. Посмотреть на действующие карьеры я мечтал давно, но как показывает практика - обычно к ним хрен подойдёшь: подходы есть, но найти их без помощи местных почти невозможно. Вадим же знает прекрасную "смотровую площадку", на которую меня и завёз:

27.


Слева - сам завод. Хорошо видны цементные мельницы (слева) и крутящиеся печи (справа). Мельницы, впрочем, тоже вращаются. Ну а крутящаяся печь, в которой обжигают мергель - это вон та горизонтальная труба. На "Большевике" таких 5 - две по 135 метров, три по 182 метра. Диаметр каждой - по пять метров, примерно как у тоннеля метро.

28.


Справа основная добыча. Увы, качество снимков так себе - пыль, как и дождевая влага, сильно сказывается:

29.


Несколькими минутами ранее:

30.


Локомотив полз так медленно, что я даже заснял табличку на его борту:

30а.


Вообще, в карьере кипит жизнь:

31.


32.


"Белаз" несётся вдоль цементных мельниц:

33.


Красная куча - если я не ошибаюсь, мергель, один из двух основных ингредиентов цемента помимо известняка. Три экскаватора на заднем плане явно образуют какую-то иероглифическую надпись:

34.


Я не знаток производственных цепочек, и не знаю, что это такое на горе:

35.


Если со стороны холмов к заводу примыкает карьер, то со стороны Волги - пристань:

36.


Вся покрытая этим веществом, которое я принял за мергель. На заднем плане, как видите, разгружается баржа - что-то по Волге ещё возят:

37.


Последний, в том числе по времени постройки, завод - "Коммунар" (1911-14), принадлежавший Саратовскому акционерному обществу. От города до него около 7 километров, и перед заводом ещё одна слободка:

38.


Тут более всего впечатляет заброшенный ДК, ещё дореволюционной постройки:

39.


40.


Внутри ещё угадываются интерьеры советского ресторана - брошено здание было лет 5 назад, а 10 лет назад тут ещё гуляли свадьбы:

41.


Внутри какой-то психодел. Я не хочу знать, чем заляпан плакат о любви:

42.


В кустах - заброшенная администрация:

43.


Но сам "Коммунар", стоящий парой километров далее в тупике дороги, пылит исправно:

44.


Вадим свозил меня и к его карьеру. Холмы над заводом имеют статус "микрозаповедника", где обитают кальцефилы, то есть растения, растущие на почвах с избытком кальция. Говорят, о них вспомнило руководство "Большевика", когда сюда пожаловали строить завод конкуренты.

45а.


Теперь же "Большевик" сам строит по соседству новую площадку:

45.


За шлагбаумом, по грунтовочке через лес Вадим привёз меня к последнему карьеру - он тут поменьше двух других, но зато почти раскрывается в Волгу:

46.


Всё как на "Большевике", но поменьше:

47.


48.


49.


А за пыльным шлейфом и волжским плёсом уже прекрасно видна ТЭЦ в Балакове, о не менее богатой промышленной истории которого я уже писал:

50.


На этом и закончу рассказ об Иргизском краю - таком вот странном уголке России. Но к нему примыкает ещё один, не менее странный угол - бывшее Немецкое Поволжье, возникшее в 1760-е годы и исчезнувшее в 1940-е. О нём - в следующих трёх частях.

САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-2012
Вступление.
Старообрядческий край
Иргизы и Черемшаны.
"Дом со львом" в Поповке.
Хвалынск. Город над вечным покоем.
Балаково.
Вольск. Разное.
Вольск. Старый город.
Вольск. Цементные заводы.
Немецкое Поволжье
Зоркино. Цюрих-на-Волге.
Маркс. Баронск, Екатериненштадт, Марксштадт.
Энгельс (Покровск). Столица АССР Немцев Поволжья.
2008. Сарепта в Волгограде.
.

Tags: "Молох", "Раскол", Поволжье, дорожное, индустриальный гигант
Subscribe
promo varandej ноябрь 18, 10:35 110
Buy for 500 tokens
Думая о планах на 2018-й год, лишь один пункт я пока ощущаю константой, своеобразным ДОЛГОМ - это Байконур. После того, как я побывал на Семипалатинском ядерном полигоне, он остаётся моим последним крупным пробелом в Казахстане. Я уже не помню, какая по счёту это будет попытка. Кажется,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments