varandej (varandej) wrote,
varandej
varandej

Наследие народов России. Часть 1. Угрофины Европейской России

 А еще одна из моих любимых тем в культурном наследии - наследие народов России. И здесь я бы хотел сделать небольшой и весьма поверхностный его обзор. С одной стороны, очевидно, что любой народ имеет собственную сельскую архитектуру, и эту тему мы трогать не будем. А если вычесть из культурного наследия народов России жилище, кухню, костюм, фолькор - что останется?




Эстонцы и сету
От лютеранской, европейской Эстонии в России сохранились здания 20-30-х годов в городе Печоры. Однако в Печерском районе Псковской области проживают сету - "православные эстонцы". Впрочем, их культура полностью сельская, а памтяники русской архитектуры в Изборске и окрестных деревнях хоть и очень необычны по виду, создавались русскими.

Финны
Самих финнов в России осталось не так много, но уцелело много памятников финской культуры 19-20веков. Это "старый город" Выборга, где старейшие здания (в основном укрепления) строились в 12-16 веках еще шведами, и имеется один из лучших в России исторических центров в стиле "северного модерна", где есть даже работы Алвара Аалто - мастера "финского функционализма". Похожа на Выборг, хотя и многократно меньше по масштабу Сортавала в Карелии. Сохранились кирхи начала ХХ века в Зеленогорске, Приморске, селе Мельниково, Приозерске, Лахденпохье. В Приозерске, уцелела шведская крепость. Словом, финны и шведы оставили в России множество памятников архитектуры в традиционном понимании этого слова - как достояния искусства.

Народы Ленинградской области (ливы, води, ижорцы)
Из-за малочисленности эти народы не сохранили почти ничего, даже традиционной сельской культуры, по которой близки к финнам.

Вепсы
Так как народ невелик и живет в деревнях, вся его культура укладывается в понятие "сельской". Однако у вепсов есть своя культурная "столица" - Шелтозеро, в котором есть и свои памятники архитектуры.

Карелы
Собственной "карельской архитектуры" так и не сложилось. Все наследие карел - это избы и хозпостройки, костюм и кухня, лодки и лыжи, фольклор и эпос - в том числе легендарная "Калевала", которая даже послужила прообразом для "Сильмарилиона". Однако все это укладывается в понятие "народной культуры", то есть выпадает из нашего обзора.

Саамы и "протосаамы"
Один из "малых народов Севера", который, впрочем, умудрился расселиться даже в Евросоюзе - Швеции и Финляндии. От саамов остался богатейший фольклор, уникальная национальная одежда и кухня, но нас интересует другое. А именно: саамы оставили огромное количество культовых памятников. Это сейды - священные камни, в которых, согласно повериям, живут духи, и лабиринты - сложнейшей формы сооружения из камней и дерна, в центре которых сложены каменные пирамидки. Сейды порой образуют скопления-стоунхенджи, причем многие из сейдов поставлены на "ножки", а многие образуют подобия скульптур-бюстов: камень-тело, с боков камни-руки, сверху камень-голова, причем не всегда человеческая. Существует два таких "стоунхенджа": гора Воттоваара в Западной Карелии и остров Русский Кузов между Кемью и Соловками. А вот лабиринты были созданы древней "протосаамской" культурой, которая также оставила каменистые курганы и фигурные выкладки. Легче всего увидеть лабиринты на острове Большой Заяцкий в Соловецком архипелаге - там сохранилось около 1/3 лабиринтов мира, в том числе крупнейшие из них. Предназначения лабиринтов до сих пор не выяснено.

Ненцы
Кочевой тундровый народ, живущий от Канина носа до Таймыра. И наследие их типично для малых народов Севера - чумы, национальный костюм и ремесла, народная кухня, а еще исключительно богатый и красивый фольклор. Однако у ненцев имеются памятники шаманства. Когда-то их священным островом был Вайгач, и на нем стоял их главный идол. По легенде, жрецы разошлись с Вайгача по 4 сторонам света, и основали 4 новых святилища... Ныне языческие памятники Вайгача разрушены, но из 4 святилищ уцелело 2. Первое - Кузьмин просек в Канинской тундре ("западное" святилище), до сих пор действующее и почитаемое. Как его найти - загадка. Другое хранится в краеведческом музее Сыктывкара - идол с берегов залива Тарасовей ("южное" святилище). Он представляет собой огромную корягу, вертикальные палки которой украшены вырезанными из дерева человеческими лицами, а горизонтальные напоминают головы то ли медведей, то ли китов, то ли драконов. Вообще, Тарасовейский идол для меня оправдал всю поездку в Сыктывкар, но сфотографировать его непомерно дорого...

Коми
Обладают богатейшей сельской архитектурой и культурой в целом. Коми избы-керки - одни из самых интересных сельских жилых построек. Однако, опять же, своей архитектуры и своих "достопримечательностей" коми не создали. Можно отметить разве что весьма оригинальные деревянные дома на улицах Сыктывкара - см. здесь.

Коми-пермяки
Их культурное наследие также не сохранилось. Когда-то в поселке Керчевский была уникальная часовня, в которой деревянный христианский храм строился вокруг пермяцкого священного дерева, но ее сломал в 1980-е начальник рейда, который боялся, что всякие не в меру культурные начальники из Москвы будут делать ему втыки за ее удручающее состояние. Этим он уничтожил единственный, и бесспорно ценнейший памятник коми-пермяцкой культуры. Ныне же важнейшее наследие коми-пермяков - пельмени, ставшие самым что ни на есть русским блюдом.

Удмурты
У удмуртов хорошо сохранилась сельская архитектура, но особо стоит ометить памятники удмуртского язычества - куалы. О них написано здесь, повторяться лень. Всего уцелело 2 куалы - одна в музее Лудорвай ("семейная" куала, некогда такие стояли в каждой усадьбе), вторая - в деревне Кузебаево ("родовая" куала, ныне действующая).

Мордва и древние меря
Мордовцы - в прошлом крупнейший народ Русской равнины, и русские, заселяя новые земли, ассимилировали в основном их. И собственно "мордовской" осталась только сельская архитектура, да и та очень бедная. Впрочем, в Саранске можно увидеть много памятников резьбы по дереву на фасадах домов. А вот древняя меря оставила кое-какие языческие памятники, в частности, знаменитый Синий камень в Переславле-Залесском - "живой" и поныне мерянский бог. А еще, хотя это уже и не архитектура, нельзя не сказать о скульптуре - работах Степана Эрьзи, гениального скульптора начала ХХ века, этнического мордвина.

Марийцы
Пожалуй, самый интересный по своему культурному наследию финно-угорский народ. Ведь марийцы сохранили веру предков, часто называемую "язычество". Всего около 54% марийцев придерживаются родной веры, большинство - двоеверы, 14% - так называемые "чимари", исповедующие только Марийскую Традиционную Религию. Язычеством эта религия перестала быть уже давно, эволюционировав в монотеизм с верховынм богом Кугу-Юмо - остальные божества выполняют роль "святых". В Марий Эл действует более 560 священных рощ, в которых периодически проводятся ночные молебны, которые ведут жрецы, называемые "картами". Есть ряд осбо чтимых рощ: Цепельская в Васильсурске (на месте столицы горных марийцев Цепеля), Шарангская в Нижегородской области, но особенно - Чимбулатов камень в Кировской области - могила легендарного богатыря Чимбулата, хранителя марийского народа. Камень - утес на берегу реки - пытались взорвать в 1830 году, но он до сих пор существует и почитаем. Однако местоположение большинства священных рощ марийцы держат в тайне и чужаков там совсем не ждут.
Tags: география
Subscribe
promo varandej july 22, 10:45 27
Buy for 500 tokens
Писать о враждующих странах нелегко: одну похвалишь - в другой наживёшь врагов. Поэтому раз уж сказал "А" - говори и другое "А": в мае посетив Азербайджан, в сентябре я собираюсь в Армению. Чтобы в итоге видеть целую картину обеих стран, да ещё и Карабах раздора. И только…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments